Объединенные Юристы: юридические услуги, лицензирование, недвижимость, арбитраж, судебная защита, возврат долгов, юридические консультации, регистрация ООО, Москва

Дайджест

2025-04-20 08:01:00

Казахи, белорусы и киргизы уже не выручат: с 1 мая дорогие иномарки станут еще дороже

С 1 мая вводится новая система расчета утилизационного сбора для автомобилей, импортируемых из стран ЕАЭС, что приведет к их удорожанию в среднем на 25%. Для покупателей в России — это дополнительные миллионы рублей за одну машину. Покажем, за что государство берет деньги.

Почему один и тот же автомобиль в России стоит по-разному

Вначале небольшой практикум для тех, кто еще не знает о масштабах нашего величественного утильсбора и налогов при ввозе иностранных автомобилей в Россию.

Типичная такая картина в салонах официальных дилеров, когда шокированный ценником покупатель восклицает перед продавцом авто:

— Ну почему, почему у вас «Джили Монжаро» стоит 5,5 миллионов, когда в других местах его продают за 3,2 миллиона?!

Для таких покупателей торговцы выступают в роли психотерапевтов, терпеливо объясняя экономику серого импорта. «Другие места», в отличие от официалов, которые ничего от государства скрыть не могут, привозят «Монжаро» из Китая через Киргизию.

Эта братская страна хоть и входит в единое экономическое пространство с Россией, но растаможку автомобилей делает не по пассажирской таможенной декларации, а по таможенно-приходному ордеру (ТПО), в котором только избыток совести не позволит указать цену автомобиля за 60 тысяч долларов в два, а то и в три раза дешевле.

Кроме того, НДС в Бишкеке 12 процентов, а в России 20 процентов.

Еще одна прореха в нашем фискальном заборе — республика Беларусь. Там до сих пор власти заботятся о льготных категориях граждан, кому положены европейские или американские иномарки с таможенной скидкой в 50 процентов. Разумеется, что сами инвалиды и заслуженные деятели Белоруссии на этих машинах не ездят и с радостью уступают их российским покупателям за премию от одной до трех с половиной тысяч долларов.

Таким образом через страны ЕАЭС только в 2024 году в Россию по разным схемам альтернативного импорта было ввезено 181,2 тыс. легковых автомобилей, а годом ранее и все 200 тысяч.

Российское государство долго терпело финансовые шалости соседей по ЕАЭС и теперь, наконец, сказало «баста!». С 1 мая 2025 года оценка «серых» иномарок будет происходить не вымышленным счетам из Киргизии или Минска, а по списку Минпромторга России с указанием среднерыночной цены внутри нашей страны.

Что изменится для импортеров автомобилей

Минпромторге заранее растры формулу расчета платежей за ввозимые автомобили. При этом речь идет не только о новых, но и подержанных машинах.

С мая утилизационный сбор будет рассчитываться по формуле: УС = УС ед + (Рс — Сз) х 0,5, где УС ед — единая ставка утилизационного сбора, Рс — средняя стоимость транспортного средства из перечня Минпромторга, а Сз — сумма затрат владельца на приобретение автомобиля.

— Если не вдаваться в детали, то суть этих новаций в том, чтобы сделать бессмысленным растаможивание автомобилей вне пределов России. — поясняет НИ таможенный брокер Виктор Лемешев. — Зачем вам искать каких-то посредников в Минске, Казахстане или Киргизии, если общая сумма платежей будет такая же, как в любой российской таможне? Но в любом случае процедура расчета платежей станет значительно сложнее. Импортеру придется подтверждать цену приобретенного за границей автомобиля, предоставляя не только договор купли-продажи, но и другие финансовые документы, включая счета-фактуры, спецификации, пассажирские таможенные декларации, отгрузочные листы, транспортные накладные, данные бухгалтерского и налогового учета, отчеты о денежных переводах, сертификат происхождения товара и другие квитанции. Полученная информация будет сопоставляться с данными о ценах на автомобили, которые ежеквартально публикуются Минпромторгом.

— Значит ли это, что серые дилеры исчезнут с авторынка?

— Ни в коем случае! Среди состоятельных людей России остается устойчивый спрос на европейские, американские и японские автомобили лакшери-класса — от «Мерседесов» всех мастей до «крузаков» и «Рэнж Роверов». Разумеется, что они станут дороже на несколько миллионов рублей. Но практика показывает, что «Гелендвагены» по 40 миллионов «Лексусы» по 25 миллионов так или иначе находят своих хозяев. И эти люди вряд ли побегут покупать официальных китайцев или «Москвичи».

— Коснутся ли нововведения с 1 мая частных лиц, которые привозят или оформляют иномарки для личного пользования без права перепродажи в течение года?

— Нет, не коснутся. Этот канал все еще не закрыт государством. Вы действительно можете не платить повышенный утильсбор и пр., если берете машину для себя. Но, как и раньше, все эти операции по оплате, перегону автомобилей связаны с определенными рисками. Например, в Германии гражданам России нельзя купить машину дороже 50 тысяч евро. Опять же не понятно, как ее оплачивать, если прямых платежей между странами нет. А всякого рода обходные варианты требуют и дополнительных затрат, и несут в себе риски потерять деньги. Хотя надо заметить, что проверенные фирмы-посредники (а они есть!) научились работать четко и без сбоев. Так что перед покупкой советую тщательно изучать биографию и репутацию посредников.

Автор: Виктор Левин

Источник: https://newizv.ru/news/2025-04-13/kazahi-belorusy-i-kirgizy-uzhe-ne-vyruchat-s-1-maya-dorogie-inomarki-stanut-esche-dorozhe-436544