Опубликовано

Как получить лицензию на дополнительное профессиональное образование?

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Дополнительное профессиональное образование представляет собой повышение квалификации и переподготовку лиц, имеющих средне-профессиональное или высшее образование, то есть уже получивших профессию.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности не требуется индивидуальным предпринимателям, которые обучают самостоятельно, без привлечения педагогов, но законодательством не предусмотрена реализация дополнительных профессиональных программ индивидуальными предпринимателями. То есть индивидуальные предприниматели в принципе не могут оказывать образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования.

В зависимости от места оказания образовательных услуг лицензия на осуществление образовательной деятельности выдается Департаментом образования г. Москвы или Министерством образования Московской области в срок, составляющий 45 рабочих дней. Государственная пошлина за предоставление лицензии составляет 7500 рублей и должна быть оплачена с лицевого счета организации.

 

К соискателю лицензии предъявляется целый ряд лицензионных требований, без соблюдения которых получение лицензии станет невозможным:

— наличие на праве собственности или ином законном основании помещения, необходимого для осуществления образовательной деятельности. Документом, подтверждающим наличие помещения, может являться свидетельство о праве собственности, договор аренды или субаренды, договор безвозмездного пользования нежилым помещением.

— наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений. Для организации учебного процесса требуется оснастить помещение всем необходимым для обучения: мебелью, оргтехникой и другими материалами, которые могут понадобиться в той или иной сфере деятельности.

— наличие разработанных и утвержденных образовательных программ, в соответствии с которыми будет проходить весь процесс обучения, так как в них обозначены все ключевые моменты образовательного процесса организации такие как темы занятий, план обучения, количество часов обучения и другие.

— наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам помещения, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности. Прежде всего, для получения санитарно-эпидемиологического заключения необходимо провести замеры микроклимата и освещенности помещения, иметь заключенные договоры на оказание услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, по вывозу твердых коммунальных отходов, на очистку и дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования, на утилизацию ртутьсодержащих отходов при наличии люминесцентного освещения. Данная процедура занимает 30 календарных дней с момента подачи документов, но есть нюанс, связанный с территориальным расположением организации, осуществляющей образовательные услуги. Если образовательную деятельность планируется осуществлять в Московской области, то первым этапом будет получение экспертного заключения. Это значит, что сначала документарную и выездную проверку проводит специалист ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области», готовит заключение о соответствии либо о несоответствии помещения установленным требованиям. И только после получения положительного экспертного заключения можно подавать документы на получение санитарно-эпидемиологического заключения в Роспотребнадзор. Таким образом, выходит, что процедура по получению санитарно-эпидемиологического заключения в Московской области занимает чуть больше времени.

— наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, то есть отсутствие воздействия на обучающихся вредных и опасных факторов таких как: разбитые стекла, торчащие гвозди, сломанные ступени, плохо закрепленные стенды и т.д.

 

Чтобы не столкнуться с различного рода трудностями и избежать возможных ошибок при получении лицензии на образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования, лучше всего обратиться за помощью к опытным юристам, профессионалам своего дела и доверить им эту работу.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie/

 

Титова Александра,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Экспертиза судебной перспективы в международном споре – почему это важно?

В наши дни развитие договорных и иных частных отношений выходит на международный уровень. Субъекты хозяйственной деятельности из разных государств вступают в договорные связи, и, как следствие, зачастую между ними возникают международные споры.

При принятии решения о инициации рассмотрения спора в любом международном органе рассмотрения споров стоит учитывать следующие моменты.

Во-первых, разбирательство в международном суде ведется в соответствии с регламентом данного суда. Порядок рассмотрения может отличаться от привычного российским лицам порядка, что может повлиять на результат процесса.
Во-вторых, следует учитывать применимое право при рассмотрении спора. Одни и те же гражданско-правовые споры могут разрешаться по-разному в зависимости от материально-правовых норм конкретной страны.
В-третьих, сам язык судебного разбирательства может вызывать известные трудности, поскольку нужно будет переводить все документы о споре на язык разбирательства и это может сказаться на качестве доказательственной базы, доводов и выступлений.
Наконец, рассмотрение спора в международном суде довольно затратно в денежном плане, в связи с чем, конечно же, хочется быть уверенным, что средства будут потрачены не напрасно.

Насчет последнего, действительно, разбирательство в любом органе рассмотрения международных споров обойдется недешево. В качестве примера можно привести Международный арбитражный суд Стокгольма. Один только регистрационный сбор за возможность рассмотрение спора в данном органе будет составлять от 3 000 евро. А ведь еще необходимо произвести расходы на гонорар состава арбитража. Не хочется терять такие деньги, не будучи уверенным в своем успехе.

Лицо, желающее инициировать рассмотрение спора в международном суде, как правило, хочет понимать, не приведет ли такое рассмотрение к еще бо́льшим расходам. Именно поэтому услуга «Экспертиза судебной перспективы в международном споре» на данный момент является довольно востребованной.

  • Экспертная оценка судебных перспектив в международном споре включает в себя следующие этапы:
  • Анализ сложившейся или прогнозируемой ситуации, имеющихся документов и сведений;
  • Анализ судебной практики по аналогичным спорам;
  • Оценка судебных перспектив;
  • Разработка рекомендаций по участию в споре, определению правовой позиции, доработке доказательственной базы;
  • Предоставление письменного экспертного заключения с анализом, оценкой и рекомендациями.

Для проведения экспертизы судебной перспективы необходимо предоставление документов, подтверждающих наличие правовой связи контрагентов (договор, акты приема, подтверждение взаиморасчетов и др.), а также неисполнение стороной своих обязательств. Также полезными будут любые документы, содержащие сведения о развитии отношений между контрагентами после возникновения спора (уведомления и претензии). Всесторонний анализ данных документов и сведений, сообщаемых клиентом о спорной ситуации, позволяет юристу-специалисту по разрешению споров оценить вероятность победы клиента в международном суде и дать рекомендации по дальнейшим действиям.

Таким образом, проведение экспертизы судебной перспективы в международном споре позволяет не только оценить риски и принять взвешенное решение о том, стоит ли обращаться в международный орган рассмотрения споров за защитой своих интересов, но и защитить клиента от произведения лишних, ничем не компенсируемых, расходов.

https://www.ulc.ru/jekspertiza-sudebnoj-perspektivy-mezhdunarodnyj-spor-situacii-dokumentov-ocenka-perspektiv-istca-mezhdunarodnyj-sud/

 

Алпатова Виктория,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Получение лицензии на дополнительное образование взрослых по реализации общеразвивающих программ в г. Москве и Московской области.

Процесс получения знаний и опыта не прерывается в течение всей жизни человека. И получать эти знания и опыт можно не только в процессе «бытового научения», но и целенаправленно, в обучающих организациях. Все больше взрослых организуют свой досуг, посещая организации дополнительного образования. Подобные секции направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей личности в самосовершенствовании в различных областях, а также на организацию свободного времени взрослых. Наиболее популярными формами дополнительного образования взрослых являются: посещение фитнес-клубов с занятиями у тренеров, курсов танцев, кружков кройки и шитья, курсов иностранных языков и т.п. Осуществление данных форм деятельности требует наличия образовательной лицензии.

Прежде всего необходимо уяснить, что взрослыми являются совершеннолетние лица, т.е. достигшие возраста 18 лет. Стоит отметить, что эмансипированные несовершеннолетние не являются в понимании образовательного процесса взрослыми, т.к. эмансипация влияет на гражданско-правовой статус лица, и ни на какой больше. Соответственно, если кружок посещают такие лица, необходимо получать лицензию с учетом требований, предъявляемых к образованию детей, а они существенно отличаются от требований, предъявляемым для взрослых.

Итак, для реализации образования по общеразвивающим образовательным программам для взрослых необходимо получение лицензии на соответствующую деятельность. Получить ее могут юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом лицензия не требуется индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно (без привлечения иных педагогов) и лицам, осуществляющим образовательную деятельность на территориях инновационного центра «Сколково» и инновационных научно-технологических центров.

Для осуществления указанной образовательной деятельности на территориях г. Москвы или Московской области необходимо обратиться в Департамент образования г. Москвы или в Министерство образования Московской области соответственно. Стоит учесть, что это разные лицензирующие органы, разделенные по территориальному признаку. Соответственно, выбор лицензирующего органа зависит от субъекта РФ, на территории которого будут оказываться образовательные услуги. При этом срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии общий — 45 рабочих дней.

Прежде чем подать соответствующее заявление, необходимо выполнить лицензионные требования. Будет справедливым отметить, что выполнить лицензионные требования для реализации общеразвивающих программ для взрослых намного проще, нежели требования для реализации аналогичных программ для детей. Дело в том, что для дополнительного образования взрослых не предусмотрен специальный СанПиН. Это означает, что нет строгих требований к помещению, а значит, подобрать соответствующее помещение и получить на него санитарно-эпидемиологическое заключение (далее СЭЗ) будет легче. При этом получение СЭЗ является одним из лицензионных требований (но самостоятельной процедурой, предшествующей лицензированию). Поэтому первым требованием является наличие на законном основании соответствующего помещения. Соискатель лицензии не ограничен ни в площади, ни в этажном размещении кабинета, ни в наличии специальных условий для доступа маломобильных групп населения и т.д. Главное, чтобы кабинет имел открывающееся окно, и по своим характеристикам был пригоден для нахождения в нем людей. Следующим требованием является оснащение кабинета, и здесь также нет специальных требований. Для получения лицензии также необходимо оплатить государственную пошлину в размере 7 500 рублей. Это единственный обязательный платеж, предусмотренный процедурой лицензирования. Дополнительные расходы могут возникнуть в процессе получения СЭЗ, однако сама процедура также бесплатна. Для получения лицензии достаточно оснастить кабинет учебными местами (столы, стулья), рабочим местом преподавателя, доской и мелким инвентарем. На основании изложенных требований, для получения лицензии в лицензирующий орган подается следующий пакет документов: заявление, документы, подтверждающие наличие на законном основании помещения, копия СЭЗ, справка о наличии разработанной и утвержденной образовательной программы (по дополнительному общеразвивающему образованию взрослых), справка о материально-техническом оснащении. Хотя это и исчерпывающий перечень документов, необходимо понимать, что в процессе заполнения документов так или иначе потребуются дополнительные документы (свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, квитанция об уплате пошлины и т.д.).

Несмотря на то, что процесс лицензирования рассматриваемой деятельности достаточно упрощен по отношению к иным образовательным программам, у соискателей лицензии все-таки возникает ряд вопросов и проблем. Связаны они, в основном, с неправильным оформлением необходимых документов. Данная проблема связана с тем, что каждый лицензирующий орган принимает свои формы документов и предъявляет собственные требования к их заполнению. Соискателям бывает сложно правильно истолковать требования к заполнению принятых форм. Также у соискателей нередко возникают проблемы при прохождении выездной проверки, поскольку в стрессовой ситуации человек, не контактирующий часто с государственными органами, не знает, как себя вести и не знает, что отвечать на вопросы эксперта. Однако указанные трудности преодолимы. Как правило, для получения лицензии соискатели обращаются к юристам – специалистам по лицензированию. Юридическое сопровождение помогает привести соискателя в соответствие требованиям, сформировать необходимый пакет документов без изъянов, а значит, — получить лицензию в срок.

https://www.ulc.ru/licenzija-dopolnitelnoe-obrazovanie-vzroslyh-razvivajushhie-programmy-Moskva-oblasti/

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Полезные советы для получающих лицензию. Правильный выбор организации для осуществления образовательной деятельности.

Настоящая статья в рамках цикла статей «Полезные советы для получающих лицензию» посвящена видам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и будет интересна всем, кто собирается получать образовательную лицензию. Требования к непосредственно самому соискателю лицензии, как субъекту, намеревающемуся осуществлять тот или иной вид лицензируемой деятельности – одна из основных групп лицензионных требований, установленных нормами российского законодательства. В связи с этим «Положением о лицензировании образовательной деятельности» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) устанавливается ряд требований к соискателям лицензий, касающихся их организационно-правовой формы, а также наличия у них определённых обязательных характеристик. Если вы приняли решение о том, чтобы приступить к осуществлению образовательной деятельности, первое, что вы должны сделать – это убедиться, что вы, как организация или индивидуальный предприниматель, полностью соответствуете указанному набору требований. В противном случае, вся дальнейшая работа по получению лицензии может стать полностью бесполезной.

Итак, для того, чтобы понимать требования закона, для начала нужно разобраться с терминологией. Нужные нам понятия содержатся в Законе об образовании:

образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

организации, осуществляющие образовательную деятельность — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Закон об образовании к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравнивает также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

Что нам дают эти определения?

Исходя из первого определения, следует главный вывод: образовательная организация – это всегда организация некоммерческая (частная, государственная или муниципальная), при этом некоммерческая не любая, а та, у которой образовательная деятельность, согласно её уставу, является основной и соответствует целям, ради которой организация создана. Поэтому, если вы в законе видите определение «образовательные организации», следовательно, норма будет относится именно к ним, и, если какой-либо вид образовательной деятельности должен осуществляться именно образовательными организациями, то это будет означать, что все прочие организации, в частности, коммерческие, такие как ООО или АО, эту деятельность осуществлять не могут. Образовательные организации могут создаваться в виде учреждений, автономных некоммерческих организаций, фондов, и прочих.

Второе понятие определяет круг организаций, осуществляющих обучение – в него входят как некоммерческие организации, не осуществляющие образовательную деятельность в качестве основной, так и коммерческие организации, в которые входят общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы и прочие организации, осуществляющие образовательную деятельность наряду с основной. Это не означает, что коммерческая организация не имеет права заниматься только образовательной деятельностью (так как многие организации именно для этого и создаются) – она лишь не может заявлять её при регистрации в качестве основной. Такие организации осуществляют образовательную деятельность через свои структурные подразделения, многие из которых создаются, главным образом, на бумаге.

Третье определение объединяет предыдущие два, очерчивая полный круг организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Если в законе вы видите его, то это означает, что правовая норма распространяется и на образовательные организации, и на организации, осуществляющие обучение. Поскольку закон включает в этот круг также и индивидуальных предпринимателей, то, следовательно, на них распространяются те нормы, которые применяются одновременно в отношении организаций, осуществляющих обучение, и образовательных организаций. То есть, например, деятельность, осуществляемую только образовательными организациями, индивидуальный предприниматель осуществлять не в праве.

Далее нам нужно определить исчерпывающий перечень видов образования, существующих в России. В соответствии с Законом об образовании, устанавливаются следующие виды образования, часть из которых разделяется на уровни и подвиды:

  1. общее образование:
    1. дошкольное образование;
    2. начальное общее образование;
    3. основное общее образование;
    4. среднее общее образование;
  2. профессиональное образование:
    1. среднее профессиональное образование;
    2. высшее профессиональное образование – бакалавриат;
    3. высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура;
    4. высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;
  3. дополнительное образование:
    1. дополнительное образование детей и взрослых;
    2. дополнительное профессиональное образование;
  4. профессиональное обучение.

Теперь, на основании сведений, содержащихся в Законе об образовании, мы можем соотнести виды образования с организациями, которые могут их осуществлять, с учётом ряда особенностей для отдельных специальных видов образования. В связи с тем, что данный перечень является достаточно неоднородным, максимально удобным для нашего восприятия его будет представить в виде следующей таблицы

Виды, подвиды и уровни образования

Организации, имеющие право осуществлять образовательную деятельность по данному подвиду, уровню

Общее образование

 

Дошкольное образование

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением научных организаций

Начальное общее образование

Образовательные организации + индивидуальные предприниматели + организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание + дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Основное общее образование

Образовательные организации + индивидуальные предприниматели + организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание + дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Среднее общее образование

Образовательные организации + индивидуальные предприниматели + организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание + дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Профессиональное образование

 

Среднее профессиональное образование

Образовательные организации

Высшее профессиональное образование – бакалавриат

Образовательные организации

Высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура

Образовательные организации + научные организации по программам магистратуры

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Образовательные организации + научные организации по программам ординатуры, программам подготовки научно-педагогических кадров

Профессиональное образование в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД РФ, Министерство обороны РФ и др.)

Дополнительное образование

 

Дополнительное образование детей и взрослых

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением научных организаций

Дополнительное профессиональное образование

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Дополнительное профессиональное образование в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД РФ, Министерство обороны РФ и др.)

Дополнительное профессиональное образование в области подготовки медицинских и фармацевтических работников

Образовательные организации и научные организации

Дополнительное предпрофессиональное образование в области искусств

Образовательные организации дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и образовательные организации высшего образования.

Профессиональное обучение

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Профессиональное обучение в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД РФ, Министерство обороны РФ и др.)

 

Мы не стали сопровождать настоящую таблицу ссылками на соответствующие нормы законодательства для того, чтобы сделать её наиболее лаконичной, простой для чтения и применения. Все соответствующие нормы, на основании которых она была составлена, вы можете найти в статьях Федерального закона об образовании. Опираясь на данную таблицу, вы легко сможете определить, соответствует ли ваша организация законным требованиям, предъявляемым к ней как к соискателю лицензии, и в случае наличия несоответствий принять правильные и своевременные меры к их устранению.

Таким образом, мы научились понимать разницу между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также вооружились удобным инструментом, позволяющим легко и быстро узнать, какого типа должна быть организация для осуществления того или иного вида образовательной деятельности.

Мы будем рады, если информация, приведённая в данной статье, будет полезна нашим читателям. Также в случае, если у вас ещё остались вопросы по вашему лицензионному делу, мы всегда готовы предложить вам нашу квалифицированную юридическую помощь, которую вы можете получить, связавшись с нами по телефону либо любым иным удобным для вас способом, а также оставив заявку на нашем сайте.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

https://www.ulc.ru/registratsiya-ooo-ao-pao-dlya-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-moskve-i-moskovskoy-oblasti/

https://www.ulc.ru/registracija-organizacij-dlja-vedenija-obrazovatelnoj-dejatelnosti-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti-registracija-nekommercheskij-organizacij/

Урусов Сергей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Зачем нужна лицензия на дополнительное образование детей и взрослых. Порядок лицензирования дополнительного образования детей и взрослых в Москве и Московской области.

Дополнительное образование – неотъемлемый элемент современной жизни, поскольку оно обеспечивает как получение новых знаний и умений, необходимых для реализации личностью своего потенциала, так и организацию свободного времени, удовлетворяя потребность человека в досуге. Осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей и взрослых могут организации и индивидуальные предприниматели только на основании лицензии ввиду требований Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ. Однако так как у каждого правила есть исключения, законодательство выделяет категории субъектов, не нуждающихся в получении данной лицензии. Во-первых, это индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без привлечения иных педагогических работников (т.е. непосредственно). Во-вторых, это организации, осуществляющие обучение на территориях инновационного центра «Сколково» и инновационных научно-технологических центров.

Для получения лицензии необходимо руководствоваться положениями упомянутого Федерального закона №99-ФЗ, Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, Положением о лицензировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ №966 и принятыми во их исполнение иными нормативными актами.

Срок предоставления рассматриваемой лицензии общий составляет 45 рабочих дней. Что касается лицензирующих органов, то они различаются по территориальному признаку. Лицензию выдает уполномоченный орган субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность по обучению детей и взрослых. В рассматриваемом случае данными органами являются Департамент образования г. Москвы или Министерство образования Московской области соответственно. Стоит обратить внимание, что каждый лицензирующий орган принимает собственные формы необходимых документов, а также имеет свои требования к их заполнению. Поэтому правильное определение лицензирующего органа – первый шаг к получению лицензии.

Прежде чем перейти к описанию основных предъявляемых к соискателям лицензии требований, стоит уточнить понятие «дополнительное образование детей и взрослых». Это вид образования, направленный на удовлетворение индивидуальных потребностей личности в совершенствовании своих знаний и умений в различных сферах. В обыденном понимании – это разнообразные спортивные секции, кружки по интересам, курсы иностранных языков и т.д. Федеральный закон № 273-ФЗ указывает на два вида таких программ: общеразвивающие и предпрофессиональные. Второй вид реализуется только для детей. А вот первый вид может быть реализован как в отношении детей, так и в отношении взрослых. Поэтому прежде всего необходимо определиться с видом образовательной программы. Во-первых, это одно из лицензионных требований, во-вторых, от этого зависят требования к прохождению отдельных этапов получения лицензии. Итак, если образовательная программа содержит модули для обучения детей, то необходимо при получении санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие помещения (его получение является самостоятельным лицензионным требованием и процедурой) руководствоваться соответствующим СанПиНом. Если же обучение детей программой не предусмотрено, то и требования к помещению будут иными. Поэтому первым этапом определяется образовательная программа и учебные курсы, после чего подбирается необходимое помещение, затем на данное помещение получается санитарное заключение. После утверждения программы и подбора соответствующего помещения необходимо оснастить кабинет потребным оборудованием. Его вид и количество прямо зависят от образовательной программы.

Так как лицензирование – процедура, как правило, сопровождающая бизнес, немаловажным для соискателей лицензии является определение «сметы расходов». Помимо затрат, которые так или иначе возникнут при подготовке к получению лицензии (покупка или аренда оснащения, помещения), есть один обязательный платеж, предусмотренный процедурой лицензирования. Это уплата госпошлины в размере 7 500 рублей. При ее уплате необходимо указывать реквизиты лицензирующего органа (для соискателей, фактически осуществляющих деятельность в г. Москве – реквизиты Департамента образования г. Москвы, в Московской области – Министерства образования Московской области). Иных расходов, связанных с получением лицензии, не предусмотрено. Дополнительные расходы могут возникнуть в процессе получения санитарного заключения. Хотя данная услуга и предоставляется бесплатно, для ее получения необходимо предоставлять отдельный перечень документов, например, результаты замеров параметров освещенности и микроклимата помещения, которые также оплачиваются отдельно.

Соответственно, необходимыми для получения лицензии являются следующие документы: 1) документы, подтверждающие наличие на законном основании необходимых помещений; 2) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений санитарным правилам; 3) справка о материально-техническом оснащении; 4) справка о наличии разработанной и утвержденной образовательной программы; 5) квитанция об уплате госпошлины. Однако нужно понимать, что в процессе лицензирования неминуемо требуются и иные документы, необходимые для заполнения заявления о предоставлении лицензии. Например, устав организации, свидетельство о постановке на налоговый учет и др.

Перечисленные требования являются обязательными и общими для всех случаев. При наличии специфических характеристик образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых к соискателю лицензии могут предъявляться дополнительные требования.

При выполнении соискателем предъявляемых требований и подготовке необходимого пакета документов, данный пакет подается в лицензирующий орган. После лицензирующим органом назначается и производится выездная проверка по заявленному адресу. Таким образом, в отношении лицензиата производятся как документарная, так и выездная проверки.

Несмотря на понимание предъявляемых требований в теории, на практике в процессе лицензирования у соискателей возникает ряд проблем. Самой распространенной является неспособность самостоятельно подобрать необходимое помещение ввиду игнорирования норм СанПиНа. А как уже было отмечено выше, без соответствия санитарным правилам помещения лицензию не получить. Соискатели нередко пытаются «торговаться» с законом, что естественно, приводит к отказу в получении лицензии. Одними из таких предметов «торга» являются требования о наличии трех туалетов (для мальчиков, девочек и взрослых) и расположение помещений не выше третьего этажа при обучении детей или детей и взрослых. Иные возникающие проблемы, в частности, не предоставление каких-либо документов, их неверное оформление и т.п., не столь глобальны и могут быть своевременно исправлены. Однако стоит обратить внимание, что возможность для исправления таких ошибок одна, и в случае их не исправления или некачественного исправления, необходимо будет инициировать процесс лицензирования заново.

Таким образом, получение образовательной лицензии по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых – необходимое условие для осуществления законной деятельности соответствующими обучающими организациями. Несмотря на то, что на первый взгляд процедура описана понятно и доступно, соискателям лицензии все-таки приходится сталкиваться с «подводными камнями» законодательства. Избежать таких ситуаций, а главное – сэкономить время и ресурсы, как правило, помогает юрист, специалист по лицензированию, поскольку лицам, не связанным с данной сферой, бывает сложно учесть все нюансы предъявляемых требований.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-dopolnitelnogo-obrazovanie-detej-vzroslyh-Moskva-Moskovskaja-oblast-licenzija-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-licenzija-na-DO/

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Полезные советы для получающих лицензию. Договор аренды.

К нам в Объединённые Юристы ежедневно обращаются десятки людей с вопросами, касающимися получения лицензии на ту или иную деятельность. Конечно же, без исключения все ситуации обращающихся к нам компаний и частных лиц по-своему уникальны. В то же время, накопленный опыт позволяет с уверенностью определять ряд общих черт и закономерностей, в большей или меньшей степени прослеживающихся в каждом случае. К сожалению, среди них имеются и общие распространённые ошибки, совершаемые соискателями лицензий, и значительно тормозящие процесс получения заветных разрешений.

Всё это сподвигло нас на написание серии статей с советами, полезными как для тех, кто для получения лицензии обращается за профессиональной юридической помощью, так и для тех, кто занимается получением лицензии самостоятельно. Данные советы будут касаться преимущественно ключевых моментов в рассматриваемой области, а также тех моментов, в которых соискатели лицензии допускают большую часть ошибок.

Настоящую статью мы решили посвятить договору аренды нежилого помещения. Для подавляющего большинства лицензий требования, предъявляемые к соискателям лицензии, включают в себя такое требование, как наличие в собственности или на ином законном основании зданий, строений или помещений, в которых соискатель лицензии намерен осуществлять свою деятельность. Поскольку сама суть предпринимательской деятельности, а также повсеместная распространённость и доступность арендуемых помещений для использования в коммерческих целях в большинстве случаев делают покупку недвижимости нецелесообразной, предприниматели преимущественно обращаются к её аренде. Такая аренда оформляется посредством заключения договоров аренды нежилых помещений (в отдельных случаях зданий, строений) (далее – договоров). Именно эти договоры и предоставляются в лицензирующие органы при подаче заявлений на получение лицензии. Давайте разберём, на какие положения договоров эксперты органов лицензирования обращают внимание в первую очередь при их анализе, и что нам следует сделать, чтобы соответствовать всем предъявляемым к ним требованиям.

Срок действия договора.

Большая часть договоров аренды нежилых помещений заключаются на срок до 11 месяцев во избежание его государственной регистрации. Процесс лицензирования – дело не двух-трёх недель – самое минимальное время, которое вам может понадобиться, редко когда составляет менее полутора месяцев. В случае же, если его предваряют дополнительные необходимые процедуры, например, получение санитарно-эпидемиологического заключения, он может растянуться на срок до 3-х месяцев и более. В этом случае срок действия вашего договора не должен заканчиваться до окончания всей процедуры лицензирования – в противном случае лицензирующим органом может быть принято решение об отказе в выдаче лицензии.

Во многих срочных договорах предусмотрены пункты, содержащие нормы о продлении или возобновлении договоров на новый срок. Если такое продление/возобновление требует заключения между сторонами дополнительного соглашения, то такое соглашение обязательно нужно будет приложить к вашему договору, если же достаточно простого отсутствия возражений на продление/возобновление одной из сторон, то будет не лишним к договору приложить простое письменное согласие вашего контрагента по договору.

В том случае, если ваш договор заключён на срок более года, он должен быть в обязательном порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости, а на самом договоре должна быть проставлена соответствующая отметка. Отсутствие регистрации будет считаться несоответствием лицензионным требованиям, влекущим отказ в выдаче лицензии.

Сведения об объекте недвижимости.

Достаточно распространены случаи неверного изложения сведений о нежилом помещении, передаваемом в аренду, что также в стопроцентном случае приведёт к отказу в выдаче лицензии. На что здесь следует обратить внимание. Прежде всего, это числовые данные – кадастровый номер, номер записи о регистрации, данные свидетельства о государственной регистрации. Они должны полностью совпадать с теми данными, которые имеются у государственных органов. Чтобы их проверить, вы можете свериться с данными из свидетельства о праве собственности или выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), предоставляемых собственником нежилого помещения и прилагаемых к договору (о чём мы ещё напишем), либо самостоятельно проверить данные сведения в режиме он-лайн на сайте Росреестра.

Также нередки случаи, когда стороны произвольно указывают адрес объекта недвижимости, что также лицензирующими органами может быть принято как предоставление недостоверных сведений. Для того, чтобы этого избежать, необходимо указывать адрес в том же виде, в котором он указан в свидетельстве о праве собственности, выписке из ЕГРН, или на сайте Росреестра.

Сведения о сторонах.

В этом случае также важно отсутствие ошибок в реквизитах сторон, в частности, чаще всего имеются несоответствия в адресах нахождения организаций, произвольно излагаемых сторонами. Необходимо указывать адрес точно в том виде, в котором он содержится в Едином государственном реестре юридических лиц, сведения из которого о вашем контрагенте вы можете узнать, получив бесплатную выписку на сайте Федеральной налоговой службы в режиме он-лайн. Также отметим, что малейшая ошибка в числовых реквизитах неизбежно приведёт вас к отказу в предоставлении лицензии.

Цель использования арендуемого нежилого помещения.

Это небольшое, но немаловажное положение договоров аренды также очень внимательно проверяется лицензирующими органами. На что здесь следует обратить внимание: прежде всего, положение о цели использования вами арендуемого помещения должно быть предусмотрено в договоре аренды, и, во-вторых, цель использования обязательно должна соответствовать лицензируемой деятельности, которую вы намерены осуществлять. Например, если вы собираетесь открывать медицинский кабинет или организовывать учебную аудиторию, то подобное использование должно быть прямо предусмотрено в договоре аренды (так, «использование под офис», которое чаще всего указывается в договорах аренды, в данном случае не подойдёт и будет являться причиной отказа в выдаче лицензии). Также в качестве цели использования в договоре аренды может быть указана «уставная деятельность организации», что допускается лицензирующими органами.

Приложения к договору.

Для того, чтобы можно было определить, какое помещение передаётся в аренду, к договору должен быть приложен план части здания, в которой находится данное помещение (например, план этажа) с экспликацией, то есть перечнем помещений, указанных на плане, с указанием их номеров и площади. Сам план также должен позволять идентифицировать на нём арендуемое помещение – должны быть чётко обозначены границы помещений, их номера и площади, арендуемое помещение выделено. В самом оптимальном случае рекомендуется использование плана Бюро технической инвентаризации, который можно там заказать, будучи собственником или арендатором.

Следующими обязательными приложениями к договору будут акт приёма-передачи, позволяющий подтвердить, что помещение поступило в пользование арендатора, а также свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо выписка из ЕГРН, подтверждающие право собственности арендодателя (в случае, если он является собственником) на арендуемое помещение. В случае отсутствия данных документов вы можете самостоятельно заказать выписку из ЕГРН, воспользовавшись порталом Госуслуг либо через ближайший к вам Многофункциональный центр, таким образом заодно проверив правомочия вашего контрагента.

Прочие положения договора аренды.

В зависимости от обстоятельств, а также вида лицензируемой деятельности, которую вы намерены осуществлять, могут иметь ключевое значение и иные положения договора. Например, если вы заключаете договор субаренды с арендатором, также обязательно нужно будет получить от него копию его договора аренды с собственником помещения, в котором предусматривается возможность предоставления помещений в субаренду, а также цель их использования не должна противоречить цели, указанной в договоре субаренды. Также, если договор аренды заключён на срок более года, он обязательно должен быть зарегистрирован в Росреестре.

На какие положения также стоит обратить внимание:

  • доступ в помещение и пропускной режим (в случае, если вы осуществляете приём клиентов, у них должна быть возможность для доступа в ваше помещение);
  • использование электрических приборов (мощность приборов, разрешённых к использованию, не должна быть ниже мощности приборов, которые вы намерены или обязаны, согласно лицензионным требованиям, использовать);
  • использование мест общего пользования (например, для получения санитарно-эпидемиологического заключения у вас должна быть возможность пользоваться туалетом на этаже);
  • ремонт помещения (для соответствия лицензионным требованиям зачастую может потребоваться проведение ремонта, который должен быть разрешён договором аренды);
  • содержание помещения (также, для соответствия санитарным требованиям, должна быть возможность осуществления своими силами и с привлечением соответствующих организаций уборки, дезинфекционных мероприятий, обслуживания вентиляции и пр.).

Данный список не является исчерпывающим и может варьироваться в каждом отдельном случае.

Как поступить в том случае, если в вашем договоре есть положения, не соответствующие лицензионным требованиям.

В данном случае у вас есть два варианта действий: заключить новый договор аренды с исправленными положениями, либо заключить с арендодателем дополнительное соглашение к договору, в котором указать, какие пункты будут считаться изложенными по-другому. До подачи заявления на получение лицензии в лицензирующий орган можете использовать оба этих варианта, в зависимости от договорённости с контрагентом, а если несоответствие выявилось уже в процессе лицензирования – то тут следует использовать только второй вариант, потому что сам договор вы заменить уже не сможете.

Таким образом, мы разобрали, какие ключевые лицензионные требования нам нужно соблюсти, чтобы наш договор аренды им соответствовал, а вы, в свою очередь, были защищены от отказа в предоставлении лицензии по указанным основаниям. О том, насколько понравился вам данный формат статей, вы можете написать в комментариях ниже – будем рады вашей обратной связи! Более подробно ознакомиться с нашими юридическими услугами по получению лицензии вы можете на сайте в разделе «Лицензирование», а также, связавшись с нашими юристами по телефону или любым удобным для вас способом связи.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-vseh-vidov-dejatelnosti-licenzii-na-vse-vidy-rabot/

 

 

Урусов Сергей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Обучение россиян за границей как дома.

Стремление к хорошей жизни всегда отличало успешных людей. В поисках лучшей жизни и новых возможностей, многие готовы покинуть свой дом, свою родину и переехать жить за границу. И как это не странно, начинать новую жизнь иногда проще за пределами своей родной страны.

В 2018 году Россию покинуло 440 803 граждан. И это только по официальным данным, а сколько людей едет временно за границу учиться или работать, а в итоге остаются там жить, остается только гадать.

Если семья переезжает за границу на период работы одного из родителей, то неизбежно встает вопрос о получении образования ребенком. Ведь если ребенок уже достиг школьного возраста, а период рабочего контракта, например, составляет несколько лет, не будет же он все это время сидеть необразованным?

Да и для многих постоянно проживающих за рубежом российских граждан в последние годы все большую остроту приобретает проблема получения их детьми образования на русском языке.

В целях поддержки российских граждан, проживающих за рубежом, а также в целях сохранения и распространения русского языка и культуры речи создаются русскоязычные школы за рубежом, которые с 2015 года получают финансовую поддержку от государства в рамках созданной Концепции «Русская школа за рубежом».

Помимо финансовой поддержки государством также оказывается методическая, информационная и материально-техническая поддержка, а также помощь в организации профессионального образования для работников.

Русская школа за рубежом может вести преподавание как на русском языке, так и сочетать изучение русского языка с иностранным. Возможно даже более углубленное изучение языка страны, в которой ребенок проживает и обучается.

Кроме того, русскоязычные школы за рубежом занимаются не только обучением по школьным программам, в зависимости от вида школы это может быть и дошкольное образование, и дополнительное образование. То есть, в данном случае в понятие школ входят: детский сад, школьное образование и творческие или подготовительные курсы.

В некоторых школах обучение ведется по программам Министерства образования России, а некоторые школы разрабатывают собственную программу и сочетают ее вместе с программой, которая соответствует зарубежным стандартам образования.

Для русских школьников практически в каждой стране есть возможность начать или продолжить обучение на родном языке.

Обучение в русской школе за границей, к сожалению, не дает гарантированное право на получение российского аттестата о среднем общем образовании.

Русскоязычная школа, осуществляющая деятельность за границей, может выдавать аттестат, если она прошла аккредитацию, или если школа является филиалом российского заведения. В противном случае, ученик должен выезжать на территорию России и защищать свой диплом там.

Деятельность и организация процесса обучения регулируется в зависимости от типа русской школы за границей.

Деятельность общеобразовательных школ, принадлежащих и находящихся в собственности России, определяется действующим российским законодательством, как и процедура аккредитации и лицензирования их деятельности. К таким школам относятся: школы Министерства иностранных дел Российской Федерации и школы Россотрудничества. Учебный процесс в них строится на основе российского учебного плана. Документ об образовании и об успеваемости эти школы должны выдавать по результатам единого государственного экзамена.

Деятельность общеобразовательных школ, созданных при участии России, в которых обучение осуществляется по смешанным образовательным программам регулируется межгосударственными соглашениями. Аккредитация таких школ и лицензирование их деятельности происходит в соответствии с национальным законодательством. По окончании обучения выпускники таких школ получают документы об образовании той страны, где расположена школа, а также дополнительно российский документ об образовании.

Национальные общеобразовательные школы или классы в национальных школах с преподаванием на русском языке. Таких школ в настоящее время подавляющее большинство. Основная их масса приходится на страны СНГ. Школы реализуют местные программы обучения. Их деятельность, процедура аккредитации и лицензирования регулируется национальным законодательством. По окончании школы выпускники получают документы об образовании той страны, в которой проходит обучение, но у них есть возможность дополнительно получить российский аттестат.

Деятельность учреждений дополнительного образования регулируется законодательством той страны, в которой планируется обучение. К таким учреждениям относятся курсы дополнительного образования, воскресные и школы выходного дня, различные организации и ассоциации учителей русского языка и литературы, реализующие образовательные программы, соответствующие требованиям российских стандартов.

 

Если Вы хотите осуществлять деятельность в сфере образования, но у Вас множество вопросов по порядку создания фирмы и получения образовательной лицензии, смело обращайтесь к нашим юристам. Они всегда с радостью проконсультируют Вас по любым возникшим вопросам.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Титова Александра,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Лицензирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

Медицинские технологии находятся в процессе бурного развития – буквально с каждым днём появляются всё новые методы и техники лечения различных заболеваний, разрабатываются новые препараты, новые медицинские инструменты, приборы и устройства. Всё больше внедряется автоматизация, информатизация и роботизация практически во все процессы, осуществляемые в рамках оказания медицинской помощи человеку. Не удивительно, что медицинские организации, использующие самые передовые методы лечения, станут не только флагманами в своих областях, на которые будут ориентироваться все прочие организации-коллеги по цеху, но также неизбежно получат серьёзные конкурентные преимущества в условиях рынка медицинских услуг. В этих условиях всё больше медицинских организаций, как старых и уважаемых, так и новых и амбициозных, делают свой выбор в пользу новейших медицинских технологий.

В этой статье мы разберём юридическую сторону оказания медицинскими организациями высокотехнологичной медицинской помощи, касающуюся лицензирования данной деятельности – одному из ключевых профилей нашей компании.

Начнём с определения того, что вообще входит в понятие «высокотехнологичная медицинская помощь» (далее – ВМП). В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся следующие сведения на этот счёт: «Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники». Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях (обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) и в условиях дневного стационара (предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения). Данная характеристика даёт преимущественно общее понимание относительно того, какого рода медицинская помощь входит в ВМП.

Для того, чтобы узнать, относятся ли конкретные медицинские услуги к ВМП, нам потребуется обратиться к утверждённому Перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи. Поскольку, как мы уже говорили, медицинская наука постоянно развивается, с одной стороны, постоянно появляются новые медицинские технологии, а с другой, иные технологии, бывшие когда-то новыми, перестают таковыми считаться. В этих условиях в России и Перечень видов ВМП не является статичным, а утверждается на каждый год Постановлением Правительства РФ. На момент написания статьи, действующий Перечень содержится в Приложении к Постановлению Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В нём, помимо всего прочего, содержатся сведения о наименовании вида ВМП, методы и виды лечения, а также соответствующие заболевания, классифицируемые по медицинским направлениям (онкология, педиатрия и пр.). Если медицинская технология, которую вы намереваетесь использовать, относится указанным в действующем Перечне видам ВМП и методам лечения, то она относится и к высокотехнологичной медицинской помощи.

Оказание высокотехнологичной медицинской помощи, как и любая другая медицинская деятельность, подлежит лицензированию. Несмотря на то, что ВМП является частью специализированной медицинской помощи, деятельность по её оказанию проходит самостоятельный процесс лицензирования и должна быть прямо предусмотрена в лицензии, поэтому, если вы только собираетесь приступать к осуществлению медицинской деятельности, то при подаче заявления необходимо специально заявить оказание ВМП в выбранной вами области. В случае, если у вас уже есть лицензия на оказание специализированной медицинской помощи по той или иной специальности, то для оказания ВМП, даже в рамках этой же специальности, вам потребуется переоформление вашей лицензии. Также важным моментом является то, что, в отличие от всех остальных видов медицинской деятельности, осуществляемых организациями, не подведомственными федеральным органам исполнительной власти, лицензирование оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется непосредственно Росздравнадзором РФ и его территориальными органами, куда и будет необходимо обратиться с заявлением о предоставлении или переоформлении лицензии.

Таким образом, мы познакомились с определением высокотехнологичной медицинской помощи, узнали, как определить, относится ли к ней использование конкретных медицинских технологий, а также выяснили, что нужно делать для получения на неё соответствующей лицензии. Более подробно о том, какие ещё шаги следует предпринять и какие требования следует соблюсти для получения медицинской лицензии, вы можете узнать на нашем сайте в разделах «Лицензирование» и «Пресс-лист», а также обратившись к нашим юристам любым удобным для вас способом – мы будем рады ответить на ваши вопросы и оказать вам юридическую помощь по получению лицензии со свойственными нашей организации профессионализмом, скоростью и эффективностью!

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-medicinskoj-dejatelnosti-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti-medicinskaja-licenzija/

 

Урусов Сергей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Краткосрочное обучение за рубежом организованными группами – особенности планирования и реализации.

В настоящее время специалисты широкого профиля часто оказываются не у дел, поскольку имеется потребность в узкопрофильных экспертах. Такую тенденцию предопределило международное разделение труда. Поэтому у начинающих специалистов имеется потребность получения опыта у профессионалов в конкретной сфере. Данный тезис предопределяет актуальность выезда организованными группами за рубеж в целях обучения у «производителей» знаний, признанных лучшими мировым сообществом.

Прежде всего, очертим круг групп, описываемых в данной статье. Мы рассмотрим специально организованные группы, которые уже сформировались некоторое время назад по принципу общих интересов или целей. Таковыми являются группы обучающихся в образовательных организациях, а также работники конкретного предприятия. Таким образом, группы, которые объединились только в целях конкретной поездки, мы не рассматриваем. Также стоит отметить, что отличием организованной группы от формирующейся для обучения за рубежом, является получение знаний каждым членом в интересах группы, а не обучение в групповой форме. То есть если первые преследуют общую цель группы – получение общих знаний, то вторые специально формируются в группы для обучения в групповой форме. Если первая категория групп является стабильной и устойчивой, то вторая – временная группа.

Итак, прежде всего определимся, что краткосрочным обучением является обучение сроком в 6 месяцев и менее, согласно ч. 2 ст. 207 Налогового кодекса РФ и понятию турист, данному в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 № 132-ФЗ. Несмотря на то, что официального понятия «образовательный туризм» не существует, данные выезды организуются как туристические, просто они имеют дополнительный этап – заключение договора с образовательной организацией.

Теперь рассмотрим порядок организованного выезда обучающимися образовательной организации. Согласно статье 22 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, организованную группу несовершеннолетних сопровождают руководители групп, которые несут ответственность их законных представителей. Поэтому необходимо выдача доверенности таким лицам родителями (законными представителями) каждого члена группы. Исходя из содержания указанной статьи, сопровождать несовершеннолетних должно минимум двое руководителей, независимо от численности группы.

Для организации поездки образовательному учреждению необходимо разработать ее план. Должен быть издан локальный акт и проведен инструктаж безопасности. В данных актах должны быть точно определены обучающиеся, входящие в группу, руководители группы, сроки и цель мероприятия, а также место временного пребывания группы. По общему правилу, обучающиеся выезжают за рубеж для повышения навыка разговорного иностранного языка, однако, бывают и исключения.

Обязательно определяется место сбора и место окончания мероприятия. Как правило, таким местом в обоих случаях является площадка образовательной организации. Делается это для того, чтобы определить время и место отчетной точки ответственности руководителя группы за ее членов (своеобразная приемка-сдача обязанностей законных представителей).

Заключается договор с иностранной образовательной организацией, в котором определяется весь список обучающихся, сроки обучения, и конечно, место обучения. До его заключения необходимо проверить безопасность обстановки в государстве-месте назначения в СМИ Ростуризма. Иные вопросы нахождения несовершеннолетних за рубежом (переезд, проживание) определяются в договоре с туроператором.

Организованной группой могут выезжать не только учащиеся, но и работники одного предприятия. И именно для таких случаев, в большей степени, и действуют основы международного разделения труда. Так, для производителей мебели будет актуальной поездка с целью обучения технологиям производства мебели в Италию, для производителей хлебобулочных изделий – во Францию, для изготовителей промышленных станков – в Германию, и т.д. Естественно, работодатель, нацеленный вести успешный бизнес в конкретной отрасли, заинтересован в получении новых знаний от лидеров, а значит, заинтересован в обучении своих сотрудников у данных лидеров. Трудовой кодекс РФ (далее ТК РФ) дает работодателю право за свой счет направить работников на обучение для повышения их квалификации. Территориальных ограничений ТК РФ не указывает, а значит, работодатель не ограничен в выборе места прохождения обучения – им может быть и иностранное государство. Для такой поездки также может быть сформирована целая группа работников, для которых будет оформлена служебная командировка. При этом работодателям в целях налогообложения стоит учесть некоторые нюансы. Прежде всего, для того, чтобы признать оплату такой служебной командировки расходом в целях получения прибыли (чтобы потраченные суммы были вычтены при расчете налога) необходимо обосновать данные расходы. Соответственно, обоснованным можно признать обучение, проходящее по сфере деятельности организации. Для этого необходимо будет предоставить в налоговый орган подтверждающие документы: заключенный договор с иностранной образовательной организацией с указанием на программу обучения, а также приказ о служебной командировке, содержащий цели такой командировки (направление на обучение по программе повышения квалификации). Такие документы должны быть оформлены в отношении каждого члена группы. Также стоит учесть, что данные расходы входят в блок расходов на оплату труда. Так, к ним будут отнесены начисления работнику во время обучения и расходы на оплату услуг по организации туризма (последние — не более 50 000 рублей на одного рабочего за отчетный период). Таким образом, необходимо будет дополнительно предоставить договор о реализации туристского продукта, который должен содержать следующие услуги: перевозка, организация проживания (с указанием на включение/отсутствия питания).

Как правило, для организации рассматриваемых поездок предприятия и учреждения сотрудничают с туроператорами, которые содействуют в заключении договоров с образовательными организациями, оформлении виз, и непосредственно – в перевозке и размещении групп заграницей. В отношении групповых перевозок несовершеннолетних действует требование о необходимости заключения договора с организатором мероприятия (которыми выступают туроператор или турагент), либо в случае, если у организации есть соответствующая материально-техническая база и квалифицированные сотрудники, то организация мероприятия возможна без привлечения третьих лиц.

В отличие от образовательных организаций, работодатель может и самостоятельно организовать поездку без привлечения каких-либо специалистов – самостоятельно заключить договор с образовательной организацией, решить вопросы переезда и проживания группы. Однако такие расходы уже не входят в перечень расходов на оплату труда по Налоговому кодексу, и будут признаваться таковыми только в случаях, если они предусмотрены трудовыми или коллективными договорами. Соответственно, сложнее обосновать их необходимость в вопросах налогообложения.

Есть и третий вариант, который упоминался в отношении организаций, осуществляющих обучение. Он наименее распространен в силу нерентабельности и отсутствия в том острой необходимости, однако, он возможен. Этот вариант связан с включением в реестр туроператоров самих юридических лиц – работодателей и организаций, осуществляющих обучение. Такое внесение в реестр позволяет самостоятельно организовывать (формировать и реализовывать туристский продукт) поездки без обращения к сторонним организациям. Данный вариант может быть интересен юридическим лицам, регулярно организующим поездки для внутренних групп. При этом необходимо соответствовать всем требованиям, предъявляемым к туроператорам: обеспечить гарантии исполнения обязательств туроператора, иметь членство в объединении туроператоров в сфере выездного туризма и др. Поэтому такое совмещение сфер деятельности является, скорее, исключением. Другое дело, когда сам туроператор формирует группы своих сотрудников для обучения за рубежом основам и новациям туристического бизнеса. В таком случае юридическое лицо одновременно выступает и работодателем, сформировавшем организованную группу для направления на обучение, и туроператором, обеспечившим поездку группы.

Таким образом, обучение за рубежом организованной группой имеет некоторые отличительные черты, нежели обучение «набранной группы». Прежде всего, отличается цель поездки – получение знаний в определенной сфере всей группой, которая и будет реализовывать данные знания вместе в последующем. Во-вторых, отличается и сам процесс планирования таких поездок, что ярко заметно на примере образовательных учреждений. И в-третьих, имеются различные пути организации такого выезда.
https://www.ulc.ru/svidetelstvo-turoperatora/
https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Нужна ли медицинская лицензия для изготовления очков?

Сфера здравоохранения в своём многообразии единовременно охватывает множество отдельных направлений, на столько же связанных между собой, на сколько и отличающихся друг от друга. Способность их разграничивать и понимать суть каждого из них, как правило, становится одним из первых требований к любому предпринимателю, намеревающемуся начать своё дело в данной области. Её отсутствие, вызванное, в большинстве случаев, недостатком знаний и опыта, приводит к совершению множества ошибок, выливающихся в потерю времени, денег, а иногда и оборачивающихся к привлечению незадачливых бизнесменов к различной степени ответственности, вплоть до уголовной.

В этой статье мы рассмотрим один из видов бизнеса, способных совместить в себе сразу несколько направлений связанной со здоровьем человека деятельности – организация изготовления очков в салоне оптики. Количество нарушений и ошибок, допускаемых предпринимателями в этой сфере, показывает, на сколько очень часто бывает низок уровень понимания у людей того, чем они занимаются.

Как правило, деятельность салонов оптики включает в себя оказание целого спектра услуг, которые можно условно разделить на три вида: подбор очков для каждого клиента, изготовление очков по индивидуальным заказам и их продажа.

На два из трёх видов данной деятельности требуются отдельные лицензии! Давайте пойдём по порядку.

Сама по себе продажа очков лицензии не требует. Для этого достаточно просто зарегистрировать юридическое лицо или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, открыть магазин в выбранном помещении, и приступить к продаже, соблюдая требования к продаже медицинских изделий.

В том же случае, если вы намереваетесь не только продавать очки, но и изготавливать их по индивидуальным заказам, то, поскольку в российском правовом поле очки считаются медицинской техникой, ваша деятельность будет подпадать под требования законодательства о лицензировании производства и технического обслуживания медицинской техники, и для её осуществления вам будет требоваться соответствующая лицензия в области «изготовления по индивидуальным заказам пациентов медицинской техники, к которой предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которая предназначена исключительно для личного использования конкретным пациентом». Такая витиеватая формулировка была введена специально, дабы отграничить изготовление очков для каждого конкретного клиента от их массового производства, к которому предъявляются совсем другие требования.

Для того, чтобы изготавливать очки, не обязательно самостоятельно оказывать услуги людям по их подбору – достаточно работать по рецепту от офтальмолога либо оптометриста, предоставляемому клиентом. В этом случае лицензия на медицинскую деятельность вам будет не нужна.

Если же вы хотите оказывать вашим клиентам полный спектр услуг, включающий также профессиональный подбор очков вашими силами, то для такого рода деятельности вам в обязательном порядке потребуется организация в вашем салоне специально выделенного кабинета офтальмолога либо оптометриста, а также получение дополнительной лицензии на осуществление медицинской деятельности по направлению «офтальмология» либо «медицинская оптика». Для оказания услуг по подбору клиентам очков подходят оба этих направления, которых отличает, по большому счёту, только то, какой специалист будет осуществлять подбор. Оптометрист – специалист со средним образованием, офтальмолог – с высшим, и, соответственно, с более высокой квалификацией. Выбор в данном случае остаётся за вами, кроме того, вы можете заявить сразу два этих вида медицинской деятельности при достаточном количестве специалистов.

Таким образом, мы выяснили, какие лицензии и в каких случаях будут требоваться для открытия вашего салона оптики. Более подробно ознакомиться со всеми требованиями, а также нашими услугами по получению описанных лицензий вы можете на нашем сайте в разделах «Лицензирование» и «Пресс-лист» — в последнем вы также найдёте множество интересных и полезных статей на заинтересовавшие вас темы.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-proizvodstvo-ochkov/, https://www.ulc.ru/licenzija-oftalmologija/, https://www.ulc.ru/licenzirovanie-optiki/

 

Урусов Сергей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.