Если вы хотите услышать мнение преподавателя или административного работника любой образовательной организации о процессах аккредитации и лицензирования образовательной деятельности, приготовьтесь к огромному объему негативных эмоций. И это неслучайно. Повышение качества образования наряду с возросшей степенью ответственности по обеспечению безопасности обучающихся приводят к усложнению подобных процедур, что вызывает необходимость подготовки большого пакета документов, которая возлагается на плечи ответственных сотрудников.
Поскольку я являюсь руководителем среднего звена в крупном университете, мне неоднократно приходилось руководить рабочей группой при подготовке к получению образовательной лицензии.
Могу уверить вас, что получение такой лицензии – процесс непростой и обычно сопровождается рядом трудностей, связанных не только с оформлением документации. Прежде всего, для принятия решения о прохождении лицензирования, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий по обеспечению соответствия образовательной организации всем предъявляемым при этом требованиям. Пересматривается кадровый состав, привлекаются преподаватели с высокой квалификацией, пополняется материально-техническая база, обеспечивается доступность среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В итоге не так страшен сам процесс лицензирования, как подготовка к нему. И образовательные организации, не имеющие проработанных образовательных программ и необходимого обеспечения для их реализации, не соответствуют возрастающим требованиям, зафиксированным в Федеральном законе «Об образовании в РФ», и не готовы к лицензированию своей деятельности.
В настоящее время мы намерены лицензировать новые образовательные программы. И, поскольку этот процесс с каждым годом становится все более строгим и сложным, ускоряем подготовку документов. Еще несколько лет назад родители наших обучающихся практически не интересовались документами, подтверждающими право организации вести образовательную деятельность по интересующих их программам. Сейчас представитель каждого второго нашего потенциального обучающегося просит предоставить ему для ознакомления все регламентирующие документы. Это является нашим конкурентным преимуществом и подтверждением соответствия деятельности всем предъявляемым к ней требованиям со стороны государства.
Одна из моих знакомых работает руководителем детского центра, который достаточно успешно и быстро развивался в ее умелых руках. Очень часто она сочувствовала, видя, как ответственно я подходила к процессам подготовки к лицензированию образовательной деятельности. Сейчас она сама готовится к получению образовательной лицензии, поскольку приняла решение о приеме на работу педагогических работников. И тут она столкнулась с одной вполне ощутимой проблемой: по требованиям в ее центре должно быть минимум три туалета. До этого момента преподаватели и обучающиеся вполне комфортно пользовались одним туалетом, поскольку одновременно в центре находились только две группы по 10-15 человек и несколько человек административного персонала. Даже я, опытный в этих вопросах человек, не знала об этих требованиях, поскольку в нашей организации проблем с количеством санузлов не наблюдалось.
Моя знакомая оказалась перед выбором: отказаться от лицензирования или обеспечить соответствие. Поскольку используемые помещения находились у нее в аренде, ей не сложно было отказаться от них и подобрать более подходящие. Осознав, что развитие центра – процесс практически безальтернативный с позиций обеспечения безопасности бизнеса и повышения лояльности клиентов, она поняла, что лучшим решением будет безотлагательная смена фактического адреса центра. И тут же занялась поиском подходящего места. Наверное, новичкам везет, или это было просто стечение обстоятельств, но очень скоро она нашла более интересные помещения с удобным паркингом недалеко от школы, да еще и с возможностью их выкупа в дальнейшем. Ее не остановил даже тот факт, что в помещениях была выполнена только черновая отделка. Это давало возможность обустройства необходимого количества санузлов. Вдохновившись, она задумала выполнение дизайна помещений в фирменном стиле и параллельно заказала разработку бренд-бука у молодого дизайнера.
Вот так процесс подготовки к получению лицензии на образовательную деятельность неожиданно ускорил и предопределил направления развития детского центра.
https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/
Пичугина Светлана, член нашего фан-клуба
Текст на отсутствие конфликта с нормами права проверила
Асафьева Полина,
юрист 4 категории, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.