Президент 24 апреля 2020 года подписал ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»» (далее Закон).
В установленном порядке Закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации 17 апреля. В законную силу Закон вступил 5 мая.
В п. 4.1. Закона теперь указано следующее: «Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров».
Это означает, что с 5 мая вне закона оказываются кафе и мини-бары в многоквартирных домах, в которых продают алкоголь, и площадь которых составляет менее 20 кв. м. Важно, что такие точки общепита нельзя размещать и в пристройках к жилым многоквартирным домам и на территориях к ним прилегающим.
Далее в абз. 2 вышеупомянутого пункта Закона, во избежание неверных трактовок и применения, даётся понятие термина «площадь зала обслуживания посетителей»: «Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов».
В абз. 3 п. 4.1. Закона указано: «Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях».
Это означает, что в Законе предусмотрена возможность вариативности для регионов. Так, региональные власти наделяются правом по своему усмотрению расширять установленные Законом ограничения даже вплоть до полного запрета на реализацию спиртного не зависимо от площади торговых точек. Эта мера призвана ликвидировать ранее существовавшую лазейку, позволяющую недобросовестным предпринимателям реализовывать алкогольные напитки ночью. Зачастую такие заведения, по сути являясь продуктовыми магазинами, зарегистрированы как заведения общественного питания.
В абз. 4 п. 4.1. Закона предусмотрено следующее: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе о полном запрете на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса».
Смысл данной нормы в том, что о вводимых дополнительных ограничениях администрации городов и районов должны отчитаться перед федеральным органом исполнительной власти.
У нововведений есть как сторонники, так и противники.
К числу первых, например, относятся врачи-наркологи, по мнению которых новые меры позволят спасти большое количество людей, которые колеблются перед выбором «пить или не пить?». В особенности в текущий период, в условиях карантина, когда многие не знают чем себя занять в освободившееся от работы и привычных забот время. Такие люди, даже если они не были зависимыми, могут пристраститься к алкоголю в ситуации, когда он продаётся в собственном подъезде. По статистическим данным в период режима самоизоляции потребление алкоголя в России выросло на 3%. Таким образом, введённые ограничения могут стать, по мнению врачей, эффективной профилактикой алкоголизма в стране и, как следствие, причиной уменьшения числа правонарушений и преступлений. К тому же, такой запрет поспособствует сокращению пьяных людей во дворах и на детских площадках многоквартирных домов.
К противникам введённых Законом ограничений относятся предприниматели, занимающиеся производством алкогольной продукции и её реализацией. Представители бизнеса считают, что Закон в первую очередь больно ударит по легальному бизнесу и без того уже пострадавшему от пандемии коронавируса. Предприниматели убеждены, что запрет на торговлю алкоголем в жилых домах разорит многие малые предприятия общественного питания и компании, производящие алкоголь, что только усугубит экономический кризис в стране.
Вероятно, будет ли от нововведений больше пользы или вреда можно будет понять только со временем.
https://www.ulc.ru/licenzija-na-alkogol/
Денисьева Ксения,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединенные Юристы