Перед организацией или индивидуальным предпринимателем, собирающимся заниматься производством и/или оборотом парфюмерно-косметической продукцией, в составе которой есть спирт, неизбежно встаёт вопрос о том, нужна ли на такую деятельность лицензия и, если да, то какая именно?
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Ранее государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт, осуществлялась в соответствии с приказом Минздрава России от 16 сентября 1999 г. № 344 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)», который утратил силу согласно приказу Минздрава России от 2 июля 2009 г. № 384н.
В настоящее время нормативно-правовых актов, регулирующих государственную регистрацию парфюмерно-косметической продукции, не принято.
Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799, утверждены перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований к безопасности парфюмерно-косметической продукции, а также стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента.
На организации, осуществляющие производство парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию в соответствии с техническим регламентом ТР ТС 009/2011, распространяется действие Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, в связи с чем деятельность по производству спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции подлежит лицензированию.
Лицензирующим органом в данном случае является Росалкогольрегулирование.
В ФЗ № 171-ФЗ даны определения терминов «спиртосодержащая продукция», «спиртосодержащая непищевая продукция».
В п. 3 ст. 2 ФЗ № 171-ФЗ указано: «спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции».
В п. 5 ст. 2 ФЗ № 171-ФЗ указано: «спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Таким образом, производство парфюмерно-косметической продукции без лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции, выданной Росалкогольрегулированием, является незаконной.
В ч. 3 ст. 18 ФЗ № 171-ФЗ указано, что: «Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона…».
В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 18 ФЗ № 171-ФЗ, лицензии на осуществление видов деятельности (хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции) выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию, спиртосодержащую непищевую продукцию.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 18 вышеупомянутого закона лицензированию не подлежит деятельность, связанная с закупкой этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
Исходя из определения, данного в законе термину «спиртосодержащая непищевая продукция», очевидно, что в случае, когда продукция содержит этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, оборот её подлежит лицензированию.
В абз. 3 п. 1 ст. 11 ФЗ № 171-ФЗ указано, что «розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями».
В абз. 3 п. 1 ст. 18 ФЗ № 171-ФЗ указано, что: «Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением …розничной продажи спиртосодержащей продукции…».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель имеет законное право заниматься розничной торговлей спиртосодержащей непищевой продукцией, не имея специальной лицензии.
Однако из общего правила есть исключения.
В п. 4 ст. 1 ФЗ № 171-ФЗ указано: «Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона».
Перечень таких товаров определён в Распоряжении Правительства РФ от 27.10.2018 № 2322-р «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Данным Распоряжением из под требования оформления лицензии выведены некоторые указанные в Перечне вещества.
Из этого следует, что в случае, когда продукция реализуется в потребительской таре указанного объёма, лицензия на оборот спиртосодержащей продукции не нужна.
В случае же, если максимальный объём потребительской тары для данной продукции, указанный в вышеупомянутом Распоряжении превышен, лицензию на оборот будет необходимо получить.
Что касается возможности оптовой торговли для индивидуального предпринимателя, то следует снова обратиться к ФЗ № 171-ФЗ.
В п. 3 ст. 19 закона указано: «Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган: 1) документы, предусмотренные подпунктами 1 — 4, 8 пункта 1 настоящей статьи; 2) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона…» и т.д.
Из данной статьи следует, что законом закреплена необходимость получения лицензии для оборота спиртосодержащей продукции только для организаций, но не для индивидуальных предпринимателей.
Возможность заниматься оптовой торговлей спиртосодержащей продукцией для индивидуальных предпринимателей законом напрямую не запрещена, а необходимость в получении специальной лицензии в таком случае не установлена.
Для чёткого понимания того, какая именно лицензия вам понадобится для начала производства и/или оборота парфюмерно-косметической продукции, содержащей спирт, необходимо обратиться к опытным юристам.
https://www.ulc.ru/licenzija-na-alkogol/
Денисьева Ксения,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединенные Юристы