Образование – сфера общественной жизни, от развития которой зависит прогресс всех иных сфер, т.к. вся наша жизнь представляет собой познание. Образование призвано дать человеку знания, научить его пользоваться этими знаниями, а также обеспечить развитие человека в различных областях (нравственной, интеллектуальной, физической, творческой). Поэтому к организации образовательной деятельности обращено особое внимание, дабы сфера образования достигала своих целей в полной мере. Отчего у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, желающих осуществлять образовательную деятельность, нередко возникают вопросы относительно организации образовательного процесса, а именно: какие документы необходимо разработать, чтобы процесс образования был не только эффективным, но и соответствующим предъявляемым требованиям законодательства? Опишем основные из таких документов.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. Из данного определения прямо следует, что образовательная программа – не просто неотъемлемая, но системообразующая часть образования. Все виды образовательной деятельности, согласно данному определению, представляют собой форму реализации образовательной программы. Поэтому вид образовательной программы предопределяет вид и уровень образования.
Названный Закон определяет образовательную программу как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий. Образовательная программа может быть представлена в виде учебных планов, графиков и иных документов. Однако и сама образовательная программа принимается в виде отдельного документа. А формы ее выражения, указанные в Законе, — это конкретизирующие ее положения документы. Таким образом, образовательная программа – это основополагающий документ, отражающий содержание образовательной деятельности, а учебные планы и программы – это формы выражения конкретных характеристик, описанных в образовательной программе.
Образовательная программа состоит из трех частей: целевого, содержательного и организационного разделов. Все разделы взаимосвязаны и образуют единый комплекс характеристик образовательного процесса. Целевой раздел представляет собой описание целевых установок, поставленных задач, руководящих начал и подходов к формированию программы. Можно сказать, что целевой раздел – философское начало образовательной программы, которое задает направление для формирования всей образовательной программы в общем. Содержательный раздел включает в себя непосредственное описание образовательной деятельности по направлениям развития обучающегося в различных образовательных областях. Организационный же раздел описывает условия и порядок реализации указанных ранее положений. Он включает в себя изложение финансирования, кадровой политики, формы аттестации, особенностей взаимодействия преподавателей с обучающимися и их семьями и т.д. Немаловажным в настоящее время является определение в организационном разделе форм реализации видов образовательной деятельности, т.к. современное образование требует современных подходов к образовательному процессу. Необходимо отразить интерактивные формы обучения, доступ к которым имеется у данной организации.
Поскольку образовательный процесс – во многом, творческий процесс, носящий индивидуальный характер, законодатель установил, что каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы.
Так как образовательная программа – основополагающий документ, описывающий общее направление образовательной деятельности организации, не дающий конкретных данных, для ее реализации принимается ряд документов, таких, как учебный план, учебные программы, графики и т.д. И в то время как перечисленные документы могут меняться по содержанию (в том числе, прекращать свое действие ввиду принятия нового акта), то образовательная программа может оставаться неизменной.
Любой план – это замысел, проект, реализация которого требует последовательности определенных действий, порядка. И в настоящее время планирование как вид деятельности приобретает особую роль, что не может не затрагивать такую сферу, как образование. Поэтому организация образовательной деятельности зиждется на ряде документов, носящих характер плана. Одним из таких документов является учебный план.
Учебный план, как и всякий план, определяет последовательность и распределение. Распределяет он дисциплины, практики по группам обучающихся и преподавательскому составу, а также время, выделенное на теоретическое и практическое обучение. План определяет последовательность изучения предметов, конкретные сроки, выделенные на их изучение, трудоемкость данных предметов, а также часы, отведенные на консультации и аттестацию.
Как видно из описания содержания, учебный план – документ строго организационного характера.
Что же касается учебной программы, то это также один из документов, отражающий уже содержательную сторону обучения.
Учебные программы формируются на основе учебного плана и составляются для каждого предмета отдельно. Программа представляет собой краткое изложение содержания и методологических установок предмета. Она содержит информацию о темах занятий (название, содержание, отведенные часы на изучение каждой темы, перечень обязательных практических работ и др.). В целом, учебная программа – также своеобразный план, который относится к порядку изучения того или иного предмета.
Все описанные документы утверждаются и принимаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно. Соответственно, каждая программа и план носят индивидуальный характер, хотя и имеют общую цель. Разработке учебных планов и программ посвящен ряд подзаконных актов в виде рекомендаций.
Таким образом, для осуществления образовательной деятельности необходимо разработать и утвердить образовательную программу, на основании и во исполнение которой будут приниматься иные документы, необходимые для организации образовательной деятельности. К составлению образовательной программы необходимо отнестись с особым вниманием, поскольку она представляет собой своеобразную «Конституцию» организации, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке данного документа необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, примерными образовательными программами, образовательными стандартами, а также Приказами Минобрнауки. Общие требования, предъявляемые к образовательной программе, указаны в статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ.
При этом, наличие утвержденной образовательной программы является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату. Для разработки такого основополагающего документа организация может обратиться к опытному юристу, который сможет отразить все пожелания организации в нужной форме, учесть все требования законодательства. Поэтому доверить ее составление профессионалу – залог успешного осуществления образовательной деятельности.
https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/
Светличная Ксения,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.