Опубликовано

Как легально организовать учёбу в образовательных заведениях вне России.

Образование является той сферой деятельности, внимание которой не может не уделяться ввиду важности ее развития.

В настоящее время нередко можно услышать такую характеристику образования и образовательных учреждений, как «престижное». И если рассматривать данное определение не как гонку за «видимостью успеха», а как показатель качества образования, то можно сказать, что лица, осуществляющие образовательную деятельность, чувствующие к этому призвание, не могут не желать стать лидерами в данной сфере, обучать своих подопечных с помощью новейших технологий, давать глубокие знания, а как результат – стать престижными учебными заведениями.

Нередко фраза «престижное образование» ассоциируется с иностранным образованием. Все больше студентов поступают на учебу в учебные заведения иностранных государств или уезжают учиться в рамках программы обучения по обмену. Однако данное мнение может носить поверхностный характер. Подход к образовательной деятельности в России хоть и не лишен недостатков, но российские учебные заведения богаты юными талантами, дарованиями и учеными. Поэтому актуальным направлением является открытие российских учебных заведений на территории иностранных государств. Прежде всего, такое «представительство» обеспечивает доступ соотечественников, проживающих за рубежом, к российскому образованию, а помимо этого, способствует популяризации российского образования на международной арене. Данный вопрос привлек и внимание Администрации Президента РФ, в связи с чем была разработана Концепция «Русская школа за рубежом» (далее Концепция), которая описывает основные цели осуществления российскими образовательными организациями обучения за пределами территории России, а также раскрывает меры по поддержке данных организаций.

Каким же образом организуется указанная деятельность российскими образовательными организациями за рубежом?

Во-первых, подчеркнем, что осуществлять образовательную деятельность на территории иностранных государств могут только образовательные организации (их филиалы), согласно Положению «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 (далее Положение № 966). Образовательные организации – это некоммерческие юридические лица, основной деятельностью которых является образовательная деятельность. Т.е. организации, осуществляющие обучение (юридические лица, которые оказывают образовательные услуги в качестве дополнительной деятельности) не могут осуществлять образовательную деятельность на территории иностранных государств.

Во-вторых, российское образовательное учреждение, расположенное за пределами России, должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, полученной от Рособрнауки. К такому лицензиату не предъявляются некоторые лицензионные требования, например, не требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения для установления соответствия учебных помещений предъявляемым санитарным нормам.

Что остается неизменным, так это наличие на законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности. Соответственно, соискатель лицензии должен иметь в собственности такие помещения на территории иностранного государства, где планируется осуществление деятельности, либо должен быть стороной договора, предоставляющего данные помещения соискателю лицензии для использования.

Обязательным является и наличие разработанных и утвержденных образовательных программ, реализация которых и будет представлять собой образовательную деятельность. Стоит отметить, что вне пределов России можно реализовывать как основные, так и дополнительные образовательные программы. Для этого требуется также иметь соответствующее материально-техническое оснащение.

Дополнительные требования могут предъявляться исходя из содержания заявленных соискателем лицензии образовательных программ (например, наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения). Кстати, п. 16 Концепции прямо предусматривает использование электронных и дистанционных форм обучения при организации образовательной деятельности.

Таким образом, перечисленные требования относятся к процедуре получения лицензии, необходимой для осуществления образовательной деятельности вне пределов России.

Что касается самой организации учебы за рубежом, то Положением № 966 порядок ее установления не регламентируется.

Например, в отношении высших учебных заведений Министерством образования РФ в 1999 г. было разработано Письмо № 53-33-326, описывающее порядок открытия филиала ВУЗов за рубежом. Согласно нему, ВУЗ должен предоставить в федеральный орган исполнительной власти по подчиненности предложение о создании филиала, и приложить к нему проект международного договора, социально-экономическое обоснование открытия филиала ВУЗа за рубежом, выписку из решения учебного совета ВУЗа о создании филиала, перечень образовательных программ (с указанием срока их реализации и описанием предполагаемого контингента обучающихся), документы, подтверждающие заинтересованность иностранного государства (государственных органов и зарубежных юридических лиц) и его готовность оказать помощь в решении организационных вопросов деятельности филиала, а также копии документов, подтверждающих наличие соответствующей учебно-материальной базы. Все вопросы принятия на обучение студентов, языка обучения, направление образовательных программ определяются международным договором. При этом, документы об образовании могут быть выданы и на иностранном языке согласно ст. 60 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Однако образцы таких документов устанавливаются органами исполнительной власти РФ. 

В заключение отметим: для организации учебы за рубежом российскими образовательными организациями необходимо получить лицензию, выдаваемую в России (лицензирующий орган – Рособрнадзор). Данное требование является ключевым, поскольку только оно дает право заниматься образовательной деятельностью российским хозяйствующим субъектам, в том числе, за пределами РФ. Лицензионные требования сами по себе можно рассматривать как своеобразные этапы, при прохождении которых и будет отчасти формироваться организация образовательной деятельности на территории иностранного государства.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/
 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы