В настоящее время наблюдается тенденция к информатизации всех сфер жизни общества, не исключением является и область здравоохранения. Сегодня существует ряд проблем, связанных с запретом на дистанционную продажу лекарств и отсутствием надлежащего контроля в сети Интернет. Лица с ограниченными физическими возможностями, пациенты медицинских организаций и просто заболевшие граждане не могут легально приобретать лекарства через интернет-аптеки. Не имея альтернативы, они вынуждены обращаться к сервису запрещенных сайтов, нередко подвергая свое здоровье риску.
На протяжении последних нескольких лет обсуждается необходимость отмены данного запрета, как нарушающего конституционное право граждан на охрану здоровья. В Определении Конституционного Суда РФ N 676-О также отмечается, что государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы гарантировать гражданам осуществление права на охрану здоровья в полном объеме, включая возможность пользоваться необходимыми отечественными или импортными лекарственными средствами.
В развитие указанных положений в октябре 2015 года Минздрав России выступил инициатором и подготовил проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом»: предлагается упорядочить рынок торговли лекарственными препаратами дистанционным способом и разрешить данный вид торговли аптечным организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, внеся изменения в ряд нормативных актов. 14 октября 2017 года указанный законопроект был внесен в Государственную Думу, и по настоящее время находится на рассмотрении.
Неопределенная позиция государства в вопросе реализации лекарственных препаратов через сеть Интернет катализирует формирование теневого фармацевтического рынка.
В течение 2014 — 2016 гг., несмотря на официальный запрет на дистанционную торговлю лекарствами, нелегальные продажи удвоились и достигли отметки в 700 млн руб. в год. Недобросовестные «продавцы» не имеют лицензии, не соблюдают правила хранения, транспортировки лекарственных средств, работы с рецептами, а зачастую являются источниками сбыта контрафактной продукции. На сайтах представлены лекарственные средства иностранного производства, не зарегистрированные в государственном реестре и запрещенные для распространения на территории РФ.
Принятием данного законопроекта планируется закрепить право на розничную торговлю лекарственными препаратами, отпускаемыми без рецепта, дистанционным способом.
Указанным правом наделяются аптеки, в том числе ветеринарные. Соответственно уточняются определения «фармацевтическая деятельность», «аптечная организация» и «ветеринарная аптечная организация».
При этом дистанционно торговать лекарствами, которые отпускаются по рецепту, будет запрещено. В связи с этим сведения о сайтах с информацией о дистанционной розничной торговле рецептурными лекарствами будут включать в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты с информацией, распространять которую в России запрещено.
Корректируются полномочия федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарств. Вместо полномочия в досудебном порядке закрывать сайты с информацией о дистанционной продаже лекарств вводится полномочие ограничивать доступ к сайтам с информацией о дистанционной розничной торговле рецептурными лекарственными препаратами.
В устанавливаемый на региональном уровне перечень лекарств, которые могут продаваться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых нет аптек, будет разрешено включать наркотические и психотропные лекарственные препараты.
По состоянию на октябрь 2018 года законопроект принят Госдумой в первом чтении, а значит уже в скором времени можно ожидать отмены запрета на продажу лекарственных средств дистанционным способом. В связи с чем непременно вырастет и спрос на рассматриваемый вид деятельности. Обязательным условием для
Для осуществления продажи лекарственных средств необходимо получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Законодательством определен круг требований к соискателю лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, к основным из которых относится наличие помещения, соответствующего всем установленным стандартам, в том числе и санитарным нормам, соответствующего оборудования для хранения лекарственных средств и работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.
Объединенные юристы, имея большой опыт оформления лицензий на осуществление фармацевтической деятельности, помогут Вам получить лицензию, подготовить все необходимые документы и с радостью ответят на все Ваши вопросы. Подробнее узнать о фармацевтической лицензии https://www.ulc.ru/licenzija-na-farmacevticheskuju-dejatelnost-licenzirovanie-optovaja-roznichnaja-torgovlja-lekarstvennymi-sredstvami/.
Мирза Кристина,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединённые Юристы.