Опубликовано

Что нужно для получения лицензии на проведение работ с пестицидами?

В начале 2018 года были введены изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которыми добавился новый вид деятельности, на который требуется лицензия. Данным видом деятельности является выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию. Следом было принято Постановление Правительства РФ от 03.02.2017 № 133 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию», которое регулирует процесс получения лицензии на данный вид деятельности.

Поскольку данная лицензия является достаточно новой и по ней еще не сложилась необходимая правоприменительная практика, у многих людей возникают вопросы по требованиям к соискателю лицензии, указанным в Постановлении Правительства № 133. А одними из самых сложных видов работ, к которым предъявляется больше всего требований являются 1 и 2 виды: «Работа по уничтожению или лишению жизнеспособности вредных организмов в подкарантинной продукции или на (в) подкарантинных объектах с применением пестицидов первого, второго, третьего, четвертого классов опасности в соответствии с санитарными нормами и правилами».

В данной статье мы рассмотрим, какие требования предъявляются к соискателю лицензии и что необходимо иметь, чтобы получить данную лицензию.

У соискателя лицензии должен быть на праве собственности, аренды/субаренды склад для хранения пестицидов и административные помещения. Договор ответственного хранения пестицидов не подойдет. Также на склад хранения пестицидов у соискателя лицензии должна быть получена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 класса опасности. В помещении склада должна быть установлена пожарная и охранная сигнализация.
Соискателю лицензии необходимо заключить договор со страховой компанией на страхование ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг. В данном договоре должен быть прописан адрес склада, на котором будут храниться пестициды.
Для выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию у соискателя лицензии должны быть в штате 3 работника с высшим образованием по «Агрономии» или «Защите растений» со стажем работ по данным специальностям не менее трех лет. На каждого такого работника должно быть получено удостоверение на право проведения фумигационных работ или иной документ о повышении квалификации и аттестации специалиста.
Соискатель лицензии должен разработать в соответствии с Постановлением Правительства РФ №730 от 26.08.2013 г. «Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» план по локализации и ликвидации последствий аварий, журнал хранения пестицидов, журнал транспортировки пестицидов, журнал утилизации пестицидов и программу производственного контроля работ по транспортировке и утилизации пестицидов.
У соискателя лицензии должны быть в наличии средства индивидуальной защиты, такие как перчатки, сапоги, защитная одежда, фильтры, полумаски, противогазы.
Соискатель лицензии должен заключить договор предоставления транспортных услуг с организацией у которой имеются специализированные транспортные средства, соответствующие требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), если у него самого не имеются данные транспортные средства в собственности или аренде.

Только при выполнении указанных выше условий, организация может претендовать на получение лицензии по карантинному фитосанитарному обеззараживанию с применением пестицидов.

При этом следует учитывать, что в лицензии прописывается регион осуществления работ по карантинному обеззараживанию. По каждому заявляемому региону у соискателя лицензии должны быть заявлены склады в данных регионах и все соответствующие документы на данные склады. Поэтому Вы можете сначала получить лицензию на один регион и заявить склад для пестицидов в данном регионе, а уже потом переоформить данную лицензию и добавить остальные регионы, в которых Вы будете осуществлять данную деятельность.

Если Вам что-то непонятно, обращайтесь в Объединенные Юристы. Мы всегда рады Вам помочь и ответить на интересующие Вас вопросы, а также получить лицензию на карантинное фитосанитарное обеззараживание.

https://www.ulc.ru/litsenziya-na-pravo-vypolneniya-rabot-po-karantinnomu-fitosanitarnomu-obezzarazhivaniyu-s-primeneniem-pestitsidov-litsenziya-na-pravo-vypolneniya-rabot-po-obezzarazhivaniyu-pestitsidami/
 

 

Белоусова Ольга,

юрист 7 категории, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Личная жизнь и образовательный бизнес. Личный опыт получения образовательной лицензии.

В прошлом году, один из знакомых предпринимателей предложил мне инвестировать деньги в частное образование. Речь шла о небольшой частной школе начального образования. Наши совместные активы были ориентированы на открытие заведения с наполняемостью не более 100 человек за первый год обучения. Основной упор мы хотели сделать на начальную школу. Если бы дальше все пошло согласно нашим планам, расширить материальную базу и перейти в среднюю школу. А там дальше – планы могли идти еще дальше.

Чтобы был понятен наш выбор, я вкратце обрисую ситуацию с частным образованием в Москве. Именно здесь мы намерены развернуть наш бизнес и здесь подавали документы на лицензирование образовательной деятельности.

Итак, самая важная информация: в Москве ощущается огромный дефицит частных школ. C 2004 по 2018 год количество учеников частных школ увеличилось с 18,5 тысяч человек до почти 40 тысяч. Это данные только Москвы и Московской области! В 2008 году было аккредитовано 145 частных учебных заведений, а в 2016 году их было уже больше 170. Это достаточно большая динамика роста. Учитывая, что школа — это не производство. Нужные огромные инвестиции, а в особенности поиск качественного преподавательского состава. Родители учеников крайне привередливы в выборе учебного заведения. Ведь ценник за годовое обучение может находиться в пределах от 3 тысяч долларов США в год и выше. Цена сравнима с годовым контрактом в ведущих московских высших учебных заведениях!

Что мы сделали?

Разработали бизнес-план, привлекли партнеров и начали движение вперед.

И вот тут мы допустили свою самую главную ошибку – мы решили заняться лицензионными документами самостоятельно. Почему? В бизнес-плане, который мы заказывали в хорошем консалтинговом бюро, в строке Research & Development образовательная лицензия должна была быть реализована самостоятельно. Без привлечения юридической компании.

Уже потом, когда мы обратились за помощью в компанию Объединенный Юристы, мы несколько раз пожалели – почему мы не посетили профессионалов сразу.

По порядку. Опишу все наши злоключения.

Для начала – обновленный пакет закона, регулирующий лицензирование принят только в 2013 году. Сказать, что это все очень сложно – значит не сказать ничего. Если вы решили сделать это сами – я могу вам искренне посочувствовать. Это долго, ответственно и очень нервно. Нанимайте профессионалов, которые не единожды съели на этом процессе собаку. В противном случае, потеряете время и деньги. Отмечу, что мы не успели открыть школу в назначенный период. Только благодаря юристам закрыли все вопросы с оформлением. В итоге, успешно запустились, но только через год.

Для начала – срок только рассмотрения документов составляет 60 дней. Если вас не представляют юристы, будьте готовы, что решение вам дадут именно на 60 день. И ни днем раньше! Юристы этот вопрос всегда держат на контроле, и мы после обращения получили ответ намного раньше.

Итак, что у вас должно быть до подачи документов.

Самая главная статья расходов – объект недвижимости. Причем не абы какой – а соответствующий стандартам образования. С выходами, классами и требованиями комфортности. Обязательно точка общепита. Можно арендовать – но контракт должен быть твердый. То есть как минимум на срок свыше 3-х лет.

Второе условие – ждите визит СЭС (Московская санитарно-эпидемиологическая служба). Только от их заключения зависит ваше движение на пути к лицензии. У нас было новое здание. Но инспекторы начали сопротивляться в согласовании. Объединенные Юристы встречались с ними раз пять – без денег благополучно заставили их выдать санитарно-эпидемиологическое заключение.  

Ваш учебный проект должен соответствовать ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт – в зависимости от направления деятельности их 9 блоков). Сюда же входят разработанные образовательные программы (они не должны противоречить правилам и рекомендациям Министерства образования).

Кроме того, необходимо иметь приобретенную литературу и медийное обслуживание (школьные интерактивные доски, библиотека и т.д.). И вот после того, как вы получили справки 5 посторонних ведомств – впереди вас ожидает лицензия на образовательную деятельность.

Собственно, сам юридический блок состоит из 15 обязательных документов. Где мы впервые споткнулись. От свидетельства о регистрации нашей компании до справки о педагогических работниках и стандартов образовательного процесса. Все очень сложно и долго делать без привлечения внешних консультантов. Кстати, госпошлина за рассмотрение совсем небольшая – всего лишь 7,5 тысяч рублей. Документы надо подавать в московский Рособрнадзор. Юристы нам помогли после того, как мы не прошли первый этап рассмотрения и нам вернули на доработку. Как итог потеряли почти календарный год.

Мой совет – не рискуйте. Обращайтесь сразу к Объединенным Юристам. Не потеряете время и выполните весь процесс согласования как по нотам. Именно так у нас в конце и получилось.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Екатерина Оболенская, предприниматель.

 

Текст на отсутствие конфликта с нормами права проверила

Федакова Софья,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Вопросы расположения медицинской организации и организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции.

Оказание медицинских услуг является достаточно прибыльным бизнесом, поэтому в настоящее время все больше людей планируют открывать частные медицинские клиники. Но для осуществления медицинской деятельности очень многие составляющие успешного ведения бизнеса зависят именно от расположения данной клиники. И на практике, когда дело доходит до выбора помещения для размещения клиники, возникает очень много вопросов и проблем с выбором идеального помещения, которое будет удовлетворять не только требованиям самого предпринимателя, но и соответствовать санитарным и лицензионным требованиям.

Одним из спорных моментов при подборе помещения является его удаленность от организаций, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции (магазины, кафе, рестораны и другие). Данные вопросы регулируются на региональном уровне, и в каждом регионе установлены свои нормативы удаленности медицинской организации от места розничной продажи алкогольной продукции.  Например, в городе Москве данные положения закреплены в Постановлении Правительства Москвы от 28.12.2005 №1069-ПП «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции». В данном нормативно-правовом акте закреплен запрет на размещение организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, на расстоянии до 25 метров от медицинских организаций. В других регионах Российской Федерации данный показатель может отличаться, поэтому необходимо определиться, какие нормативы установлены в Вашем регионе.

Но не менее важным вопросом является то, на кого распространяется данный запрет, а также есть ли необходимость соблюдать его медицинским организациям или данный запрет распространяется только для розничной продажи алкогольной продукции. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 №1069-ПП, если лицензия на розничную продажу алкоголя получается на помещение рядом с которым располагается медицинская клиника, то лицензирующий орган должен отказать в выдаче данной лицензии. Но если на помещение уже получена лицензия на розничную продажу алкоголя, а рядом с ней открывается медицинская организация, то в выдаче лицензии на осуществление медицинской деятельности ей отказать не смогут, поскольку в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, в котором указаны все основания для отказа в выдаче медицинской лицензии, отсутствует данное основание. Поэтому лицензия на осуществление медицинской деятельности будет выдана при любой отдаленности медицинской клиники с организацией по розничной продаже алкогольной продукции. Но в данном случае под удар ставиться как раз данная организация, реализующая алкоголь, потому что если на расстоянии до 25 метров от нее откроется медицинская организация, то по истечении срока действия алкогольной лицензии, данную лицензию не продлят на новый срок, поэтому в данном случае нормативно-правовые акты накладывают обязанности именно на организации, реализующие алкоголь, а не на медицинские организации.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что если Вы планируете получать медицинскую лицензию, то не имеет значения на каком расстоянии от Вашего помещения находится алкогольный магазин или кафе. Вам не могут отказать на основании близкого расположения к данным заведениям. Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции данный показатель имеет решающее значение, потому что по данному основанию Вам могут не выдать лицензию при первичном получении или отказать в продлении уже действующей лицензии, поэтому необходимо обратить на данный вопрос внимание не только при получении алкогольной лицензии, но и при дальнейшем ведении бизнеса.

Если у Вас остались вопросы, касающиеся лицензирования медицинской деятельности или розничной продажи алкогольной продукции или если у Вас возникли сложности при получении или продлении данных лицензий, обращайтесь в Объединенные Юристы!

 https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/

https://www.ulc.ru/licenzija-na-alkogol/

 

 

Белоусова Ольга,

юрист 7 категории, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Как получить медицинскую лицензию?

Одним из важнейших документов для организаций, которые осуществляют или планируют осуществлять различные виды медицинской деятельности, является медицинская лицензия.  Именно она дает право этим организациям оказывать амбулаторную, доврачебную, стационарную, поликлиническую, скорую, санаторную, высокотехнологическую или курортную помощь. 

Самым распространённым вопросом является – «Как получить медицинскую лицензию?». Ведь не для кого не секрет, что получение этого документа довольно сложная процедура. Она потребует немало времени и сил от соискателя лицензии, а также ему стоит принять во внимание финансовые расходы. Лицензирование медицинской деятельности регулируется несколькими нормативными актами, одним из основных является Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 ˮО лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра ˮСколковоˮ)ˮ.

И так процедура лицензирования состоит из нескольких этапов. Изначально соискателю лицензии стоит проанализировать свою деятельность и определиться с конкретными видами медицинских работ, на которые он планирует получить лицензию. Все виды работ перечислены в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 11 марта 2013 г. № 121н “Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях”.

Если у соискателя лицензии отсутствует помещение, ему нужно будет подобрать его и, при необходимости, сделать в нем ремонт. Оно должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим и лицензионным требованиям. После этого на помещение, в котором будут осуществляться выбранные соискателем лицензии виды работ, необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение от соответствующего территориального органа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Помимо вышеуказанного, помещение должно быть оснащено медицинским оборудованием, которое разрешено к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), в соответствии со стандартами оснащения. Для каждого вида медицинских работ он свой. Также у соискателя лицензии в штате должен быть медицинский персонал с соответствующей выбранным работам квалификацией, руководитель медицинской организации или его заместитель, а также работник или организация, осуществляющая техническое обслуживание медицинского оборудования. Для индивидуальных предпринимателей установлены иные требования. Для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности он сам должен обладать соответствующей квалификацией и стажем работы по специальности не менее пяти лет – при наличии высшего медицинского образования, и не менее трех лет – при наличии среднего медицинского образования.

Важным этапом процедуры лицензирования является сбор пакета документов для сдачи в лицензирующий орган. Перечень необходимых документов устанавливается Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра ˮСколковоˮ)ˮ, которое было утверждено упомянутым ранее Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

После приёма пакета документов лицензирующий орган в течение сорока пяти дней проводит документарную и выездную проверку. Документарная проверка проводится в целях проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, которые подал соискатель лицензии. А выездная проверка проводится для установления соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. По итогам этих проверок лицензирующий орган подписывает приказ о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. В случае если приказ положительный, соискателю лицензии выдается лично или направляется посредством почтовой связи бланк лицензии. Но деятельность он может осуществлять со дня, когда был подписан приказ. В случае отрицательного приказа, соискателю лицензии вручается или также направляется посредством почтовой связи уведомление об отказе в предоставлении лицензии.

Несколько пунктов, которым следует уделить внимание при процедуре лицензирования:

— за предоставление лицензии на осуществление медицинской деятельности взимается государственная пошлина, сумма которой составляет 7 500 рублей;

— лицензия на осуществление медицинской деятельности бессрочна;

— осуществление медицинской деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Если Вы планируете получать лицензию на осуществление медицинской деятельности и Вас пугает большое количество требований, доверьте это нам! Мы всегда проконсультируем по всем возникшим вопросам, поможем разобраться в спорных ситуациях, а также оформить все необходимые документы.

 https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/

 

Федакова Софья,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Размещение медицинской организации в жилом доме.

В настоящее время помещения на первых этажах жилых домов все чаще арендуют или покупают в собственность для организации медицинских кабинетов или центров. С точки зрения рентабельности, это очень правильное решение. Одним из безусловных плюсов такого размещения является наличие большого жилого фонда в ближайшем доступе, и как следствие, увеличение количества потенциальных пациентов. Но необходимо понимать, что размещение медицинских учреждений в жилых домах имеет ряд особенностей и правил.

Сразу следует отметить, что помещение должно быть в обязательном порядке переведено из жилого фонда в нежилой. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений производится в порядке, определяемым жилищным законодательством (абз. 2 ч. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ).

Далее при выборе помещения нужно изучить все организации, которые расположены в непосредственной близости, так как есть определенные ограничения, связанные с характером деятельности организаций и оказываемых видов работ и услуг. Например, расположение медицинского центра и точек продажи алкогольной продукции в непосредственной близости друг от друга – недопустимо. Но тут тоже нужно учесть один нюанс: для получения медицинской лицензии ограничений нет, а вот для магазинов, реализующих алкогольную продукцию, расположенный рядом медицинский центр станет причиной невозможности получить лицензию или ее последующей ликвидации, если лицензия была уже получена. Следовательно, чтобы избежать возможного недружественного поведения магазина, нужно правильно оценить ситуацию при выборе помещения для будущего медицинского учреждения.

Отдельное внимание при выборе помещения следует уделить видам медицинских работ, так как не весь перечень разрешен законодательством к выполнению в зданиях жилых домов. Согласно п. 2.7. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПиН) «в жилых и общественных зданиях не допускается размещение медицинских организаций, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным) больным». Исключение в данном случае составляет амбулаторно-поликлинический консультативный прием дерматолога. Также в жилых зданиях запрещено оказывать помощь лицам, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью (согласно п. 2.8. СанПиН) и размещать микробиологические лаборатории и отделения магнитно-резонансной томографии (согласно п. 2.9. СанПиН).

Также большое значение имеют такие факторы, как формат и планируемая проходимость медицинского учреждения. В соответствии с п. 2.6. СанПиН в жилых и общественных зданиях допускается размещать амбулаторно-поликлинические медицинские организации мощностью не более 100 посещений в смену и только при наличии отдельного входа.

Особое внимание следует уделить вопросу возможности или запрета размещения в выбранном Вами помещении аппаратов рентгена.

Согласно п. 3.1. СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», допускается функционирование рентгеновских кабинетов в медицинских учреждениях, встроенных в жилые здания, если смежные по вертикали и горизонтали помещения не являются жилыми, также разрешено размещение рентгеновских кабинетов в пристройке к жилому дому и в цокольных этажах, но при этом вход в рентгеновский кабинет должен быть отдельным от входа в жилой дом.

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на санитарные нормативы и правила, прописанные в СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (далее СП 2.6.1.2612-10): не допускаются размещение источников ионизирующего излучения и работа с ними в жилых зданиях и учреждениях. Исключением из этого требования являются рентгенодиагностические аппараты с цифровой обработкой изображения, применяемые в стоматологической практике. Это относится к аппаратам, максимальная нагрузка которых не превышает 40 (мА*мин)/нед., при условии обеспечения требований норм радиационной безопасности для населения в пределах помещений, в которых проводятся рентгенологические исследования (п. 3.2.7. СП 2.6.1.2612-10). Дентальные аппараты с обычной пленкой и панорамные рентген аппараты запрещены к использованию в жилых домах. В любом случае, необходимо соблюдать нормы радиационной безопасности для населения в пределах помещений, в которых проводятся рентген стоматологические исследования.

Планируя размещение рентген кабинета в стоматологической клинике, расположенной в жилом доме, необходимо получить информацию о межэтажных перекрытиях. Строительные материалы, используемые в настоящее время для изготовления защитных ограждений и межэтажных перекрытий, в большинстве случаев обеспечивают необходимое ослабление рентгеновского излучения. Более того, стандартный расчет радиационной защиты производится таким образом, чтобы требования норм радиационной безопасности для населения, проживающего в помещениях, смежных с кабинетами, где проводятся рентгенологические исследования, соблюдались со значительным запасом. Особое внимание нужно обратить, если помещение находится в доме старой постройки. В подобных домах межэтажные перекрытия в большинстве случаев изготовлены из дерева, а как известно, древесина слабо поглощает рентгеновское излучение. В таком случае возникает необходимость создания в рентгеновском кабинете специального защитного потолка.

Предположим, что по всем вышеописанным критериям Ваше помещение, расположенное на первом этаже жилого дома, подходит для оказания медицинских услуг. Следующими не менее важными моментами являются вопросы конфигурации помещений и их внутренняя отделка стройматериалами в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Набор помещений полностью зависит от заявленных видов работ, на которые планируется получить лицензию. Вот минимальный перечень: вестибюльная группа, кабинет приема врача, комната для отдыха персонала, комната для хранения дезинфицирующих средств и медицинских отходов, санузел. По санитарно-эпидемиологическим требованиям в кабинете врачебного приема обязательно наличие естественного освещения. Исключение составляет кабинет массажа, где отсутствие окон допустимо.

Иногда возникает вопрос, санузел может быть общим для персонала клиники и пациентов? Есть четко прописанные нормативы, закрепляющие и разъясняющие данное положение: п. 3.17 СанПиН гласит: медицинские учреждения должны иметь раздельные туалеты для больных и персонала, за исключением амбулаторно-поликлинических организаций с мощностью до пятидесяти посещений за смену. Уточнения также содержатся в п. 15.12. СанПиН: один санузел для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работающих в смену не более пятнадцати человек.

Высота потолков в помещении устанавливается не менее 2,6 метров. Стены, потолки и покрытие пола должны быть гладкими, без дефектов и быть легко доступны для влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами. В случае использования панелей, их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

Следующий вопрос, который следует рассмотреть, это наличие медицинского оборудования и обеспечение медицинского кабинета всем необходимым для полноценного функционирования. Существуют стандарты, утвержденные нормативами, согласно которым оборудуются кабинеты врачебного приема. Набор медицинской техники и инструментов напрямую зависит от заявленных видов работ.

И заключительный этап подготовки для получения лицензии на медицинскую деятельность, это подбор специалистов соответствующей квалификации, заключение с ними трудовых договоров. Обратите внимание, что для обслуживания медицинской техники необходим специалист определенного профиля или наличие договора с обслуживающие организацией.

После выездной проверки лицензирующим органом, вы получаете лицензию на осуществление медицинской деятельности. Срок действия лицензии не ограничен. В процессе работы может потребоваться переоформление, например, в таких случаях, как расширение перечня видов работ, смена или добавление нового адреса местонахождения медицинского учреждения.

Чтобы все этапы подготовки прошли успешно, рекомендуем обратиться за помощью к специалистам в области лицензирования, которые владеют актуальной информацией и смогут найти верное решение в любой сложной ситуации.
https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti
 

Филатова Людмила,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Как организовать торговлю биологически активными добавками.

 

С каждым днем все популярнее становится употребление биологически активных добавок. Их принимают для профилактики, вместе с антибиотиками для нейтрализации побочных эффектов и даже иногда вместо лекарственных препаратов. Активно ведутся споры о положительном или негативном воздействии БАД на организм. Однако вне зависимости от ответа на данный вопрос количество точек продаж БАД растет с каждым днем.

С одной стороны, кажется, что организовать такой магазин просто. И действительно, никаких разрешительных документов, лицензий, санитарных заключений от государственных органов на розничную продажу БАД получать не нужно. Необходимо только уведомить Роспотребнадзор о начале осуществления такой деятельности.

 

С другой стороны, если Вы хотите продавать БАД, Вам необходимо соблюдать требования целого ряда нормативных правовых актов:

  1. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  2. «ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции» от 09.12.2011;
  3. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 «О рекламе»;
  4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  5. СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы от 14.11.2001;
  6. СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД) от 17.04.2003.

 

Помимо общих требований, относящихся по сути к любой продукции, особенно к пищевой: о предоставлении необходимой и достоверной информации потребителю о товаре, указании на этикетке на русском языке состава, назначения и условий применения, предъявляются и специализированные требования.

Во-первых, допускается распространение только зарегистрированных БАД с удостоверением о качестве и безопасности. Регистрируются они производителями в Роспотребнадзоре с внесением сведений о регистрации в Единый реестр специализированной пищевой продукции.

Во-вторых, допускается распространение БАД только через «аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски)». Таким образом, не допускается продажа БАД в иных организациях. На данный момент не ясно, возможно ли продавать БАД в аптечном пункте, открытым в медицинской организации. Поскольку, с одной стороны, открыв аптечный пункт, медицинская организация не становится аптечной. Основным видом деятельности остается медицинская. Однако, с другой стороны, возможно ли такое толкование СанПина, что структурное подразделение медицинской организации «аптечный пункт», получивший лицензию на фармацевтическую деятельность, является аптечным учреждением и вправе продавать БАД? Вопрос остается открытым.

В-третьих, дистанционная продажа БАД, а также с курьерской доставкой не допускается. Здесь есть сходство с продажей лекарственных средств. Возможно формирование заказа заранее через сайт либо по телефону (предзаказ). Однако непосредственно купля-продажа допускается только в пунктах продаж, перечисленных ранее.

В-четвертых, необходимо соблюдать специализированные требования к помещениям, установленные отдельным СанПиНом для БАД № 2.3.2.1290-03. 2.3.2.

В-пятых, розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке. Таким образом, если Вы хотите закупать добавки оптом, а затем расфасовывать по упаковкам (тем более рассыпать по капсулам), то Ваша деятельность уже будет подпадать под производство БАД. А требования к производству уже совсем другие: начиная с наличия душевой, заканчивая наличием открывающихся окон и подводки воды в производственных помещениях.

Так что, если Вы нацелены осуществлять розничную торговлю БАД, хотите упростить требования, предъявляемые к Вашей организации, рекомендуем закупать уже фасованную в потребительскую упаковку продукцию.

https://www.ulc.ru/proverka-sootvetstviya-pomeshcheniya-trebovaniyam-zakonodatelstva-o-litsenzirovanii/

 

Асафьева Полина,

юрист 6 категории, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Образовательная лицензия для детского центра — путь к успеху.

Подготовка к лицензированию образовательной деятельности.

Не так давно я столкнулась с вопросом легализации нашей образовательной деятельности. Я являюсь основателем и директором детского центра «Ромашка». В его развитие мы вложили множество времени и средств. Сначала мы приобрели большое помещение, затем сделали в нем капитальный ремонт. Позже завезли специальную мебель, адаптированную под различные возрастные группы. Еще изюминкой нашего центра стало наличие новых технологий. Интерактивные столы стали буквально нашей гордостью. Современные дети отлично воспринимают и усваивают новую информацию, если ее правильно преподать.

Параллельно с оборудованием центра я стала заниматься поиском профессиональных педагогов, которые смогли бы сделать обучение результативным. Я обращала внимание на соответствие диплома той должности, на которую претендовал кандидат, опыт, рекомендации с предыдущего места работы. Во время личного собеседования я наблюдала за важными качествами, которыми должны обладать педагоги, работающие с детьми (стрессоустойчивость, внимательность, доброжелательность и др.)

Итак, я подобрала коллектив из пяти опытных педагогов, и мы запустили свою деятельность. Так как я считала это дело всей моей жизни, я стремилась к тому, чтобы создать лучшие условия для обучения. Лицензирование образовательной деятельности – это основное направление, куда я хотела двигаться. Сначала возник вопрос, где и как его проходить, сколько это стоит, какая длительность получения ее, кто ее выдает и др. Обо всем этом я расскажу по порядку.

В поисках учреждения, которое может выдать нам нужный документ и подтвердить наш уровень, мы обратились к своим коллегам. Они посоветовали нам компанию «Объединенные Юристы». Мы связались с представителями фирмы, обсудили все нюансы. Затем я собрала свой коллектив и объявила о своих намерениях. Все были за, так как сегодня образовательная лицензия дает уверенность тем родителям, которые обращаются в центр, что их ребенок получит то, за чем они обращаются. Главное – такое достижение свидетельствует о том, что центр является действительно специализированным, безопасным, в нем работают исключительно профессионалы, поэтому ему стоит доверять.

Процесс получения образовательной лицензии.

Забегая наперед, скажу, что мы получили лицензию. Конечно, сам процесс – это множество всяких дополнительных проверок, бумажной работы, а также лишних растрат, однако это того стоит. Для меня мой центр «Ромашка» – единственный доход, поэтому я хотела во время его деятельности минимизировать все риски. Я понимала, что далеко не все центры получают этот статус, однако для меня лицензия на образовательную деятельность – это точно, как страховка на здоровье. Она как дополнительный бонус, который позволит избежать многих неприятностей в будущем.

Итак, обратившись в компанию «Объединенные Юристы», мы подали запрос на лицензирование. Написали соответствующее заявление. Нам сообщили, что с этого момента в течение 20 дней будет сформирована экспертная комиссия, которая будет заниматься всеми необходимыми оценками и проверками. Комиссию они сформировали раньше срока, и такая новость меня обрадовала, так как я с нетерпением ждала этого.

Далее последовала непосредственно экспертиза условий нашей деятельности, которую проводили в нашем образовательном учреждении. Проверка прошла успешно, это неудивительно, ведь все требования я изучила еще до того, как начала создавать свой центр. Все правила пожарной безопасности соблюдены, санитарные нормы также. Еще когда мы делали ремонт в нашем трехэтажном здании, мы знали, что на каждом этаже должны находиться раздельные санузлы (один – для девочек, второй – для мальчиков, третий – для персонала). Это один из немногих обязательных моментов, которые необходимо выполнить для получения лицензии. Перечислять весь список требований не буду, так как эту информацию достаточно легко найти.

По итогам проверок экспертная комиссия сделала заключение, передала его на рассмотрение комиссии по лицензированию образовательных учреждений, которая приняла решения о выдаче нам лицензии. Теперь в нашем центре есть лицензия. Скажу откровенно, что после этого у нас появилось очень много клиентов, которые нам с удовольствием доверяют своих детей, ценят нас и уважают нашу деятельность.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Текст на отсутствие конфликта с нормами права проверила

Федакова Софья,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Как организовать медицинское учреждение в современном офисном, торговом или развлекательном центре.

Главным основополагающим фактором успешности работы медицинского центра является его доступность с точки зрения ценовой политики и местонахождения.  Не стоит объяснять, что, чем больше проходимость места, где расположено медицинское учреждение, тем больше потенциальных пациентов у него может быть. Ранее, в основном, открывались клиники в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах жилых домов (с обязательным переводом жилого фонда в нежилой) или небольших нежилых помещениях. Сейчас все с большим интересом учредители медицинских организаций рассматривают вопрос размещения медицинских клиник в торговом или офисном центрах. Это продиктовано высокой концентрацией посетителей и соответственно потенциальных пациентов, а также возможностью получить площадь под указание услуг за небольшие деньги. И это реально возможно, так как количество офисных, торговых и развлекательных центров растет, а наполняемость остается низкой.

Современные торгово-развлекательные центры поражают своими размерами. Здесь есть все: кафе, рестораны, бутики, кинотеатры, химчистки, магазины продуктов и одежды, развлечения для детей и взрослых, парковка, охрана…. Но практически ничего нет, чтобы сотрудники и посетители чувствовали себя в безопасности в плане здоровья. В любой момент у сотрудников, арендаторов или посетителей торгового или офисного центров могут возникнуть проблемы со здоровьем, такие как обострение хронических заболеваний, травмы или повреждения, резкое ухудшение самочувствия или недомогания. И в этот момент очень важно, чтобы рядом оказались высоко квалифицированные специалисты. Очень удобно проходить плановые осмотры или сдавать анализы в непосредственной близости от рабочего места или во время прогулки по торговому центру. Совмещение нескольких дел сразу экономит время и силы.

Размещение медицинского учреждения в торговом или офисном центрах добавляет целый ряд преимуществ для арендаторов и соискателей. Это повышает имидж центра, улучшает инфраструктуру, экономит время сотрудников и, что более весомо, обеспечивает безопасность сотрудников и посетителей.

Но очень важно правильно организовать медицинский центр, чтобы он соответствовал всем правилам и нормам действующего законодательства. Часто возникает вопрос, есть ли ограничения на расположение учреждений медицинского профиля от точек продажи алкогольной продукции? Этот вопрос особенно будет актуален для торговых центров, где в изобилии имеются продуктовые магазины, рестораны, кофейни и фудкорты. Ответ следующий: для получения медицинской лицензии ограничений нет, а вот для точек продаж алкогольной продукции такое ограничение существует. Поэтому очень важно продумать и заранее предусмотреть данный факт, чтобы впоследствии этот вопрос не стал причиной конфликта.

Как правило, существует несколько этапов организации медицинских учреждений. Во-первых, следует подобрать помещение, которое будет соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, и правильную конфигурацию этих помещений, которые должны соответствовать заявленным видам работ. Относительно пакета документов, по помещению необходимо иметь свидетельство о праве собственности или договор аренды с обязательным приложением акта приема-передачи и экспликации.

Следующий этап – получение санитарно-эпидемиологического заключения на заявленное помещение. Здесь оцениваются такие параметры, как покрытие стен, пола и потолка, наличие вентиляции и кондиционирования. Следует отметить, что для всех видов медицинских работ обязательно наличие естественного освещения. Единственным исключением является кабинет для проведения массажа. Одним из актуальных, и в то же время спорных моментов, может стать наличие открывающихся фрамуг в кабинетах приема. А в современных бизнес-центрах и офисных зданиях зачастую это просто цельное остекление без возможности естественного проветривания через форточки. Согласно п. 6.11СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПиН), «вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений класса чистоты А, должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания». П. 6.21. СанПиН гласит: «в медицинских организациях общей площадью не более 500 кв. м. в помещениях класса Б и В (кроме рентген кабинетов, кабинетов компьютерной и магнитно-резонансной томографии) допускается естественное проветривание». Ссылки на наличие фрамуг нет, поэтому мы можем сделать вывод, что современные проветриватели с отверстием в стене также могут быть отнесены к категории естественного проветривания. Этот факт позволит получить заключение СЭЗ даже при цельном остеклении окон, то есть при отсутствии оконных форточек. Так как даже в выключенном вентиляторе воздухообмен продолжает осуществляться за счет отверстия в стене. По-иному ситуация обстоит с кабинетами стоматологической практики. В законе точно указано, что «допускается неорганизованный воздухообмен за счет проветривания помещений через открывающиеся фрамуги или естественная вытяжная вентиляция». Можно было бы сделать вывод, что можно обойтись и без открывающихся форточек, но в пункте 5.19 СанПиН прописано, что «вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех кабинетах и помещениях, за исключением операционных, должно быть предусмотрено наличие легко открывающихся фрамуг». Таким образом, делаем вывод, что для осуществления медицинской деятельности по стоматологии, наличие открывающихся фрамуг является обязательным условием.

Следующий вопрос, который часто ставит в тупик организаторов медицинского бизнеса, где именно должны располагаться санузлы: непосредственно в блоке клиники или достаточно наличие туалета на этаже торгового или офисного центра. Ответ в данном случае не однозначный. В приоритете, конечно, иметь санузлы в блоке медицинского учреждения. Это удобно и для сотрудников клиники, и для пациентов. Можно было бы допустить их наличие на этаже, но требования Управления Роспотребнадзора в отношении этого вопроса в настоящее время ужесточились: необходим санузел в пределах медицинского центра. Следует отметить, что четко прописанных правил касательно месторасположения санузлов не существует. Поэтому мнение сотрудников Роспотребнадзора можно оспорить, но это дополнительное затраченное время. Таким образом, при выборе помещения для будущего медицинского центра уделите этому пункту должное внимание. Также нередко возникает вопрос: а сколько санузлов нужно иметь, и должны ли они быть отдельные для персонала клиники и пациентов? Здесь есть четко прописанные нормы и правила: в п. 3.17. СанПиН указано, что «медицинские учреждения должны иметь раздельные туалеты для пациентов и персонала, за исключением амбулаторно-поликлинических организаций с мощностью до пятидесяти посещений за смену». А также есть уточнение в п. 15.12. СанПиН относительно санузлов для персонала клиники: «один санузел для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работающих в смену не более пятнадцати человек».

Сама процедура получения санитарно-эпидемиологического заключения занимает в среднем около одного календарного месяца. По завершению экспертизы руководителю организации будет выдан отчет о соответствии помещений, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, санитарно-эпидемиологическим нормам.

Руководителю медицинского учреждения нужно будет также все кабинеты медицинского центра обеспечить необходимым медицинским оборудованием согласно заявляемым видам работ и установленным стандартам оснащения, оформить в штат специалистов и заключить договор на техническое обслуживание медицинской техники. Если все документы и оборудование подготовлено верно, то после выездной проверки Департамента здравоохранения Вы получаете лицензию на осуществление медицинской деятельности и можете начинать работать. Срок действия лицензии не ограничен, переоформление потребуется в том случае, если Вы примите решение о расширении перечня видов работ или изменении адреса местонахождения клиники.

Лицензирование – достаточно сложный процесс, требующий от руководителя или его доверенного лица определенных знаний и умений. Даже не просто знаний, а тонкостей самого дела и способности правильно действовать при возникновении спорных ситуаций. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем обратиться к квалифицированным специалистам в области лицензирования и взаимодействия с государственными органами, которые сделают это быстро и профессионально.

https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija

 

Филатова Людмила,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Стокгольмский арбитраж.

Расскажем сегодня про Стокгольмский арбитраж или Арбитраж Стокгольма, а если называть его совсем правильно, то Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма. За последние десятилетия данный суд стал преобладать в третейских оговорках. Несмотря на то, что международных третейских судов довольно много (Лондонский Международный Третейский судМеждународный арбитражный суд при Международной торговой палате (Париж), Американская арбитражная ассоциация  и т.д.) именно Стокгольм стал тем судом, которому действительно доверяют: судебное разбирательство отличается быстротой, справедливостью и профессионализмом арбитров. Сказалось это и на заказах нашей компании: мы все чаще в разрабатываемые нами международные контракты включаем третейскую оговорку, где место рассмотрения спора – Стокгольмский арбитраж, еще чаще к нам обращаются клиенты, у которых уже возник спор и место рассмотрения спора Арбитраж Стокгольма.

Но в этой статье мы не будем рассказывать про плюсы и минусы третейских судов, расскажем про наше конкретное дело в Стокгольмском арбитраже, которое мы ведем с декабря 2018.

Клиент к нам обратился в ноябре, неделя нам понадобилась для заключения договора и получения оплаты и две недели нам понадобилось, чтобы проанализировать ситуацию и документы, подготовить и направить просьбу об арбитраже и Стокгольм начал рассматривать спор.

Итак, суть спора:

К нам обратилась компания из Казахстана (Покупатель), которая в 2014 году заключила контракт с немецкой компанией. Контракт на поставку оборудования – фактически, наш клиент заказал завод из Германии. В соответствии с п. 5.2 Контракта Покупатель оплатил, а Поставщик принял два авансовых платежа на общую сумму более 250 000 €. В связи с существенным изменением обстоятельств (девальвацией курса национальной валюты) возникла ситуация, при которой Покупатель не смог выполнять взятые на себя обязательства по дальнейшей оплате, о чём Покупатель уведомил Поставщика. Покупатель предложил Поставщику расторгнуть Контракт на условиях возврата Поставщиком Покупателю ранее оплаченной Покупателем суммы за вычетом из неё разумных и доказанных расходов Поставщика. Покупатель получил ответ, в котором Поставщик принял предложение Покупателя о расторжении Контракта, но также сообщил о том, что общая стоимость понесенных затрат с января 2015 года, включая стоимость хранения Оборудования, превысила сумму авансового платежа.

Что в итоге? Немецкая компания решила просто не возвращать внесенный аванс и не поставлять завод, который был предметом договора. Покупатель уведомил о том, что не может исполнять свои обязательства, однако, немецкая компания, не предоставив никаких доказательств своих расходов, решила просто не возвращать задолженность.

Наш клиент решил, что это грубое нарушение условий договора и законодательства. Довольно долго и безуспешно вел переписку, потом немецкая сторона вовсе перестала выходить на связь, и клиент наконец-то пришел к единственно верному решению – идти в суд, а суде в договоре указан как Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма

Есть нюансы в данном споре, которые сейчас обсуждаются. Договор не устанавливает применимое право и язык арбитража. Эти два фактора просто не определены в договоре. Мы привели следующие доводы.

В соответствии с п. 26 Арбитражного Регламента Суда, при иной договорённости сторон, Состав арбитража определяет язык(и) разбирательства. При определении языка разбирательства Состав арбитража должен надлежащим образом учитывать все обстоятельства, относящиеся к делу, а также предоставить сторонам возможность направить свои комментарии по этому вопросу. Состав арбитража может потребовать, чтобы все подаваемые в ходе разбирательства документы на языке/языках, иных, чем язык разбирательства, были переведены на такой язык/языки.

  1. стороны не урегулировали язык арбитража
  2. Покупатель считает разумным проведение арбитража на русском языке, поскольку договор и все имеющие отношение к договору документы составлены только на русском языке, стороны осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием русского языка
  3. поскольку у Поставщика в процессе заключения и исполнения договора не было проблем с русским языком и Поставщик сам согласовал использование русского языка, то Истец считает неразумным проведение арбитража на немецком, английском либо каком-либо ином языке, отличном от русского, поскольку такое проведение арбитража необоснованно увеличит размер расходов на арбитраж.

 

В соответствии с п. 27 Арбитражного регламента Суда, Состав арбитража разрешает споры по существу на основе законодательства или правовых норм, согласованных сторонами. При отсутствии такого соглашения, Состав арбитража применяет закон или правовые нормы, которые он считает наиболее подходящими. Любое указание сторон на законодательства определённого государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.

  1. стороны не урегулировали применимое право
  2. коллизионный принцип ˮправа исполнителяˮ (characteristic performer) определяет, применимое право той стороны, которая осуществляет основные действия при исполнении договора, в данном случае, это Поставщик. Аналогичные принципы изложены в Регламенте ЕС № 593/2008 Европейского Парламента и Совета Европейского Союза о праве, подлежащем применению к договору. Аналогичная норма установлена п. 1 ч. 1 ст. 1113 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, согласно которому при отсутствии соглашения сторон договора о подлежащем применению праве к этому договору применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом;
  3. Истец полагает, что спор подлежит разрешению по праву Федеративной Республики Германия в силу определяющей правовой привязки – закона места нахождения продавца по договору купли-продажи (lex venditoris).

 

У Поставщика возражений по данному вопросу не было. Было иное возражение, которое было довольно слабо аргументировано. Поставщик-Ответчик предлагал рассмотреть спор в Германии. Позиция Поставщика заключается в отсутствии соглашения между Покупателем и Поставщиком о перенесении Арбитража в Стокгольмскую Торговую Палату. Вместо этого, по мнению Поставщика, имеют своё действие Общие Положения и Условия компании Поставщика, по которым надлежащим будет арбитраж в суде Германии.

Изучив комментарии Поставщика, мы обратили внимание суда на следующее.

  1. поскольку спор возник из конкретного договора, Покупатель руководствуется положениями именно договором при определении подсудности данного спора. Так как положением п. 11.2 договора прямо введено соглашение о подсудности, а в то же время подсудность общим судам прямо исключается
  2. Общие Положения и Условия, на которые ссылается Поставщик, Продавец видит впервые. В договора нет указания на данный документ
  3. в силу ст. 38 Гражданского процессуального уложения Германии соглашение о подсудности признаются и применяются в немецком праве.

Теперь вопрос о подсудности спора, о применимом праве, о языке судебного разбирательства будет решать Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма. После того как все формальности будут решены, будут назначены арбитры и мы перейдем к непосредственному судебному разбирательству. О ходе дела мы будем писать в наших последующих статьях.

https://www.ulc.ru/vedenie-dela-v-mezhdunarodnom-arbitrazhnom-sude-stokgolma/

 

Бабасинян Капрел,

юрист 1 категории, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Лицензирование энергосбытовой деятельности.

Последние несколько лет участились случаи недобросовестного поведения некоторых участников энергетического рынка. Недобросовестность проявляется в том, что энергосбытовые компании заключают договоры с потребителями, получают от них плату в полном объеме, но свои обязательства перед поставщиком и электросетевыми компаниями они не исполняют. В связи с этим по статистике на конец 2018 года объем задолженности предприятий на розничном рынке электроэнергии составил более 280-ти миллиардов рублей, а на оптовом рынке задолженность составила 75 миллиардов рублей.

Бороться с компаниями-неплательщиками государство планирует путём лицензирования их деятельности, которое станет обязательным на территории всей страны.  Первым шагом к этому было внесение Правительством Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности» в Государственную Думу.  Положениями этого законопроекта был определен порядок получения лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности организациями на территории Российской Федерации, а также установлен срок до конца 2018 года, в который энергосбытовые компании должны получить лицензию. Но в законопроекте, который был одобрен в декабре 2018 года этот срок был продлен. На сегодняшний день энергосбытовые компании должны получить лицензию до 1 июля 2020 года.  

Порядок получения лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности законопроектом от 2018 года не был изменен.  Согласное ему, лицензирование энергосбытовой деятельности будет осуществлять Министерство энергетики Российской Федерации. Для этого в Министерстве планируется создание нового Департамента – Департамента лицензирования энергосбытовой деятельности. Он будет осуществлять выдачу лицензии и контроль за соблюдением лицензионных требований.

Получить такую лицензию потребуется всем гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям и территориальным сетевым организациям, исполняющим функции гарантирующего поставщика. Предоставляться лицензия будет без ограничения срока действия. За предоставление, переоформление лицензии и выдачу дубликата лицензии соискателю лицензии будет необходимо уплатить государственную пошлину.

И так, всего законопроектом предлагается ввести четыре вида лицензий:

  1. лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка;
  2. лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях неценовых зон оптового рынка;
  3. лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;
  4. лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности территориальными сетевыми организациями в целях исполнения функций гарантирующего поставщика.

Для получения лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности соискатель должен соответствовать следующим критериям:

  1. быть зарегистрированным в качестве юридического лица на территории Российской Федерации;
  2. руководитель юридического лица не должен иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
  3. руководитель юридического лица не должен быть подвергнут административному наказанию за повторное совершение административных правонарушений по статьям ˮЗлоупотребление доминирующим положением на товарном рынкеˮ, ˮЗаключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельностиˮ КоАП.
  4. в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о нахождении юридического лица в процессе ликвидации;
  5. в отношении юридического лица не введена какая-либо из процедур банкротства;
  6. в отношении юридического лица не введена процедура конкурсного производства;
  7. юридическое лицо соответствует требованиям о выполнении показателей финансового состояния и финансовой дисциплины;
  8. юридическое лицо соответствует требованиям о к организации обслуживания потребителей электрической энергии, в том числе к организации очного и (или) заочного обслуживания потребителей электрической энергии.

Из данных критериев видно, что законодатель вводит лицензирование энергосбытовой деятельности в целях улучшения платежной дисциплины на оптовом и розничных рынках электроэнергии, а также для повышения качества деятельности энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков. Никаких технических требований или дополнительных требований по тарифному регулированию для таких организаций не предусмотрено. Но перечень на данный момент является «открытым», что предоставляет возможность Правительству Российской Федерации добавить в него иные лицензионные требования.

Для получения лицензии соискатель лицензии должен будет подать в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, а также документы, указанные в законопроекте. Лицензирующий орган проведет проверку соблюдения установленных правил оформления заявления и прилагаемых к заявлению документов, комплекта указанных документов и примет решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или о необходимости устранения в выявленных нарушений и (или) представления недостающих документов. Также лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в указанных документах, и соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований. Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении составит сорок пять рабочих дней.

Энергосбытовые организации, не получившие лицензию на осуществление энергосбытовой деятельности до 1 июля 2020 года, будут привлечены к административной ответственности.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что законопроект проработан не до конца: перечень требований к соискателям лицензии остается «открытым». Помимо этого, еще не создан Департамент лицензирования энергосбытовой деятельности, не утверждены формы бланка лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности, заявлений о предоставлении, переоформлении и прекращении действия лицензии, выдаче дубликата лицензии, выписок из сводного федерального реестра лицензий. Правительство планирует сформировать новую структуру и начать прием заявлений и документов энергосбытовых компаний уже в 2019 году. В этом случае, если Вы являетесь компанией, которая осуществляет энергосбытоваю деятельность, рекомендуем начать подготовку к процедуре лицензирования уже сейчас. Мы всегда поможем не только разобраться в спорной ситуации, но и оформить все необходимые документы. Если у Вас возникли какие-либо вопросы по поводу получения лицензии, обращайтесь в Объединенные Юристы.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-vseh-vidov-dejatelnosti-licenzii-na-vse-vidy-rabot/

 

Федакова Софья,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.