Опубликовано

Телемедицина в России — маркетинговый ход или реальная услуга? Нормативно-правовое обеспечение телемедицины.

Сегодня многие интернет-проекты используют ставшее модным понятие телемедицины в качестве маркетингового хода для популяризации собственного ресурса. Количество медицинских онлайн-сервисов выросло в разы за последние пару лет, объём инвестиций превышает 2 миллиарда рублей в год, а количество пользователей с каждым годом в среднем увеличивается  на 20-30%. Мы можем наблюдать, как телемедицина в России из вспомогательной отрасли неуклонно превращается в самостоятельный рынок системы здравоохранения.

Особенно эта тенденция усилилась после принятия Федерального закона от 29.07.2017 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Данным законом были внесены изменения в ст. 36.2 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая содержит нормы, регулирующие особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий.

В ч. 22, ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даётся следующее определение понятию «телемедицинские технологии»: «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».

Для того, чтобы заниматься медицинской деятельностью с использованием телемедицинских технологий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо пройти процедуру получения лицензии. Эта процедура стандартна для всех медицинских организаций – как предоставляющих подобные дистанционные услуги, так предоставляющих медицинские услуг при физическом контакте врача и пациента.

С заявлением на получение лицензии в данном случае будет необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Медицинская организация, получившая соответствующую медицинскую лицензию, приобретает право оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), указанным в данной лицензии. Из этого следует, что оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как дополнительный способ выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Об этом говорится в Приказе Минздрава РФ от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

В соответствии с ч. 12 вышеупомянутого Приказа, «телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:

  1. первичной медико-санитарной помощи;
  2. специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
  3. скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи;
  4. паллиативной медицинской помощи».

Телемедицинские технологии, согласно действующему законодательству, в целях оказания медицинской помощи могут использоваться в нескольких вариантах:

  1. консультации (консилиумы) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой;
  2. дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой для формирования заключения по результатам диагностических исследований;
  3. дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями;
  4. дистанционный мониторинг за состоянием здоровья пациента.

В ч. 13 Приказа № 965н указано, что «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий может оказываться в любых условиях: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента».

Однако есть и ряд ограничений в отношении применения телемедицинских технологий.

Например, помощь может оказываться только посредством Единой государственной информационной системы и только по тем услугам, на которые у организации есть лицензия, при условии, что она идентифицирована в этой системе.

Кроме того, как указано в ст. 91.1 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все медицинские работники должны быть внесены в специальный федеральный регистр.

Также и врачи, и пациенты должны быть идентифицированы через информационную систему, которая называется Единой системой идентификации и аутентификации.

Росздравнадзор и органы исполнительной власти могут проверить наличие регистрации в ЕГИСЗ (в Федеральном регистре) в рамках лицензионного контроля и, если будет обнаружено отсутствие данной регистрации, это будет расценено как грубое нарушение, влекущее административную ответственность.

Для медицинских работников законодательство предусматривает обязательное наличие усиленной квалифицированной электронной подписи, а для пациентов усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации. Это означает, что пациенты, не авторизованные в системе, попросту не смогут воспользоваться услугой.

Существуют и другие регуляторные ограничения. Например, врач не имеет права проводить первичный осмотр пациента, ставить диагноз и назначать первичный курс лечения удалённо. Помимо этого, обязательная аутентификация лишает пациентов права на анонимность.

Кроме ограничений, у медицинских организаций, применяющих телемедицинские технологии, существуют и особые обязанности. Так, из Письма Минздрава от 09.04.2018 № 18-2/0579 « О порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» следует, что на такие организации налагаются дополнительные требования. Одним из таких является требование выделить отдельную комнату, оснащённую необходимым компьютерным оборудованием, с посменным дистанционным консультированием врачей либо обеспечить каждый кабинет приёма врача компьютерным оборудованием.

В то же время, можно назвать и положительные составляющие для каждого из участников взаимодействия в процессе осуществления медицинской помощи с применением телемедицины.

Для пациентов, проживающих в регионах вдали от крупных медицинских центров, телемедицина может оказаться прекрасным способом получить консультацию, сэкономив на транспортных расходах.

Для других пациентов это единственная возможность получить консультацию у специалиста нужной квалификации.

Для категории нетранспортабельных пациентов – такой вид медицинской помощи, вообще может оказаться настоящим спасением.

Медицинские организации, применяющие телемедицинские технологии также во многом выигрывают,  снижая расходы, связанные с приглашением необходимых консультантов, экономя время на постановку диагноза и лечение, что позволяет снизить время нетрудоспособности пациента, предотвращает его инвалидизацию или смерть.

Формат консилиума с использованием телемедицинских технологий позволяет объединить специалистов разных профилей, находящихся в разных учреждениях на значительном расстоянии друг от друга.

Кроме того, медицинские организации успешно применяют телемедицинские технологии в целях обучения персонала, внедряя телеобучение, используя видеоконференцсвязь и возможность удалённого доступа к информационным ресурсам. Кстати, снижая при этом расходы на оплату командировок сотрудников, отправляемых на обучение для повышения квалификации.

Нельзя не сказать о преимуществах использования телемедицинских технологий для самого консультанта.

Консультантом обычно является медицинский специалист высшей квалификации, его рабочее время само по себе представляет большую ценность. Телемедицина позволяет сэкономить этот ценный ресурс, устраняя необходимость долгих переездов из одного пункта в другой для предоставления консультации.

Избежать возможных расходов телемедицинские технологии позволяют и страховым организациям. Например, в случае, если в договоре добровольного медицинского страхования, содержится пункт об обязанности оплатить консультацию в сложном случае, то страховая компания будет вынуждена оплачивать транспортировку пациента и медицинского работника сопровождающего его к месту консультирования.

На сегодняшний день телемедицина является одним из наиболее быстро развивающихся направлений в медицинском мире, с ежегодным ростом около 19 %.

Размер мирового рынка телемедицинских услуг к 2021 году по прогнозам аналитиков достигнет порядка 44 миллиардов долларов.

Для более глубокого и успешного внедрения телемедицинских технологий в России необходима работа в нескольких важных направлениях:

  1. обеспечение эффективной защиты персональной информации пациентов;
  2. обеспечение доступности интернет-связи в любой точке страны;
  3. привлечение к консультациям врачей – лидеров в своей области;
  4. тщательная доработка законодательной базы в области телемедицины.

В связи с появлением новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, постоянным внесением изменений и дополнений в них, специалистам необходимо провести проверку сложившегося порядка работы на соответствие действующему законодательству. В случае, если Ваша организация планирует предоставлять услуги в области телемедицины, обязательно получите соответствующую лицензию, а помогут Вам в этом опытные юристы.

https://www.ulc.ru/llitsenzirovanie-telemeditsiny-litsenziya-na-meditsinskuyu-deyatelnost-s-primeneniem-telemeditsinskikh-tekhnologiy-v-moskve-ili-moskovskoy-oblasti/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы