Опубликовано

Зачем нужна лицензия на дополнительное образование детей и взрослых. Порядок лицензирования дополнительного образования детей и взрослых в Москве и Московской области.

Дополнительное образование – неотъемлемый элемент современной жизни, поскольку оно обеспечивает как получение новых знаний и умений, необходимых для реализации личностью своего потенциала, так и организацию свободного времени, удовлетворяя потребность человека в досуге. Осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей и взрослых могут организации и индивидуальные предприниматели только на основании лицензии ввиду требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ. Однако так как у каждого правила есть исключения, законодательство выделяет категории субъектов, не нуждающихся в получении данной лицензии. Во-первых, это индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения иных педагогических работников (т.е. непосредственно). Во-вторых, это организации, осуществляющие обучение на территориях инновационного центра «Сколково» и инновационных научно-технологических центров.

Для получения лицензии необходимо руководствоваться положениями упомянутого Федерального закона №99-ФЗ, Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, Положением о лицензировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ №966 и принятыми во их исполнение иными нормативными актами.

Срок предоставления рассматриваемой лицензии общий составляет 45 рабочих дней. Что касается лицензирующих органов, то они различаются по территориальному признаку. Лицензию выдает уполномоченный орган субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность по обучению детей и взрослых. В рассматриваемом случае данными органами являются Департамент образования г. Москвы или Министерство образования Московской области соответственно. Стоит обратить внимание, что каждый лицензирующий орган принимает собственные формы необходимых документов, а также имеет свои требования к их заполнению. Поэтому правильное определение лицензирующего органа – первый шаг к получению лицензии.

Прежде чем перейти к описанию основных предъявляемых к соискателям лицензии требований, стоит уточнить понятие «дополнительное образование детей и взрослых». Это вид образования, направленный на удовлетворение индивидуальных потребностей личности в совершенствовании своих знаний и умений в различных сферах. В обыденном понимании – это разнообразные спортивные секции, кружки по интересам, курсы иностранных языков и т.д. Федеральный закон № 273-ФЗ указывает на два вида таких программ: общеразвивающие и предпрофессиональные. Второй вид реализуется только для детей. А вот первый вид может быть реализован как в отношении детей, так и в отношении взрослых. Поэтому прежде всего необходимо определиться с видом образовательной программы. Во-первых, это одно из лицензионных требований, во-вторых, от этого зависят требования к прохождению отдельных этапов получения лицензии. Итак, если образовательная программа содержит модули для обучения детей, то необходимо при получении санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие помещения (его получение является самостоятельным лицензионным требованием и процедурой) руководствоваться соответствующим СанПиНом. Если же обучение детей программой не предусмотрено, то и требования к помещению будут иными. Поэтому первым этапом определяется образовательная программа и учебные курсы, после чего подбирается необходимое помещение, затем на данное помещение получается санитарное заключение. После утверждения программы и подбора соответствующего помещения необходимо оснастить кабинет потребным оборудованием. Его вид и количество прямо зависят от образовательной программы.

Так как лицензирование – процедура, как правило, сопровождающая бизнес, немаловажным для соискателей лицензии является определение «сметы расходов». Помимо затрат, которые так или иначе возникнут при подготовке к получению лицензии (покупка или аренда оснащения, помещения), есть один обязательный платеж, предусмотренный процедурой лицензирования. Это уплата госпошлины в размере 7 500 рублей. При ее уплате необходимо указывать реквизиты лицензирующего органа (для соискателей, фактически осуществляющих деятельность в г. Москве – реквизиты Департамента образования г. Москвы, в Московской области – Министерства образования Московской области). Иных расходов, связанных с получением лицензии, не предусмотрено. Дополнительные расходы могут возникнуть в процессе получения санитарного заключения. Хотя данная услуга и предоставляется бесплатно, для ее получения необходимо предоставлять отдельный перечень документов, например, результаты замеров параметров освещенности и микроклимата помещения, которые также оплачиваются отдельно.

Соответственно, необходимыми для получения лицензии являются следующие документы: 1) документы, подтверждающие наличие на законном основании необходимых помещений; 2) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений санитарным правилам; 3) справка о материально-техническом оснащении; 4) справка о наличии разработанной и утвержденной образовательной программы; 5) квитанция об уплате госпошлины. Однако нужно понимать, что в процессе лицензирования неминуемо требуются и иные документы, необходимые для заполнения заявления о предоставлении лицензии. Например, устав организации, свидетельство о постановке на налоговый учет и др.

Перечисленные требования являются обязательными и общими для всех случаев. При наличии специфических характеристик образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых к соискателю лицензии могут предъявляться дополнительные требования.

При выполнении соискателем предъявляемых требований и подготовке необходимого пакета документов, данный пакет подается в лицензирующий орган. После лицензирующим органом назначается и производится выездная проверка по заявленному адресу. Таким образом, в отношении лицензиата производятся как документарная, так и выездная проверки.

Несмотря на понимание предъявляемых требований в теории, на практике в процессе лицензирования у соискателей возникает ряд проблем. Самой распространенной является неспособность самостоятельно подобрать необходимое помещение ввиду игнорирования норм СанПиНа. А как уже было отмечено выше, без соответствия санитарным правилам помещения лицензию не получить. Соискатели нередко пытаются «торговаться» с законом, что естественно, приводит к отказу в получении лицензии. Одними из таких предметов «торга» являются требования о наличии трех туалетов (для мальчиков, девочек и взрослых) и расположение помещений не выше третьего этажа при обучении детей или детей и взрослых. Иные возникающие проблемы, в частности, не предоставление каких-либо документов, их неверное оформление и т.п., не столь глобальны и могут быть своевременно исправлены. Однако стоит обратить внимание, что возможность для исправления таких ошибок одна, и в случае их не исправления или некачественного исправления, необходимо будет инициировать процесс лицензирования заново.

Таким образом, получение образовательной лицензии по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых – необходимое условие для осуществления законной деятельности соответствующими обучающими организациями. Несмотря на то, что на первый взгляд процедура описана понятно и доступно, соискателям лицензии все-таки приходится сталкиваться с «подводными камнями» законодательства. Избежать таких ситуаций, а главное – сэкономить время и ресурсы, как правило, помогает юрист, специалист по лицензированию, поскольку лицам, не связанным с данной сферой, бывает сложно учесть все нюансы предъявляемых требований.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-dopolnitelnogo-obrazovanie-detej-vzroslyh-Moskva-Moskovskaja-oblast-licenzija-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-licenzija-na-DO/

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы