Опубликовано

Первый шаг к осуществлению образовательной деятельности.

На протяжении всей нашей жизни мы беспрерывно учимся, познаем новое, стремимся к получению новых навыков и умений. Но есть и те, кто с огромным удовольствием делится своими знаниями и навыками с другими. В обучении людей они видят свое предназначение и смысл жизни.

В наше время стало очень популярно развивать и совершенствовать навыки в разных сферах жизни. Это могут быть кулинарные курсы, курсы художественного мастерства, курсы иностранных языков, а также курсы, позволяющие получить профессию для дальнейшего трудоустройства. На рынке трудоустройства появилось очень много вакансий, профессиям которых не обучают в образовательных учреждениях. Во многом именно благодаря этому организаций, предоставляющих услуги обучения, стало очень много, на любой запрос.   

 

Для тех, кто решает нести знания в массы, первым шагом к осуществлению данной деятельности является процедура прохождения государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Ограничений в части организационно-правовой формы для ведения образовательной деятельности нет, но каждая имеет свои особенности.

 

Если обучать Вы планируете самостоятельно, то лучше всего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Ведь в случае осуществления образовательной деятельности непосредственно самим предпринимателем, без привлечения педагогических работников, получать лицензию на образовательную деятельность нет необходимости.  

Кроме того, данная организационно-правовая форма хороша тем, что дает преимущества в выборе налогового режима.

Индивидуальные предприниматели могут выбирать, на какой системе налогообложения им работать – на общей или специальной системе налогообложения. Самым популярным специальным налоговым режимом среди индивидуальных предпринимателей называют упрощённую систему налогообложения. Она позволяет заниматься практически всеми видами предпринимательской деятельности, при этом ограничения по доходности составляют – до 150 млн. рублей в год.

 

При выборе регистрации юридического лица необходимо определить цель своей деятельности. Если в качестве основной цели является извлечение прибыли, то такая организация является коммерческой. Если извлечение прибыли не является основной целью, и полученная прибыль не распределяется между участниками, то некоммерческая.

 

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в виде обществ, хозяйственных товариществ и партнерств, крестьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Регистрацию юридического лица, являющегося коммерческой организацией, осуществляет регистрирующий орган по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа и занимает эта процедура не более чем пять рабочих дней со дня представления документов.

Образовательная деятельность такими организациями осуществляется в качестве дополнительного вида деятельности.

Например, Вы хотели бы предоставлять услуги визажистов и парикмахеров, но также хотели бы обучать этому навыку начинающих мастеров и выдавать сертификаты. В таком случае регистрировать нужно коммерческую организацию и необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Оказание услуг визажистов и парикмахеров будет основным видом деятельности, а обучение дополнительным.

В составе такой организации создается структурное подразделение, которое занимается образовательной деятельностью.

 

Некоммерческие организации тоже могут осуществлять деятельность, приносящую доход, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и, если это соответствует таким целям.

Создаваться некоммерческие организации могут в различных видах, все они перечислены в пункте 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Некоммерческие организации тоже могут осуществлять обучение. Предположим, Вы бы хотели открыть Фонд помощи животным, но это не помешает Вам осуществлять образовательную деятельность, направленную, например, на развитие навыков ухода за животными среди сотрудников других некоммерческих организаций.

Процедура регистрации занимает больше времени, поскольку происходит при взаимодействии двух государственных органов. Решение о регистрации юридического лица, являющегося коммерческой организацией, принимает Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы, после чего данные направляются в регистрирующий орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, и только после этого Министерство юстиции выдает свидетельство о государственной регистрации.

 

Все эти юридические лица являются организациями, осуществляющими обучение, поскольку осуществляют образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности наряду с основной.

 

Если Вы все же хотите создать организацию с целью осуществления образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности, то это уже будет образовательная организация. Образовательная организация может быть создана только в форме некоммерческой. Есть ряд требований к созданию образовательной организации: наименование должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип. Например, автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования. В уставе обязательно должно быть указано: тип образовательной организации, учредители, виды образовательных программ с указанием уровня образования и направленности, структура и компетенция органов управления, порядок их формирования и сроки полномочий. Также, помимо руководителя, осуществляющего текущее руководство деятельностью организации, в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления такие как: общее собрание работников, педагогический совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом. Образовательная организация обязательно должна иметь информационную открытость, то есть публиковать в сети Интернет, в том числе на официальном сайте образовательной организации, информацию о своей деятельности.

Помимо указанного выше, образовательной организации для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности наряду с санитарно-эпидемиологическим заключением о соответствии помещения установленным санитарным требованиям, которое требуется и для других организаций, необходимо также иметь заключение о соблюдении требований пожарной безопасности.

 

Если Вы планируете осуществлять образовательную деятельность, вне зависимости от того есть ли у Вас уже зарегистрированная организация или нет, можете поручить это нам. Мы сможем помочь Вам с прохождением процедуры государственной регистрации, а также быстро и качественно получим за Вас лицензию на образовательную деятельность.

https://www.ulc.ru/registratsiya-firm-ooo-predpriyatiy-organizatsiy/
 

 

Титова Александра,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Можно ли формировать туристические группы для краткосрочного образования за рубежом?

Познание сопровождает всю нашу жизнь. Каждый день мы узнаем что-то новое, получаем опыт и делимся информацией. И для любознательных личностей является необходимым расширение границ-источников информации, поскольку имеется потребность узнать больше и интереснее. Для таких людей, обладающих соответствующими возможностями, актуальным направлением является «образовательный туризм». Что это такое, и можно ли формировать туристические группы для краткосрочного обучения за рубежом, сейчас подробнее разберемся. Обратим внимание, что в рамках данной статьи рассматривается туризм формирующихся, а не организованных групп.

Начнем с того, что согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 № 132-ФЗ, туризм представляет собой путешествия с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Нас интересует указание на познавательную цель туризма. Познавательная цель может включать в себя не только получение информации о культурных, географических и иных характеристиках места назначения, но и цель конкретно образовательную. Теперь обратимся к законодательному термину турист, который уточняет, что лицо может находиться в стране пребывания не более 6 месяцев. Данный срок имеет определяющее значение для вопроса, описываемого нами в данной статье.

Обратимся теперь к Налоговому кодексу РФ (ч. 2), а именно к части 2 статьи 207. Указанная норма прямо содержит формулировку «краткосрочное обучение за пределами РФ», и опять-таки, указывает срок в 6 месяцев.

Таким образом мы выяснили, что краткосрочное обучение за рубежом определяется сроком в 6 месяцев и менее. Соответственно, его организация возможна.

Как правило, выезд на обучение за границей организуется туроператорами. Для этого формируется группа, после чего заключается договор на обучение в отношении каждого члена группы, в котором указываются сроки обучения и характеристика образовательной программы. В зависимости от места назначения, для выезда за пределы РФ необходимо будет получить визу. По окончании обучения должен быть выдан документ о прохождении обучения (обычно таким документом является сертификат), форма которого утверждается образовательной организацией. Вопросы проживания туристов также могут решаться туроператором. Обратим внимание, что туроператор должен быть внесен в единый государственный реестр туроператоров.

Определим некоторые нюансы такого туризма сперва на примере детей, поскольку именно несовершеннолетние являются основной категорией лиц, отправляющейся на рассматриваемое обучение. В большинстве случаев образовательный туризм организуется на каникулах и преследует своей целью повышение навыка разговорного иностранного языка.

Итак, Законом отдельно выделяется такое понятие, как туризм детский, который представляет собой туризм группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя. Примечательным является то, что только в отношении детского туризма используется понятие группы. Так как детский туризм по своему содержанию не отличается от обычного, то ограничений по целям выезда нет, соответственно, дети также могут отправляться за рубеж, преследуя познавательную цель.

Так как мы рассматриваем вопрос обучения за рубежом, стоит обратиться еще к одному закону, а именно к Федеральному закону «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 №114-ФЗ. Выезду за территорию РФ несовершеннолетними данный Закон посвятил отдельную статью двадцатую. Согласно ей, несовершеннолетний, выезжающий за пределы РФ, должен выезжать в сопровождении хотя бы одного законного представителя. Если законные представители не выезжают вместе с ребенком, то необходимо оформить нотариально удостоверенное согласие на выезд несовершеннолетнего с указанием срока и государства (государств) пребывания. В данном случае, выданное согласие должно содержать доверие представлять законные интересы несовершеннолетнего руководителю туристической группы.

Что касается образовательного туризма взрослых, Трудовой Кодекс РФ (далее ТК) предусматривает возможность обучения работника за счет работодателя. В понимании Федерального закона №132-ФЗ такой туризм является социальным. Статья 196 ТК дает право работодателю направить работника на обучение (по подготовке и дополнительному профессиональному образованию). Для такого обучения актуально направление на различные семинары и тренинги за рубежом в целях повышения квалификации работников и улучшения ими своей трудовой деятельности. Выезд для обучения за рубеж на основании норм ТК будет являться для работника служебной командировкой. Несмотря на то, что для данного примера характерно индивидуальное направление на обучение, не исключается возможность направления нескольких работников на обучение, реализуемое в групповых формах. В отношении обучения взрослых вне рамок трудовой деятельности не выделяется каких-либо особенностей.

Таким образом, краткосрочное групповое обучение за рубежом является актуальной туристической потребностью. Для того, чтобы формировать и реализовывать такой туристский продукт, необходимо являться туроператором. В организацию краткосрочного обучения за рубежом может входить: набор группы, заключение договора на обучение с образовательной организацией, расположенной за рубежом, содействие в получении членами группы виз (при такой необходимости), перевозка и размещение членов группы за рубежом, а также дополнительная организация экскурсий и отдыха для группы. Принципиальной характеристикой краткосрочности обучения за рубежом является срок обучения – не более 6 месяцев.

https://www.ulc.ru/svidetelstvo-turoperatora/
https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Как легально организовать учёбу в образовательных заведениях вне России.

Образование является той сферой деятельности, внимание которой не может не уделяться ввиду важности ее развития.

В настоящее время нередко можно услышать такую характеристику образования и образовательных учреждений, как «престижное». И если рассматривать данное определение не как гонку за «видимостью успеха», а как показатель качества образования, то можно сказать, что лица, осуществляющие образовательную деятельность, чувствующие к этому призвание, не могут не желать стать лидерами в данной сфере, обучать своих подопечных с помощью новейших технологий, давать глубокие знания, а как результат – стать престижными учебными заведениями.

Нередко фраза «престижное образование» ассоциируется с иностранным образованием. Все больше студентов поступают на учебу в учебные заведения иностранных государств или уезжают учиться в рамках программы обучения по обмену. Однако данное мнение может носить поверхностный характер. Подход к образовательной деятельности в России хоть и не лишен недостатков, но российские учебные заведения богаты юными талантами, дарованиями и учеными. Поэтому актуальным направлением является открытие российских учебных заведений на территории иностранных государств. Прежде всего, такое «представительство» обеспечивает доступ соотечественников, проживающих за рубежом, к российскому образованию, а помимо этого, способствует популяризации российского образования на международной арене. Данный вопрос привлек и внимание Администрации Президента РФ, в связи с чем была разработана Концепция «Русская школа за рубежом» (далее Концепция), которая описывает основные цели осуществления российскими образовательными организациями обучения за пределами территории России, а также раскрывает меры по поддержке данных организаций.

Каким же образом организуется указанная деятельность российскими образовательными организациями за рубежом?

Во-первых, подчеркнем, что осуществлять образовательную деятельность на территории иностранных государств могут только образовательные организации (их филиалы), согласно Положению «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 (далее Положение № 966). Образовательные организации – это некоммерческие юридические лица, основной деятельностью которых является образовательная деятельность. Т.е. организации, осуществляющие обучение (юридические лица, которые оказывают образовательные услуги в качестве дополнительной деятельности) не могут осуществлять образовательную деятельность на территории иностранных государств.

Во-вторых, российское образовательное учреждение, расположенное за пределами России, должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности, полученной от Рособрнауки. К такому лицензиату не предъявляются некоторые лицензионные требования, например, не требуется получение санитарно-эпидемиологического заключения для установления соответствия учебных помещений предъявляемым санитарным нормам.

Что остается неизменным, так это наличие на законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности. Соответственно, соискатель лицензии должен иметь в собственности такие помещения на территории иностранного государства, где планируется осуществление деятельности, либо должен быть стороной договора, предоставляющего данные помещения соискателю лицензии для использования.

Обязательным является и наличие разработанных и утвержденных образовательных программ, реализация которых и будет представлять собой образовательную деятельность. Стоит отметить, что вне пределов России можно реализовывать как основные, так и дополнительные образовательные программы. Для этого требуется также иметь соответствующее материально-техническое оснащение.

Дополнительные требования могут предъявляться исходя из содержания заявленных соискателем лицензии образовательных программ (например, наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения). Кстати, п. 16 Концепции прямо предусматривает использование электронных и дистанционных форм обучения при организации образовательной деятельности.

Таким образом, перечисленные требования относятся к процедуре получения лицензии, необходимой для осуществления образовательной деятельности вне пределов России.

Что касается самой организации учебы за рубежом, то Положением № 966 порядок ее установления не регламентируется.

Например, в отношении высших учебных заведений Министерством образования РФ в 1999 г. было разработано Письмо № 53-33-326, описывающее порядок открытия филиала ВУЗов за рубежом. Согласно нему, ВУЗ должен предоставить в федеральный орган исполнительной власти по подчиненности предложение о создании филиала, и приложить к нему проект международного договора, социально-экономическое обоснование открытия филиала ВУЗа за рубежом, выписку из решения учебного совета ВУЗа о создании филиала, перечень образовательных программ (с указанием срока их реализации и описанием предполагаемого контингента обучающихся), документы, подтверждающие заинтересованность иностранного государства (государственных органов и зарубежных юридических лиц) и его готовность оказать помощь в решении организационных вопросов деятельности филиала, а также копии документов, подтверждающих наличие соответствующей учебно-материальной базы. Все вопросы принятия на обучение студентов, языка обучения, направление образовательных программ определяются международным договором. При этом, документы об образовании могут быть выданы и на иностранном языке согласно ст. 60 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Однако образцы таких документов устанавливаются органами исполнительной власти РФ. 

В заключение отметим: для организации учебы за рубежом российскими образовательными организациями необходимо получить лицензию, выдаваемую в России (лицензирующий орган – Рособрнадзор). Данное требование является ключевым, поскольку только оно дает право заниматься образовательной деятельностью российским хозяйствующим субъектам, в том числе, за пределами РФ. Лицензионные требования сами по себе можно рассматривать как своеобразные этапы, при прохождении которых и будет отчасти формироваться организация образовательной деятельности на территории иностранного государства.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/
 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Образовательная программа, учебный план или учебная программа? Что нужно для образовательной деятельности? И как это сделать?

Образование – сфера общественной жизни, от развития которой зависит прогресс всех иных сфер, т.к. вся наша жизнь представляет собой познание. Образование призвано дать человеку знания, научить его пользоваться этими знаниями, а также обеспечить развитие человека в различных областях (нравственной, интеллектуальной, физической, творческой). Поэтому к организации образовательной деятельности обращено особое внимание, дабы сфера образования достигала своих целей в полной мере. Отчего у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, желающих осуществлять образовательную деятельность, нередко возникают вопросы относительно организации образовательного процесса, а именно: какие документы необходимо разработать, чтобы процесс образования был не только эффективным, но и соответствующим предъявляемым требованиям законодательства? Опишем основные из таких документов.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ, образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. Из данного определения прямо следует, что образовательная программа – не просто неотъемлемая, но системообразующая часть образования. Все виды образовательной деятельности, согласно данному определению, представляют собой форму реализации образовательной программы. Поэтому вид образовательной программы предопределяет вид и уровень образования.

Названный Закон определяет образовательную программу как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий. Образовательная программа может быть представлена в виде учебных планов, графиков и иных документов. Однако и сама образовательная программа принимается в виде отдельного документа. А формы ее выражения, указанные в Законе, — это конкретизирующие ее положения документы. Таким образом, образовательная программа – это основополагающий документ, отражающий содержание образовательной деятельности, а учебные планы и программы – это формы выражения конкретных характеристик, описанных в образовательной программе.

Образовательная программа состоит из трех частей: целевого, содержательного и организационного разделов. Все разделы взаимосвязаны и образуют единый комплекс характеристик образовательного процесса. Целевой раздел представляет собой описание целевых установок, поставленных задач, руководящих начал и подходов к формированию программы. Можно сказать, что целевой раздел – философское начало образовательной программы, которое задает направление для формирования всей образовательной программы в общем. Содержательный раздел включает в себя непосредственное описание образовательной деятельности по направлениям развития обучающегося в различных образовательных областях. Организационный же раздел описывает условия и порядок реализации указанных ранее положений. Он включает в себя изложение финансирования, кадровой политики, формы аттестации, особенностей взаимодействия преподавателей с обучающимися и их семьями и т.д. Немаловажным в настоящее время является определение в организационном разделе форм реализации видов образовательной деятельности, т.к. современное образование требует современных подходов к образовательному процессу. Необходимо отразить интерактивные формы обучения, доступ к которым имеется у данной организации.

Поскольку образовательный процесс – во многом, творческий процесс, носящий индивидуальный характер, законодатель установил, что каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы.

Так как образовательная программа – основополагающий документ, описывающий общее направление образовательной деятельности организации, не дающий конкретных данных, для ее реализации принимается ряд документов, таких, как учебный план, учебные программы, графики и т.д. И в то время как перечисленные документы могут меняться по содержанию (в том числе, прекращать свое действие ввиду принятия нового акта), то образовательная программа может оставаться неизменной.

Любой план – это замысел, проект, реализация которого требует последовательности определенных действий, порядка. И в настоящее время планирование как вид деятельности приобретает особую роль, что не может не затрагивать такую сферу, как образование. Поэтому организация образовательной деятельности зиждется на ряде документов, носящих характер плана. Одним из таких документов является учебный план.

Учебный план, как и всякий план, определяет последовательность и распределение. Распределяет он дисциплины, практики по группам обучающихся и преподавательскому составу, а также время, выделенное на теоретическое и практическое обучение. План определяет последовательность изучения предметов, конкретные сроки, выделенные на их изучение, трудоемкость данных предметов, а также часы, отведенные на консультации и аттестацию.

Как видно из описания содержания, учебный план – документ строго организационного характера.

Что же касается учебной программы, то это также один из документов, отражающий уже содержательную сторону обучения.

Учебные программы формируются на основе учебного плана и составляются для каждого предмета отдельно. Программа представляет собой краткое изложение содержания и методологических установок предмета. Она содержит информацию о темах занятий (название, содержание, отведенные часы на изучение каждой темы, перечень обязательных практических работ и др.). В целом, учебная программа – также своеобразный план, который относится к порядку изучения того или иного предмета.

Все описанные документы утверждаются и принимаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно. Соответственно, каждая программа и план носят индивидуальный характер, хотя и имеют общую цель. Разработке учебных планов и программ посвящен ряд подзаконных актов в виде рекомендаций.

Таким образом, для осуществления образовательной деятельности необходимо разработать и утвердить образовательную программу, на основании и во исполнение которой будут приниматься иные документы, необходимые для организации образовательной деятельности. К составлению образовательной программы необходимо отнестись с особым вниманием, поскольку она представляет собой своеобразную «Конституцию» организации, осуществляющей образовательную деятельность. При разработке данного документа необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, примерными образовательными программами, образовательными стандартами, а также Приказами Минобрнауки. Общие требования, предъявляемые к образовательной программе, указаны в статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ.

При этом, наличие утвержденной образовательной программы является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату. Для разработки такого основополагающего документа организация может обратиться к опытному юристу, который сможет отразить все пожелания организации в нужной форме, учесть все требования законодательства. Поэтому доверить ее составление профессионалу – залог успешного осуществления образовательной деятельности.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

https://www.ulc.ru/razrabotka-tipovykh-dokumentov-dlya-vedeniya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-sostavlenie-dogovorov-i-prochikh-dokumentov-dlya-vedeniya-obucheniya/

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Лицензионные риски эксплуатации опасного склада.

Любая человеческая деятельность, будь то профессиональная или же бытовая, не существует сама по себе: в любой момент нашей жизнедеятельности мы одновременно совершаем целый ряд взаимосвязанных действий. Например, идём по улице, но при этом также: вдыхаем утренний воздух, смотрим на рекламные вывески, изнашиваем подклеенные вечером ставшие «как новые» ботинки и т.д.

Те же принципы и с видами деятельности, на осуществление которых государство выдаёт специальные разрешения – каждая такая деятельность, хоть и предусматривающая получение единой лицензии, включает в себя целый ряд составляющих. И в российском правовом поле существует множество случаев, когда для осуществления уже этих составляющих типов деятельности требуется наличие отдельной лицензии. Часто этот факт становится неприятным сюрпризом для тех, кто вместо забот с получением одной лицензии, получает необходимость предварительно пройти не менее тяжёлый путь для получения второй.

Одним из таких случаев является осуществление той или иной лицензируемой деятельности с использованием специально оборудованного склада, например, при фармацевтической деятельности, производстве лекарств, спиртосодержащей продукции, деятельности по карантинно-фитосанитарному обеззараживанию с использованием пестицидов и пр. Несмотря на то, что каждое из перечисленных направлений деятельности лицензируется в отдельном порядке, использование при их осуществлении одного только склада само по себе также во многих случаях может требовать отдельной лицензии. На основании чего выдвигается такое требование?

В перечне видов деятельности, на которые требуется лицензия, установленном Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», имеется следующий вид лицензируемой деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. В том случае, если ваш производственный объект, в нашей ситуации, склад, подпадает под эти критерии, для его эксплуатации вам будет требоваться отдельная лицензия.

Чтобы понять, относится ли наш склад к таким объектам, а также знать, как в этот перечень не попасть, мы должны понимать, по каким критериям определяется степень опасности объекта.

Деятельность, связанная с эксплуатацией опасных объектов, регулируется Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Нормой статьи 2 данного закона устанавливается перечень классов опасности объектов и их определения:

— I класс опасности – опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;

— II класс опасности – опасные производственные объекты высокой опасности;

— III класс опасности – опасные производственные объекты средней опасности;

— IV класс опасности – опасные производственные объекты низкой опасности.

Объекты каждого из перечисленных классов требуют государственной регистрации, а деятельность по их эксплуатации – лицензирования, за исключением эксплуатации объектов IV класса опасности.

Конкретный перечень опасных производственных объектов с отнесением их к тому или иному классу опасности устанавливается в Приложениях 1 и 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Применительно к складам, опасными производственными объектами будут считаться те из них, на которых:

1) хранятся опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей среды;

2) осуществляется хранение растительного сырья, в процессе которого образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбинированного сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

Класс опасности для объектов первой категории устанавливается исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на них. Для разных видов веществ это количество неодинаково и устанавливается в таблицах 1 и 2 Приложения 2: в одной приведены данные по конкретным веществам, в другой – по категориям веществ.

Для объектов второй категории устанавливаются следующие классы опасности:

— III класс – для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства.

— IV класс – для иных опасных производственных объектов.

Таким образом, если вы имеете дело с растительным сырьём, то получение дополнительной лицензии вам может понадобиться только при организации действительно крупного производства. Для всех прочих видов деятельности, таких как, например, эксплуатация склада муки, лицензия вам будет не нужна.

В случае же, если вы собираетесь эксплуатировать склад из первой категории, то вам нужно иметь чёткое представление о том, какие опасные вещества и в каких объёмах вы собираетесь хранить. Иногда разница в количестве вещества, отделяющая один класс опасности от другого вашего склада может быть совсем небольшой, а потому очень часто будет иметь смысл при процедуре лицензирования вашего основного вида деятельности заявить немного меньший объём хранения, способный уберечь вас от лишний трудовых и временных трат.

В том случае, если обстоятельства не позволяют заявить меньший объём хранения, будет разумно в свою очередь рассмотреть менее опасные аналоги веществ, которые вы собираетесь использовать в своей деятельности (например, в случае с использованием пестицидов очень часто можно найти менее токсичные аналоги, чем те, с которыми вы изначально планировали свою работу).

Таким образом, знание действующего законодательства и умение в нём ориентироваться могут позволить вам существенно сократить свои затраты на получение лицензии и максимально быстро приступить к осуществлению планируемой деятельности. А чтобы максимально обернуть ситуацию в свою пользу, вы всегда можете обратиться к опытным юристам нашей организации с соответствующими знаниями и подтверждённым многолетней практикой опытом.

https://www.ulc.ru/licenzija-vzryvopozharoopasnye-proizvodstvennye-obyekty/

 

Урусов Сергей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Принудительное лицензирование медицинской деятельности по виду работ «организация здравоохранения и общественное здоровье».

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности, а, следовательно, для ее осуществления требуется наличие специального разрешения — лицензии. В лицензию должны быть включены все виды работ, которые организация намеревается осуществлять. Лицензионное законодательство устанавливает целый ряд требований для получения медицинской лицензии, одним из которых является наличие у руководителя или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», независимо от того, каким именно видом медицинской деятельности планирует заниматься организация. Но как показывает практика, в связи с отсутствием четкого толкования законодательства, нередки случаи принудительного лицензирования дополнительных видов работ, которые не являются медицинской услугой, оказываемой населению, а по сути являются сопутствующей деятельностью организации.

 

Так, например, много случаев, когда в ходе проверок наличие у заведующего сертификата по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» расценивается проверяющими как выполнение работ или оказание услуг, не указанных в приложении к имеющейся лицензии, при осуществлении медицинской деятельности. А поскольку данный сопутствующий вид деятельности имеется в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, то Росздравнадзор фиксирует это как нарушение лицензионного законодательства, квалифицируя его как осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, за что частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

 

По официальным статистическим данным только за 2018 год в ходе проверок в целях соблюдения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности Росздравнадзором было выявлено11427 случаев нарушения лицензионных требований, из которых 15 % составляют нарушения, связанные с осуществлением работ или услуг без лицензии.

 

Логика проверяющих органов в данном случае такая: поскольку в любом медицинском учреждении есть главный врач, который занимается организацией деятельности и осуществляет ее внутренний контроль, значит у организации должна быть и лицензия на такой вид деятельности как организация здравоохранения и общественное здоровье.

То есть получается, что, выполняя лицензионные требования, предъявляемые к сотрудникам, медицинская организация вынуждена заявлять вид работ, который оказывать не планирует, чтобы получить лицензию и спокойно осуществлять медицинскую деятельность, не думая о внезапных штрафных санкциях со стороны проверяющих органов.

 

Возникает вполне резонный вопрос: требуется ли дополнительно получать лицензию на вид работ «организация здравоохранения и общественное здоровье», если деятельность по данному виду осуществляться не планируется?

«Организация здравоохранения и общественное здоровье» является одним из видов медицинской деятельности. Однако основная деятельность организаций, оказывающих населению услуги и работы по данному профилю, направлена на теоретические аспекты здравоохранения такие как оценка критериев общественного здоровья и качества оказания медицинской помощи, услуги в области менеджмента и маркетинга.

Конечно, для полноценного функционирования медицинской организации безусловно нужен руководитель, обладающий специальными знаниями в области медицинского администрирования, но деятельность такого работника осуществляется исключительно внутри самой организации для ее полноценного функционирования и никак не связана с оказанием медицинских услуг населению.

 

Поскольку судебная практика неоднозначна, а официальных разъяснений контролирующего органа и вовсе нет, единообразный подход к решению споров по данному вопросу отсутствует.

В свою очередь, Верховный Суд Российской Федерации неоднократно высказался по данному вопросу в части принудительного лицензирования по видам работ «дезинфектология», которые осуществляются организациями для собственных нужд (Постановление Верховного Суда РФ от 12.02.2016 № 303-АД15-15624 по делу № А16-291/2015, Постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2019 № 46-АД19-1).

Так, по делу, рассматриваемому в этом году, в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2019 № 46-АД19-1 суд пришел к выводу о том, что при осуществлении дезинфекционной деятельности вне рамок оказания медицинской помощи необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.

Следовательно, по аналогии с данным делом, можно смело утверждать, что нет необходимости в получении лицензии на данный вид деятельности, если услуги не будут оказываться третьим лицам, а будут лишь сопутствующей деятельностью, которая выполняется ответственным за медицинскую деятельность сотрудником, в целях обеспечения полноценной работы медицинской организации.

 

На сегодняшний день с уверенностью можно лишь сказать, что законодательство не обязывает лицензировать вид деятельности «организация здравоохранения и общественное здоровье» как дополнительный наряду с тем, что соискатель лицензии реально намеревается осуществлять, но быть готовым к возможно возникшим вопросам со стороны проверяющих органов не помешает.

Наши юристы готовы оказать как консультационную помощь и поддержку в правовых вопросах, так и лично представлять, и защищать Ваши интересы в суде.

А если Вы только планируете осуществлять медицинскую деятельность, можете поручить все трудности, связанные с получением лицензии нам, ведь мы в этом специалисты. Мы с большим удовольствием проконсультируем Вас по любым возникшим вопросам, а также быстро и качественно получим за Вас лицензию на медицинскую деятельность.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-medicinskoj-dejatelnosti-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti-medicinskaja-licenzija/

 

 

Титова Александра,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Как сэкономить на покупке жилья в Москве.

В соответствии с законодательством граждане, которые проходят процедуру банкротства, обязаны продать свое имущество на торгах с целью оплаты задолженностей своим кредиторам.

К имуществу относятся в том числе квартиры, жилые дома, дачи и иные объекты недвижимости.

Финансовый управляющий выставляет эти объекты на торги. Перед процедурой торгов финансовый управляющий проверяет всю история квартиры и определяет начальную стоимость квартиры на торгах. Как правило, начальная цена ниже по сравнению с рыночной на 30 % (сопоставима с кадастровой стоимостью).

Подобные торги проходят на официальных торговых площадках, аккредитованных государством. Никаких подвохов, обманов просто быть не может.

Мы помогаем своим клиентам найти «интересные» варианты квартир, подготовиться к торгам, а именно зарегистрироваться на площадке, где проходят торги, подготовить заявочные документы, оплатить взнос за участие в торгах. Взнос, как правило, не более 5 % от начальной цены квартиры и возвращается не победившим участникам.

В день проведения торгов все зарегистрированные участники указывают свою цену, за которую они готовы купить квартиру. Побеждает тот, кто предложил наибольшую цену. Насколько будет увеличиваться цена на торгах зависит от количества участников. Как правило, чем дешевле объект, тем больше участников и тем выше окончательная цена. Любой участник в любое время может остановиться и не торговаться больше.

После определения победителя, победитель должен подписать протокол о результатах проведения торгов и внести оплату за приобретенную квартиру на депозит финансового управляющего или банка. В результате наш клиент получает комплект документов, достаточный для оформления права собственности на свое имя.

После того, как наш клиент становится собственником, он имеет право снять с регистрационного учета всех проживающих в квартире граждан (если они не снялись с регистрационного учета самостоятельно). Как правило, это осуществляется в судебном порядке в течение месяца.

После проведения всех указанных процедур наши Клиенты с удовольствием празднуют новоселье!

https://www.ulc.ru/poisk-kvartir-po-parametram-klienta-ofitsialnye-elektronnye-ploshchadki—soprovozhdenie-pokupki-kvartiry-do-zaseleniya-v-moskve-moskovskoy-oblasti-sochi/

 

Коскова Елена,

юрист,

специалист по юридическому сопровождению сделок по покупке жилья.

Опубликовано

Лицензирование деятельности по культивированию наркосодержащих растений для производства наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях и ветеринарии.

В настоящее время в просторах интернета имеется множество новостей о том, что Государственная дума приняла закон, снимающий запрет на выращивание наркосодержащих растений, в том числе опийный мак и коноплю. В связи со вступлением в силу 06.08.2019 года изменений в Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ ˮО наркотических средствах и психотропных веществахˮ в части деятельности по культивированию наркосодержащих растений для производства наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях и ветеринарии, возникают соответствующие вопросы, кто может заниматься такой деятельностью? Необходимо ли получать лицензию для осуществления такой деятельности?

Для ответа на эти вопросы необходимо понимать, что у государства имеется монополия на все виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков, в том числе по культивированию наркотиков для использования в медицинских и ветеринарных целях. В соответствии со статьей 18 вышеуказанного закона культивирование наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственными унитарными предприятиями, производящими и перерабатывающими наркотические средства и психотропные вещества, имущество которых находится в федеральной собственности, при наличии лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

В связи с тем, что изменения в Федеральный закон № 3-ФЗ вступили в силу относительно недавно, в Положении о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, по нашему мнению, не имеется подходящего вида работ для осуществления интересующей нас деятельности. Считаем необходимым дополнить перечень работ и услуг следующим пунктом: «Культивирование наркосодержащих растений, включенных в перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, для использования в медицинской деятельности и ветеринарии».

Если же Вы Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то Вы могли и можете заниматься деятельностью по культивированию накросодержащих растений исключительно в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, за исключением культивирования опийного мака. Сорта растений, разрешенных для культивирования, были установлены еще в 2007 году Постановлением правительства РФ № 460. Согласно этому Постановлению разрешено культивирование конопли в промышленных целях, содержащие в сухой массе листьев и соцветий верхних частей растений не более 0,1 процента тетрагидроканнабинола.

Итак, деятельностью по культивированию для производства в медицинских и ветеринарных целях наркотических средств и психотропных веществ осуществляется только государственными унитарными предприятиями при наличии соответствующей лицензии. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заниматься деятельностью по культивированию наркосодержащих растений исключительно в промышленных целях и для этого в получении лицензии нет необходимости.

В конце хотелось бы отметить, что ответственность по статьям 10.5.1. КоАП РФ и 231 УК РФ незаконному культивированию растений никто не отменял, и в случае установления вины, лица, занимающиеся таким промыслом, понесут наказание по всей строгости закона. Будьте внимательны и аккуратны в этом вопросе, чтобы избежать ответственности!

https://www.ulc.ru/licenzija-na-kultivirovanie-rastenij/

 

 

Катраев Алексей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Лицензирование занятий фитнесом и йогой – разграничение сфер медицины и образования.

Медицина и спорт часто идут рука об руку, о чем свидетельствует известная всем пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Среди населения все популярнее становятся «спортивные» методы лечения и профилактики заболеваний. И такая «дружба» медицины и спорта на практике часто порождает некоторые вопросы в области лицензирования. В частности, фитнес-центры и студии йоги нередко задаются вопросом, получение какой лицензии необходимо для осуществления их деятельности?

Прежде всего, очертим круг лицензий, получение которых может быть необходимо. Область занятия физкультурой может входить в два вида лицензируемой деятельности: образовательной и медицинской. Сама по себе деятельность в сфере физкультуры и спорта не лицензируется с 2003 г. (лицензирование в области физкультуры и спорта предусматривалось Федеральным законом от 29.04.1999 г. №80-ФЗ (в редакции, действующей до 2003 г.), который утратил силу).

Чтобы понять, какая именно необходима лицензия, и необходима ли вообще, нужно определиться с содержанием оказываемых услуг, которые на первый взгляд могут совпадать по форме осуществления, однако, на деле имеют существенные различия.

Согласно статистике ВЦИОМ, фитнесом (в том числе, и йогой) занимается треть населения г. Москвы. А как известно, спрос рождает предложение. Однако важно понять, насколько данное «предложение» соответствует российскому законодательству. Согласно Федеральному закону от 04.12.2007 г. №329-ФЗ, фитнес-центр представляет собой физкультурно-спортивную организацию, которая призвана оказывать населению услуги по физической подготовке и физическому развитию. Как видно из данного определения, фитнес-клубы не оказывают образовательных или медицинских услуг, но все ли так просто? Дело в том, что для фитнес-клуба оказание услуг по физической подготовке является основным видом деятельности. Притом не стоит забывать, что хозяйствующие субъекты могут оказывать услуги и выполнять работы, которые являются дополнительными видами деятельности для данного субъекта. Здесь и возникает вопрос необходимости получения лицензии фитнес-центром, ответ на который зависит от формы предоставляемых услуг. Так, если фитнес-клуб предоставляет услуги индивидуальных занятий с тренерами и преподавателями, то осуществление такой деятельности носит образовательный характер и требует получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых. Это значит, что такие физкультурно-спортивные организации являются организациями, осуществляющими обучение, а значит, к ним предъявляются все соответствующие требования. Например, кроме тренажерных залов необходимо предусмотреть аудитории для теоретических занятий.  Если в фитнес-клубах не осуществляются занятия, то получение лицензии не требуется.

Что касается йоги, то здесь однозначно требуется получение лицензии на образовательную деятельность (так же по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых), поскольку Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст (в ред. от 20.02.2019) занятия по йоге рассматриваются только как обучение.

Таким образом, фитнес-центры и студии йоги реализуют программы дополнительного образования детей и взрослых в сфере физической культуры и спорта, а для осуществления данной деятельности необходимо получение образовательной лицензии (за исключением деятельности фитнес-центров, в которых не проводятся занятия с преподавателями и тренерами).

Как указывалось выше, физкультура может входить и в сферу медицины. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 №291, в перечень медицинских работ и услуг входит лечебная физкультура и спортивная медицина (сокращенно ЛФК – лечебная физическая культура).

Внешне занятия ЛФК могут быть похожи на занятия фитнесом или йогой, однако, они носят совершенно иную направленность. ЛФК преследует своей целью лечение, реабилитацию больных и профилактику заболеваний. В то время как занятия физкультурой в рамках дополнительного образования, согласно Федеральному закону от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, направлены на удовлетворение личных потребностей человека в физическом совершенствовании и организации свободного времени.

Лечебная физкультура осуществляется посредством проведения индивидуальных и групповых занятий по лечебной и гигиенической гимнастике по назначению врача. Помимо самих занятий физкультурой, ЛФК включает в себя комплекс иных медицинских работ: медицинские обследования, наблюдения, консультации, реабилитационные мероприятия. Поэтому ЛФК по своему содержанию намного шире, чем выполнение физических упражнений.

Для осуществления ЛФК необходимо получение медицинской лицензии. Соответственно, предъявляться к соискателю такой лицензии будут совершенно иные требования, нежели к соискателям лицензии образовательной. Например, СанПиН 2.1.3.2630-10 допускает размещение тренажерных залов без естественного освещения, что недопустимо при осуществлении образовательной деятельности. Существуют и специальные квалификационные требования, предъявляемые к врачам, работающим по специальности «лечебная физкультура и спортивная медицина» (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 08.10.2015 г. №707н). Помимо этого, действует Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.08.2001 г. №337, который подробнее описывает рассматриваемый вид медицинской деятельности.

Таким образом, разграничение лицензирования занятий фитнесом и йогой происходит по сфере деятельности, а точнее, по целевой направленности занятий. Если проведение занятий физкультурой направлено на лечение, реабилитацию, профилактику заболеваний, то такие занятия должны проводиться по назначению врача и под специальным контролем, соответственно, осуществление данной деятельности требует получения медицинской лицензии. Если выполнение физических упражнений является личной инициативой человека, не вызванной рекомендациями врача по выполнению специальных упражнений, направленной на совершенствование своих физических навыков, то организация и проведение таких занятий носит образовательный характер и требует получения образовательной лицензии.

 https://www.ulc.ru/licenzirovanie-lechebnoj-fizkultury/

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-dopolnitelnogo-obrazovanie-detej-vzroslyh-Moskva-Moskovskaja-oblast-licenzija-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-licenzija-na-DO/

 

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Может ли индивидуальный предприниматель работать по медицинской лицензии другой организации?

Медицина – та сфера деятельности, которая не может стоять на месте без развития. И возможность осуществления медицинской деятельности юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы, и индивидуальными предпринимателями породила систему так называемой «частной медицины», которая заняла значительную долю сферы оказания медицинских услуг. Нередко врачи, обладающие достаточными профессиональными знаниями и стажем работы, хотят осуществлять медицинскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. И нередко при этом у них возникает вопрос: «Можно ли осуществлять медицинскую деятельность на основании лицензии, полученной другой медицинской организацией (как правило, той, в которой новоиспеченный индивидуальный предприниматель сам работал)?». Ответ на данный вопрос однозначный и категоричный – нет, осуществлять деятельность на основании чужой лицензии нельзя. Объясним, почему.

Общие положения о лицензировании предусмотрены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ. К соискателям лицензий и лицензиатам предъявляется ряд требований, которые носят «личный» характер. Прежде всего, лицензия выдается конкретному хозяйствующему субъекту (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю), что следует из содержания самих терминов «соискатель лицензии» и «лицензиат». В случае каких-либо изменений в статусе лица или сведений о нем (в отношении индивидуального предпринимателя: изменение ФИО, места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего личность) необходимо переоформление лицензии, а в некоторых случаях (они касаются юридических лиц) – получение новой лицензии. Также прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя влечет прекращение действия лицензии. Все это свидетельствует об индивидуальности лицензии.

Помимо этого, Положение о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства от 16.04.2012 г. № 291) предъявляет специальные требования к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим медицинскую деятельность. Принципиальным требованием к индивидуальному предпринимателю является осуществление медицинской деятельности лично, без найма других специалистов-врачей. Это объясняется повышенной значимостью оказываемых услуг для жизни и здоровья граждан.

Закон не предусматривает права «передачи» своей лицензии другим хозяйствующим субъектам. Отсутствие такой возможности логично – ведь данное второе лицо может и не соответствовать всем лицензионным требованиям, что может создать угрозу или повлечь ущерб для граждан или государства. Данное требование распространяется на все лицензируемые виды деятельности, в том числе, на медицинскую. Стоит обратить особое внимание, что Гражданский кодекс РФ содержит нормы о лицензионном договоре, однако, никакого отношения к лицензиям он не имеет. По лицензионному договору могут быть переданы права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Лицензия является специальным разрешением, и передать его по какому-либо договору невозможно.

Таким образом, для осуществления медицинской деятельности индивидуальному предпринимателю необходимо получить лицензию, предоставляемую на своё имя. Осуществление деятельности «по чужой лицензии» недопустимо.

Помимо рассмотренного вопроса, нередко возникают ситуации, когда индивидуальный предприниматель, желающий получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, хочет арендовать помещение у медицинской организации, уже имеющей такую лицензию, т.к. данные помещения соответствуют предъявляемым требованиям. При таком желании стоит обратить внимание на некоторые нюансы. Прежде всего, при оформлении отношений аренды медицинской организации, имеющей лицензию, необходимо будет предварительно переоформить свою лицензию, т.к. изменяется фактический адрес осуществления лицензируемой деятельности. При этом индивидуальному предпринимателю необходимо учесть, что такое арендуемое помещение должно иметь собственный вход. При соблюдении указанных требований (в случае, если помещение действительно отвечает всем предъявляемым требованиям для осуществляемых видов работ) аренда помещения у организации, имеющей лицензию, возможна.

Подытожим: лицензия является специальным разрешением, дающим право осуществлять определенный вид деятельности конкретному лицу (организации, индивидуальному предпринимателю). Использование чужой лицензии в каких бы то ни было случаях недопустимо.

https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/

 

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.