Опубликовано

Блогеры с аудиторией 10 000 человек и более обязаны включиться в реестр Роскомнадзора.

Согласно Федеральному закону 303-ФЗ 1 ноября 2024 года в России начал действовать новый порядок ведения Роскомнадзором реестра страниц в соцсетях с аудиторией более 10 000 человек. Отныне блогеры (граждане РФ и иностранцы, юридические лица и ИП), аудитория которых превышает 10 000 человек, должны предоставлять в Роскомнадзор информацию о своей странице в социальной сети и свои персональные данные. Роскомнадзор будет вносить таких блогеров и их данные в специальный реестр.

Физические лица должны передавать: свои ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, которые использовали при создании и ведении страницы. Юридические лица: полное и сокращенное наименование компании, ее организационно-правовую форму, ОГРН, номер телефона руководителя и реквизиты сотрудника, который создал страницу, адрес электронной почты, которую использовали при создании и ведении страницы. Индивидуальные предприниматели: фамилия, имя, отчество, ОГРНИП, контактные телефоны и электронные адреса всех администраторов. Иностранные граждане: свои ФИО, номер телефона, адрес электронной почты. Сведения должны передаваться в электронном виде на сайте Роскомнадзора или Госуслуги в течение 10 рабочих дней после достижения порога в 10 000 подписчиков. Также следует не забывать, что любые изменения в контактных данных должны быть переданы в течение 10 рабочих дней с даты их возникновения. Тем блогерам, у кого на момент принятия закона уже имеется аудитория из 10 000 подписчиков, необходимо внестись в реестр Роскомнадзора до конца ноября 2024 года.

Блогерам, не прошедшим такую верификацию, запрещено собирать донаты и продавать рекламу. Российским компаниям запрещено размещать рекламу на страницах блогеров, не включенных в реестр, а пользователям соцсетей и блогерам из перечня Роскомнадзора запрещено репостить тех, кого не включили в реестр. Соцсети обязаны размещать специальную маркировку на страницах блогеров, а с 1 марта 2025 года они, согласно требованию Роскомнадзора, должны будут в течение суток блокировать страницы тех, кто не прошел верификацию. Обязательная регистрация в Роскомнадзоре коснется блогеров, ведущие свои персональные страницы в соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен, Х (бывший Twitter), YouTube, Rutube, TikTok, LiveJournal, Пикабу, Discord, Likee, Pinterest и Yappy. В данном списке отсутствуют запрещенные в РФ и заблокированные с марта 2022 года Instagram и Facebook. А TikTok с марта 2022 года сам ограничил возможность размещения новых постов для россиян.

Уже через месяц, 1 января 2025 года, начнет действовать запрет на рекламу, репосты и финансирование. Тогда же вступят в силу штрафные санкции за нарушение требований законодательства. Пока информация о размере штрафов отсутствует, но уже сейчас может быть применима действующая норма о нарушении законодательства о рекламе — статье 14.3 КоАП РФ, предусматривающая штрафы:

для граждан — от 2000 до 2500 рублей;

для должностных лиц — от 4000 до 24 000 рублей;

для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 рублей.

Необходимость приятия такого закона чиновники объяснили необходимостью защитить пользователей от мошенников, повысить доверие аудитории к каналам блогеров, а самих блогеров от мошенников, создающих аккаунты-двойники. Юристы же видят в этом усиление контроля за деятельностью блогеров.

За юридической помощью по внесению в реестр блогеров обращайтесь в группу компаний Объединенные Юристы.

Юрист, специалист по разрешительной деятельности

группы Объединённые Юристы.