Опубликовано

Как не попасть впросак при покупке квартиры на торгах.

В последнее время стало востребованным приобретать имущество банкротов – очень экономит семейный бюджет. Мы полностью поддерживаем наших клиентов в этом начинании. Приобретение имущества с торгов действительно очень выгодно.

При этом не надо терять бдительность. Нужно знать множество нюансов, чтобы оценить юридическую чистоту приобретаемой квартиры.

Как правило, на электронной площадке организатор торгов размещает юридический пакет документов, подтверждающих право собственности должников, и документы, подтверждающие правомочность реализации объекта: выписка ЕГРН, выписка из домовой книги, исполнительный лист, поручение ФССП на реализацию квартиры, извещение о проведение торгов.

Перед участием в торгах надо внимательно изучить все документы и возможно сделать дополнительные самостоятельные запросы. В частности, важно исключить граждан, которые отказались от приватизации или на момент приватизации были несовершеннолетними и не вошли в состав собственников.  Эти лица имеют право пожизненного проживания в квартире. Не всегда у этих людей оформлен статус «право пожизненного проживания» и указан в домовой книге.

Поэтому Вас должно насторожить наличие прописанных до момента приватизации людей, которые остались прописанными, но не вошли в состав собственников. Особенно, если на момент приватизации они были несовершеннолетними.  Это повод сделать дополнительные запросы в БТИ, Росреестр и разобраться с ситуацией. В случае, если информацию собрать к моменту торгов не удалось, мы не рекомендуем участвовать в таких торгах. В этом случае, велик риск купить квартиру с пожизненными жильцами.

Также необходимо внимательно изучать каким образом оплачивались взносы по ипотеке. В случае, если ипотечный заемщик задействовал материнский капитал – также повод заострить на этом внимание. Дело в том, что материнский капитал принадлежит всей семье и доли в квартире должны быть распределены между членами семьи в случае его использования. Это означает, что Вы не купите 100% собственности в квартире, а купите долю за вычетом долей всех остальных членов семьи. Кроме того, результаты торгов могут быть оспорены органами опеки, т.к. они будут защищать несовершеннолетних собственников. В таком случае риски и расходы резко возрастают.

Мы привели некоторые примеры возможных «подводных камней». Они не единственные. При всём том, покупка на торгах жилых объектов по-прежнему остается выгодной сделкой, если отнестись к ней с должной мерой осмотрительности.

Наши юристы перед рекомендацией о приобретении квартиры на торгах тщательно изучают все документы, делают дополнительные запросы в различные органы, выезжают на объект, чтобы побеседовать с продавцами, соседями продавцов. Только такой подход гарантирует успех не только на торгах, но в дальнейшем использовании квартиры.

https://www.ulc.ru/poisk-kvartir-po-parametram-klienta-ofitsialnye-elektronnye-ploshchadki—soprovozhdenie-pokupki-kvartiry-do-zaseleniya-v-moskve-moskovskoy-oblasti-sochi/

 

Коскова Елена,

юрист, специалист по юридическому сопровождению сделок по покупке жилья.

Опубликовано

Реализация принципа состязательности при рассмотрении арбитражных дел в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Принцип состязательности – один из основополагающих принципов судопроизводства, закрепленный как в Конституции Российской Федерации, так и в процессуальных кодексах. Состязательная форма судопроизводства в арбитражных судах определяется статьей 9 АПК РФ. «Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств». Доказательственная же составляющая принципа состязательности закреплена в статье 65 АПК РФ, в которой идет речь о том, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В арбитражном процессе, как и в любом другом, состязательность пронизывает все стадии процесса. Несмотря на то, что основная борьба сторон происходит при рассмотрении дела в первой инстанции, на стадиях пересмотра судебных постановлений также необходимо помнить о том, что даже если решение суда первой инстанции было вынесено в Вашу пользу, в последующих инстанциях оно может быть изменено или вообще отменено, в связи с чем и в апелляции, и в кассации, и в надзоре необходимо также прилагать все усилия для того, чтобы опровергать доводы оппонента.

Когда лицо, будь то истец или ответчик при рассмотрении дела в суде первой инстанции, подает апелляционную, кассационную или надзорную жалобу, оно указывает в жалобе свои требования и основания, по которым оно обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства. При этом другое лицо, участвующее в деле, как правило, направляет отзыв на апелляционную жалобу.

Почему «как правило»? Потому что зачастую лица, участвующие в деле, пренебрегают своим правом на направление отзыва, считая, что вопрос уже был разрешен нижестоящим судом, и нет смысла что-то еще доказывать. Однако, такая позиция лица, участвующего в деле, является заведомо проигрышной по следующим соображениям.

Суть состязательности состоит в том, чтобы опровергнуть позицию оппонента и доказать свои позицию. Даже если позиция лица уже была доказана при рассмотрении дела в суде нижестоящей инстанции, доводы лица, подающего апелляционную, кассационную или надзорную жалобу, могут привести к отмене или изменению решения суда первой инстанции. В проверочных инстанциях суд проверяет постановление суда за законность и обоснованность (в апелляции), только законность (в кассации и надзоре). Соответственно, лицо, подающее жалобу, может ссылаться, например, на неправильное применение нижестоящим судом норм материального или процессуального права, несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела или на то, что обжалуемое постановление нарушает права и свободы человека, гарантированные Конституцией. В таком случае, лицу, участвующему в деле, которое хочет оставить обжалуемое постановление в силе, необходимо доказать обратное. Если лицо, участвующее в деле, не представит своих возражений на жалобу, это будет означать, что суд будет исследовать только доводы и доказательства лица, подавшего жалобу. Если суд в такой ситуации придет к выводу об обоснованности требований лица, подающего жалобу, при отсутствии возражений лица, участвующего в деле, суд удовлетворит требования заявителя.

Не направляя отзыв лицам, участвующим в деле и суду, лицо автоматически лишает себя шанса на то, что спор будет разрешен в его пользу. Ведь его доводы и доказательства даже не будут исследованы судом. В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Суд осуществляет руководство процессом, но именно от активности сторон зависит то, в чью пользу будет разрешен спор. Поэтому даже если Вы уверены в том, что доводы лица, подающего апелляционную, кассационную или надзорную жалобу не состоятельны и ничем не доказаны, рекомендуем все равно всегда писать отзывы на такие апелляционные, кассационные или надзорные жалобы во избежание наступления неблагоприятных для Вас последствий.

https://www.ulc.ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/

 

Алпатова Виктория,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

 

Опубликовано

Документы об образовании – что необходимо учесть при их разработке.

Получив лицензию на право реализации образовательных программ, организации задаются рядом организационных вопросов, которые не возникали в процессе лицензирования, поскольку решения данных вопросов не являются лицензионными требованиями. Однако образовательный процесс намного шире, чем указанные требования. Поэтому мы поможем решить один из насущных вопросов – имеют ли право организации, осуществляющие обучение, выдавать документы об образовании, и если да, – то какие?

В настоящей статье мы рассмотрим данный вопрос по отношению к организациям, осуществляющим реализацию образовательных программ дошкольного образования, дополнительного образования и профессионального обучения, поскольку именно для данных организаций рассматриваемый вопрос стоит более остро из-за отсутствия установленных форм. Что же касается образования школьного звена и профессионального образования, то в отношении них вопрос решен однозначно, поскольку органами государственной власти установлены наименование, образцы и порядок выдачи документов об образовании.

Начнем с того, что обучающие организации могут выдавать документы об образовании. Такое право предоставлено статьей 60 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». В отношении профессиональных программ, к какому бы виду образования они не относились, закон устанавливает наименование обязательно выдаваемых документов. В данном случае, выдать документ об образовании – это обязанность обучающей организации, поскольку данный документ дает право обучающемуся заниматься определенным видом профессиональной деятельности.  Итак, по окончании образовательной программы повышения квалификации обучающемуся выдается удостоверение, программы профессиональной переподготовки – диплом, программы профессиональной подготовки – свидетельство о профессии. В данных документах указывается присвоенная квалификация.  Что касается образца документа, то он самостоятельно устанавливается организацией. По общим правилам, в документе должны быть указаны следующие сведения: наименование обучающей организации, ФИО обучающегося, сроки обучения, программа обучения, результаты итоговой аттестации, дата выдачи документа, сведения о подписанте.  Документ обязательно заверяется печатью организации.

Что же касается дополнительного образования детей и взрослых, то здесь выдача документа об образовании может быть не только обязанностью, но и правом обучающей организации. Данный тезис ставится в зависимость от содержания образовательной программы – если она предусматривает итоговую аттестацию, то документ об образовании должен быть выдан. Если программой не предусмотрена аттестация обучающихся, то выдача документа об образовании остается на усмотрение обучающей организации, т.е. является для нее правом.  Содержание документа аналогично: указывается наименование организации, ФИО обучающегося, наименование курса или изученной программы, срок или объем (в часах) обучения, если предусматривалась аттестация – ее результаты, сведения о подписанте и печать организации. Так как форма документа устанавливается организацией самостоятельно, в ней могут быть даны краткие характеристики результатов обучения, если указаны результаты аттестации. Например: «Сертификат выдан Сидоровой Екатерине Александровне, успешно освоившей программу курса «Кройка и шитье для всех» в объеме 280 ч.» Если образовательной программой были установлены различные модули и предусмотрена аттестация по итогам обучения, то сертификат может иметь примерно следующее содержание:

— вязание крючком – зачтено

— выкройка вечерних платьев – отлично

— шитье предметов домашнего декора – хорошо

— и т.д.

А вот выдача документов об освоении дошкольного образования – это право организации, поскольку образовательной дошкольной программой не может быть предусмотрена аттестация обучающихся. Поскольку дошкольное образование, как правило, получают дети до 7-ми лет, то и документ об образовании может быть выражен не в строгой форме. Как и в иных описанных случаях, образец документа устанавливается самим детским садом, поэтому вполне допустимо использование неофициальных выражений и детского дизайна.

Стоит рассмотреть еще один вид документа об образовании – справку об обучении. Данный документ выдается лицам, не прошедшим итоговой аттестации, получившим по ее результатам неудовлетворительные результаты, а также обучающимся, не освоившим в полном объеме образовательную программу, либо отчисленным из обучающей организации. Образец справки также устанавливается организацией самостоятельно. Поскольку целью выдачи данной справки является подтверждение прохождения обучения лицом, обязательно необходимо указать объем освоенной программы обучающимся.

Таким образом, формы документов об образовании разрабатываются обучающими организациями самостоятельно. Дизайн, а в некоторых случаях, название документа, его содержание и используемые формулировки – все это остается на усмотрение организации.  как правило, документ об образовании оформляется на русском языке, однако, и данное правило не является сугубо строгим. Перечислим обязательные требования, которые необходимо учесть при разработке образца документа об образовании:

По программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования должна быть предусмотрена итоговая аттестация, а значит, в документе об образовании должны быть отражены ее результаты.
По изучении программ повышения квалификации выдается документ, именуемый удостоверением, по изучении программ профессиональной переподготовки – диплом о профессиональной переподготовке, по изучении программ профессионального обучения – свидетельство о профессии.
В документах об образовании, указанных в п. 2, должна быть указана присвоенная обучающемуся квалификация.
Документ об образовании не должен содержать унижающее человеческое достоинство формулировок, нецензурных выражений.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Можно ли заниматься медицинской деятельностью без медицинского образования?

Медицинская деятельность в целом очень обширна, но основной ее целью все же является оказание помощи людям в сохранении, поддержании или диагностике здоровья. А здоровье — это, пожалуй, главный ресурс для жизни. Может именно поэтому эта деятельность так притягательна для развития. Поскольку медицинская деятельность напрямую связана с риском для жизни, государством ведется тщательный контроль за деятельностью организаций, осуществляющих данный вид деятельности на предмет соответствия требованиям, которые призваны обеспечить оказание качественной помощи населению. Так, Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ предусмотрено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291, предусмотрен ряд требований, предъявляемых к соискателям лицензии. Одним из таких требований является наличие медицинского образования у руководителя и работников медицинской организации.

Поэтому сложилось мнение, что заниматься медицинской деятельностью, не имея медицинского образования, категорически нельзя. Но это не так!

Конечно же, предоставлять непосредственно услуги клиентам и пациентам нельзя, но есть и другие ипостаси, не требующие медицинского образования.

Ничто не мешает заниматься медициной без специального образования в качестве руководителя, инвестора, владельца фирмы или администратора, то есть в любой роли, не предусматривающей процесс лечения.

Подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено наличие у высших должностных лиц организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, высшего медицинского образования.

Данные положения неоднократно становились предметом судебных споров. В судебной практике есть прецедент, ставящий под сомнение возможность осуществления медицинской деятельности юридическим лицом при наличии на должности руководителя лица без медицинского образования. Опишем данное дело и объясним, в какой части оно соответствует законодательной и правоприменительной практике.

Так, по делу № А53-37753/2017 Обществом оспаривалось предписание Росздравнадзора в части обеспечения наличия у руководителя медицинской организации высшего медицинского образования, так как руководство обществом осуществлялось двумя лицами: директором, который осуществлял общее руководство обществом, и главным врачом, который организовывал работу и нес ответственность за осуществление обществом медицинской деятельности.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил судебные акты, признавшие данное требование в предписании необоснованным, поскольку судами не учтено, что согласно подпункту «в» пункта 4 Положения, а также письму Минздрава России от 07.04.2017 № 17-2/2125 «О лицензионных требованиях, предъявляемых к руководителям медицинских организаций» перечислены три должности, для которых необходимо получение высшего медицинского образования – руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности.
Таким образом, у руководителя медицинской организации императивно должно быть соответствующее образование. Руководителем организации является лицо, внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц, и если оно не имеет высшего медицинского образования, то рассматриваемое лицензионное требование не выполнено.

Верховный Суд РФ определением от 19.09.2018 № 308-КГ18-13416 по делу № А53-37753/2017 данную позицию поддержал.

Теперь подробнее рассмотрим и дадим толкование нормам законодательства в данной сфере. Рассмотренный пп. «в» п 4 указывает, что наличие медицинского образования требуется 1) руководителю медицинской организации, 2) заместителям руководителя медицинской организации, ответственным за осуществление медицинской деятельности, 3) руководителям структурных подразделений иных организаций. Чтобы строго разобраться в предъявляемых требованиях, предлагаем начать с выяснения содержания понятия «медицинская организация». Согласно п 11. ч. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 №323-ФЗ, медицинской организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность. Из данного определения следует, что выделенные нами пункты 1 и 2 относятся только к незначительному кругу юридических лиц, которые в своем уставе точно определили, что основным видом их деятельности является оказание медицинских услуг. Данное утверждение и подтверждается рассмотренным судебным спором, поскольку речь в нем идет о медицинской организации. Однако это не означает, что осуществлять медицинскую деятельность с руководителем, не имеющим медицинского образования, нельзя. Для этого обратимся к выделенному нами пункту 3. Он требует наличия такого образования только у руководителя структурного подразделения организации. Проще говоря, это заведующий или главный врач. Иными организациями признаются юридические лица, осуществляющие медицинскую деятельность в качестве дополнительной. Опять же стоит обратить внимание, что дополнительной она является в понимании устава юридического лица. Организация фактически может осуществлять только медицинскую деятельность, однако в ее уставе просто должен быть указан основным видом работы какой-либо иной. А именно таких организаций большинство. Поэтому не стоит поддаваться заблуждению, что руководить юридическим лицом, осуществляющим медицинскую деятельность, не имея медицинского образования, нельзя. Как простой пример для наглядного подтверждения данного тезиса – образовательные организации, имеющие собственные медицинские кабинеты. Данные учреждения также получают медицинскую лицензию, но конечно, директоры таких юридических лиц не обладают медицинским образованием.

Поэтому если заинтересованное лицо не имеет медицинского образования, но желает заниматься медицинской деятельностью в качестве руководителя медицинского кабинета или центра, нужно лишь обратить внимание на устав юридического лица и нанять заведующего, соответствующего лицензионным требованиям. Опять же обратим внимание, что фактически юридическое лицо может осуществлять только медицинскую деятельность.

Таким образом, получение медицинской лицензии в рассматриваемом случае не только возможно, но широко распространено! И наша богатая практика в данной сфере это подтверждает.

Лучший способ избавить себя от лишних хлопот при лицензировании медицинской деятельности — это обратиться к опытным в данном вопросе юристам. Они проконсультируют по всем интересующим вопросам, дадут стоящие рекомендации, а также быстро и без волокиты получат за Вас лицензию.

https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/ 
https://www.ulc.ru/registracija-organizacij-dlja-vedenija-obrazovatelnoj-dejatelnosti-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti-registracija-nekommercheskij-organizacij/
 

 

Титова Александра,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Ввоз пестицидов и агрохимикатов на территорию Российской Федерации.

У организаций и индивидуальных предпринимателей повышается интерес к агропромышленному комплексу. Минсельхозом корректируется единая система субсидий, в которой учитываются особенности регионов. Увеличиваются посевные площади зерновых, зернобобовых, кормовых культур, овощей и картофеля. Этому способствует Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Также наблюдается тенденция по увеличению объема производства отечественных пестицидов и агрохимикатов биологического происхождения. Но полноценная реализация программы будет осуществлена только к 2025 году. А пока отечественным аграриям остается приобретать пестициды и агрохимикаты зарубежного производства. Особенно актуален этот вопрос для предприятий, имеющий лицензию по карантинному фитосанитарному обеззараживанию по уничтожению или лишению жизнеспособности вредных организмов в подкарантинной продукции или на подкарантинных объектах с применением пестицидов, или для тех предприятий, которые собираются получить такую лицензию.

Лица, которые собираются ввозить пестициды и агрохимикаты на территорию Российской Федерации сталкиваются с таким вопрос, какие же надо иметь документы, чтобы беспрепятственно пройти такую процедуру?

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 09.07.2019) ˮО мерах нетарифного регулированияˮ ввоз средств защиты растений (пестицидов) осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199 (далее — лицензия), или заключения (разрешительного документа).

Здесь необходимо пояснить, что лицензию можно получить лишь в том случае, если пестицид или агрохимикат ранее был зарегистрирован на территории Российской Федерации. Лицензия выдается Минпромторгом на основании следующих документов: Заявления о предоставлении лицензии, контракта (договора на поставку продукции), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заключения Минсельхоза. В данном случае, такое заключение Минсельхоза выдается на ранее зарегистрированную на территории РФ продукцию, соответственно. Если же организация или индивидуальный предприниматель не являются регистрантами того пестицида или агрохимиката, которые они собираются импортировать, то можно смело сказать, что ввести на территорию РФ такую продукцию у них не получится.

Есть еще один вариант импорта без получения лицензии — путем получения разрешительного документа на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений для проведения регистрационных испытаний. Но как вы понимаете, само понятие «образцы» не подразумевает большое количество продукции. Образцов явно будет недостаточно для того, чтобы обрабатывать растения на своем производстве. Эти образцы нужны для проведения испытаний с последующим проведением процедуры государственной регистрации пестицида или агрохимиката. Такая процедура займет более одного года и за это время Вы успеете потрепать себе нервы.

Итого, чтобы ввести пестицид или агрохимикат на территорию Российской Федерации, необходимо быть регистрантом такой продукции и иметь лицензию Минпромторга на импорт средств защиты растений. На сегодняшний день остается только приобретать импортные пестициды и агрохимикаты у регистрантов этих средств и ждать, пока на территории РФ появятся более дешевые достойные отечественные заменители.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-vypolnenie-rabot-po-karantinnomu-obezzarazhivaniyu/

 

Катраев Алексей,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Цена в международном договоре купли-продажи – существенное условие?

Согласно статье 14 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. условием признания предложения о заключении договора офертой является прямое или косвенное установление в нем цены либо порядка ее определения. Несмотря на это недвусмысленное указание, вопрос о том, относится ли цена к числу существенных условий договора согласно Конвенции, является одним из наиболее дискуссионных. Это связано с тем, что в Конвенции содержится и иная норма (статья 55), формулировка которой отличается от содержащейся в статье 14.

В соответствии со статьей 55 Конвенции, если договор был заключен юридически действительным образом, но в нем ни прямо, ни косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядок ее определения, считается, что стороны, при отсутствии какого-либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли. Таким образом, договор купли-продажи, заключенный юридически действительным образом, может не содержать условия о цене, которое рассматривается в ней как обычное договорное условие, «определимое» в силу диспозитивной нормы.

При рассмотрении этих положений Конвенции обычно обращается внимание на содержащееся в них явное противоречие. Вместе с тем этот вопрос становится более понятным при его рассмотрении в историческом аспекте, а также при толковании указанных положений Конвенции.

При подготовке проекта Конвенции его разработчики столкнулись с двумя диаметрально противоположными подходами относительно включения в статью 14 условия о цене. В результате страны, возражавшие против формулировки статьи 14 (страны англо-американской системы права, а также некоторые европейские государства), в порядке компромиссного решения настояли на включении в Конвенцию статьи 55, наряду с сохранением и указанной спорной формулировки статьи 14. Такой подход, в частности, стал возможным с учетом того, что указанные статьи находятся в различных частях Конвенции, имеющих относительно самостоятельный характер (соответственно в части II и в части III), в силу положений статьи 92, которая предусматривает, что при подписании Конвенции договаривающиеся государства могут оговорить, что не будут считать себя связанными положениями либо части II, либо части III Конвенции.

При анализе формулировки статьи 55 Конвенции обращает на себя внимание то, что она рассчитана на договоры, заключенные «юридически действительным образом». В силу же пункта «а» статьи 4 Конвенции вопросы юридической действительности договора не регулируются Конвенцией, а определяется на основании норм национального права, применимого к договору. Таким образом, национальным правом определяется действительность договора и им же разрешается вопрос о том, является ли указание цены существенным условием. Соответственно, если на основании норм такого права допускается заключение договора без указания цены, то без проблем применяется статья 55.

В практике МКАС при отсутствии в договоре условия о цене неоднократно возникали вопросы, связанные с возможностью ее определения в соответствии со статьей 55 Венской конвенции, исходя из положений российского права (применимого права), на основании которого определялась юридическая действительность контракта. По общему правилу цена не является существенным условием договора купли-продажи и является определимым условием в силу диспозитивных норм.

Однако не стоит забывать о том, что если к договору применяется российское право, то применяется и статья 432 ГК РФ, согласно которой существенными признаются также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Поэтому, если контракт содержит условие о том, что цена подлежит дополнительному согласованию сторонами в будущем (т.е. стороны сами придали цене значение существенного условия), при недостижении соглашения между ними по данному условию контракт по российскому праву признается не заключенным.

Таким образом, при составлении оферты необходимо обращать внимание не только на грамотное формулирование условия о цене, но и на то, каким образом регулируется данный вопрос в избранном сторонами международного договора купли-продажи применимом праве.

https://www.ulc.ru/razrabotka-mezhdunarodnye-vneshnetorgovye-kontrakty-jekspertiza-zakljuchenie-sostavlenie/

 

Алпатова Виктория,

юрист, специалист по договорному праву

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Осуществление стоматологическим кабинетом деятельности от лица медицинской клиники – возможные пути реализации.

Одним из наиболее распространенных видов медицинской деятельности является стоматология. Рост стоматологических клиник порождает возможность широкого выбора исполнителей медицинских услуг пациентами, а это, в свою очередь, порождает конкуренцию качества предоставляемых медицинских услуг. Поэтому у небольших стоматологических кабинетов возросла потребность в предоставлении своих услуг от имени клиник, уже получивших доверие потребителей.  Кроме того, объясняется такая потребность, во многом, и мнением об отсутствии необходимости получения собственной медицинской лицензии. Данное мнение является ошибочным.

Так как желание выступать от имени действующих клиник имеет высокую популярность на данный момент, рассмотрим возможные варианты такого осуществления деятельности. Законное оказание медицинских услуг на указанных условиях возможно в двух случаях. Подробно рассмотрим каждый из них.

Первый вариант связан с осуществлением стоматологической деятельности в качестве филиала клиники, от лица которой стоматология хочет выступать. Данный вариант ставит в полную зависимость деятельность стоматологического кабинета от решений клиники, поскольку филиал не является юридическим лицом. Это значит, что кабинет будет являться обособленным подразделением клиники. При этом при учреждении филиала клинике необходимо переоформить свою медицинскую лицензию на стоматологию в связи с добавлением новых мест осуществления лицензируемых видов деятельности. Деятельность обособленного кабинета стоматологии будет основываться на положении о филиале, утвержденном клиникой, директор филиала будет действовать на основании доверенности, выданной руководителем клиники. Поэтому вся деятельность кабинета юридически ставится в зависимость от клиники и не имеет широкой самостоятельности. Кроме того, могут возникнуть сложности в оформлении таких отношений, поскольку клиника берет на себя большой объем дополнительных обязательств, учреждая филиал. Поэтому не всякое юридическое лицо согласится принять такое предложение.

Второй вариант дает деятельности кабинета юридическую независимость и возможность действовать от имени клиники, но при этом не освобождает стоматологию от обязанности получить медицинскую лицензию. Речь идет о заключении договора коммерческой концессии (франчайзинга).

В таком случае регистрируется юридическое лицо, которое является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Соответственно, на деятельность такого лица распространяются все законодательные, в том числе, лицензионные требования.

Стоматологическому кабинету как юридическому лицу необходимо заключить с клиникой договор коммерческой концессии, по которому за плату он сможет пользоваться комплексом интеллектуальных прав клиники, в том числе, правом на коммерческое обозначение. Однако по такому договору не передается действие специальных разрешений, коим является лицензия, поэтому получать лицензию стоматологии нужно (соискателем лицензии будет являться юридическое лицо — стоматологический кабинет).

Такой договор не ставит в зависимость деятельность кабинета, за исключением, конечно, соблюдения уровня качества услуг и иных обязанностей, предусмотренных законом и договором коммерческой концессии.

Однако кабинет может отказаться от договора, если его условия перестали удовлетворять потребности кабинета, тем самым, стоматология строго не ограничена в ведении своей деятельности.

Данный вариант является оптимальным при желании осуществлять деятельность от имени иного лица. При этом стоматологический кабинет будет являться самостоятельной единицей, на которую возлагается комплекс прав и обязанностей юридического лица. Помимо этого, на кабинет будут возложены дополнительные обязанности и предоставлены дополнительные права, предусмотренные договором франшизы. Одной из таких обязанностей, дополнительно подтверждающих самостоятельность кабинета как юридического лица, является уведомление потребителя любым доступным образом факта использования коммерческого обозначения клиники в силу договора коммерческой концессии.

Таким образом, при наличии желания осуществлять стоматологическую деятельность от лица уже действующей клиники, необходимо выполнить ряд требований. Законной деятельность стоматологии будет в случае заключения договора коммерческой концессии с клиникой и получения «собственной» лицензии. Также возможно оказывать медицинские услуги в качестве филиала клиники, однако, данный вариант более сложен в реализации и менее демократичен в отношении хозяйствующей деятельности кабинета. Итак, еще раз кратко опишем порядок реализации обоих вариантов.

Заключение договора коммерческой концессии:

1. Государственная регистрация юридического лица.

2. Подбор необходимого помещения, оснащение его оборудованием.

3. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на помещение.

4. Получение медицинской лицензии.

5. Заключение договора коммерческой концессии с медицинской клиникой.

6. Осуществление медицинской деятельности под коммерческим обозначением клиники.

Осуществление деятельности в качестве филиала клиники:

1. Подбор необходимого помещения, оснащение его оборудованием.

2. Принятие клиникой положения о филиале.

3. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на помещение филиала.

4. Заключение работниками кабинета трудовых договоров с клиникой.

5. Переоформление клиникой своей лицензии.

6. Осуществление медицинской деятельности от лица клиники (в качестве ее филиала).

Стоит отметить, что описанный порядок относим ко всем видам медицинской деятельности, однако мы рассмотрели его на примере стоматологических кабинетов ввиду роста подобных запросов в сфере стоматологии.

https://www.ulc.ru/licenzija-stomatologija/
 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Как получить медицинскую лицензию, не имея медицинского образования.

Частная медицина – явление не новое и уже достаточно прочно закрепившееся в современной действительности. Формулировка «частная медицина» широко используется даже в законодательных актах. Как правило, система такой медицины «выделяется» из муниципальной или государственной посредством объединения врачей, получивших опыт медицинской работы, но решивших осуществлять врачебную практику вне бюджетных учреждений.

Однако открыть медицинские центры или врачебные кабинеты нередко хотят и лица, не имеющие медицинского образования. Возможно ли это? Ответ – да! Объясним подробнее.

Прежде всего, необходимо понимать, что осуществление медицинской деятельности, к какой бы системе она не относилась, требует наличия соответствующей лицензии. Поэтому чтобы разобраться, обязательно ли наличие медицинского образования для осуществления медицинской деятельности, необходимо обратиться к нормам, посвященным лицензированию. В сфере лицензирования медицины основополагающим актом является Постановление Правительства от 16.04.2012 № 291, устанавливающий специальные лицензионные требования.

Дело в том, что лицензиатами в сфере медицины могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Рассматриваемый нами вопрос может быть рассмотрен в отношении юридических лиц, поскольку наличие медицинского образования у директора/учредителя организации является альтернативным лицензионным требованием, т.е. – необязательным при соблюдении иного предоставляемого варианта. И такой вариант законодательством предусмотрен. Лицензионным требованием является наличие заместителя руководителя юридического лица или руководителя структурного подразделения (заведующего), ответственного за осуществление медицинской деятельности. Поэтому среди предоставленной альтернативы необходимо выполнить одно требование, и в данном случае, таким требованием будет наличие заместителя руководителя юридического лица, ответственного за медицинскую деятельность организации. Конечно, для непосредственного выполнения медицинских работ и оказания медицинских услуг необходимо наличие работников, имеющих соответствующее образование и квалификацию. Таким образом, руководителю/учредителю организации можно привлечь работников, удовлетворяющих квалификационным и лицензионным требованиям, самому не соответствуя им.

Конечно, непосредственно осуществлять медицинскую деятельность, не имея медицинского образования, нельзя. Но при этом, как уже было сказано, можно являться учредителем, руководителем медицинской организации, соответственно, получать доход от собственного «медицинского бизнеса», выполняя административно-управленческие функции.

Однако такое правило не применимо к индивидуальным предпринимателям. Специфика медицинской деятельности в отношении индивидуальных предпринимателей в том, что именно они самостоятельно обязаны осуществлять медицинскую деятельность, без найма иных медицинских работников. Поэтому если соискатель не имеет медицинского образования, он не может осуществлять медицинскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, стоит обратить внимание на правовой статус хозяйствующего субъекта при наличии у лица желания получить медицинскую лицензию, не имея медицинского образования. Для таких случаев необходимо учреждать юридическое лицо, при этом, конкретная организационно-правовая форма не имеет принципиального значения. Это может быть, как коммерческая, так и некоммерческая организация. Также необходимо сформировать штат медицинских работников, имеющих соответствующее образование, и назначить заместителя руководителя, ответственного за медицинскую деятельность (главный врач, заведующий и т.п.).

Таким образом, получение медицинской лицензии возможно при выполнении указанных условий, даже если у заинтересованного лица нет медицинского образования.

https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/  

 

Светличная Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы

Опубликовано

Международный договор купли-продажи товаров по Венской Конвенции 1980 года: особенности заключения договора.

В настоящее время, когда в условиях глобализации наблюдаются тенденции объединения экономик мира и построения новых рынков, нельзя не отметить стремительные темпы развития международных торговых отношений. Одной из наиболее распространенных правовых конструкций, используемых в международной торговле, является договор международной купли-продажи товаров.

Фундаментальным источником международно-правового регулирования отношений по международной купли-продаже является Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Если к договору, заключенному между сторонами, применяются нормы Венской конвенции 1980 года, это значит, что стороны должны точно понимать, без согласования каких условий договор будет считаться незаключенным. В Венской конвенции положения о существенных условиях договора международной купли-продажи товаров рассматриваются в рамках регулирования вопросов заключения договора. Пункт 1 статьи 14 Конвенции предусматривает, что «предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, является офертой, если оно достаточно определено и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта. Предложение является достаточно определенным, если в нем обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их определения».

Из этого положения следует, что Венская конвенция относит к числу существенных условий обозначение товара, количество и условие о цене (либо способы их определения). Рассмотрим все эти условия по порядку.

В Конвенции не содержится каких-либо специальных правил, связанных с определением предмета купли-продажи (товара) путем его «обозначения». Для обозначения товара в договоре обычно указывается его наименование. Подробное описание товара может быть отражено в спецификации. Соответственно, в оферте могут содержаться не сами характеристики товара, а указание на их определение в будущем в спецификации, представляемой покупателем (либо, при определенных условиях, составленной продавцом). Однако, следует иметь в виду, что есть категории товаров, которые не нуждаются в составлении для них спецификации. Например, товары, размещенные на бирже и включенные в специальный листинг.

В связи с этим, важно определить, какие параметры, характеризующие товар, должны быть указаны в самой оферте, а какие могут быть согласованы в будущем (в спецификации), ведь если товар в оферте не будет достаточно четко определен, такое предложение не будет рассматриваться в качестве оферты.

Следующим существенным условием, характеризующим предмет договора, является количество товара. Согласно ст. 14 Венской конвенции оно может устанавливаться прямо в оферте либо косвенно путем указания порядка его определения (например, на определенную сумму по ценам, существующим в момент поставки в определенном месте).

При заключении договоров международной купли-продажи товаров используются различные способы определения количества товара, в отношении которых нередко возникают споры между сторонами, что приводит к выводу о желательности включения в них четких формулировок. Так, в практике МКАС подобные споры возникали, когда в договоре указывалось не точное количество товара, подлежавшего поставке, а лишь его верхний предел («до») с указанием периода поставки и того, что она должна осуществляться партиями, письменно согласовываемыми сторонами[1]; количество товара в договоре было определено с формулировкой «около» и с указанием о том, что поставка должна осуществляться «приблизительно» равными месячными партиями в размере, определенном также приблизительно.

По поводу цены в международном договоре купли-продажи товаров существует дискуссия о том, является ли это существенным условием, можно ли заключить договор без установления в нем прямо или косвенно цены либо порядка ее определения. Этому вопросу будет посвящена отдельная статья, в которой мы подробно осветим положение дел.

В связи с этим, очень важно, чтобы юрист, занимающийся составлением оферты или акцепта при определении условий договора, знал все тонкости, связанные с формулированием данных условий в тексте договора. Наши юристы на практике хорошо знакомы с данной темой и имеют большой опыт в составлении договором международной купли-продажи товаров. Грамотное составление договора – залог успешного проведения сделки, а в случае недобросовестных действий со стороны контрагента – возможности урегулирования спора с наиболее благоприятным исходом и минимальными потерями.

https://www.ulc.ru/oformlenie-kontrakta-razrabotka-mezhdunarodnogo-kontrakta-sostavlenie-vneshnetorgovogo-kontrakta/

 

Алпатова Виктория,

юрист, специалист по договорному праву

группы Объединённые Юристы.

 

[1] Решение МКАС при ТПП РФ от 25.05.1998 (дело № 104/1997) // Арбитражная практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 1998 г / Составитель Розенберг М.Г. М., 1999.

Опубликовано

Основные вопросы, которые рассматриваются при осуществлении очередных проверок в сфере образования.

Наша компания имеет огромный опыт сопровождения очередных и внеочередных проверок организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность. На основании этого опыта мы уже можем систематизировать вопросы, которые, как правило, рассматриваются в ходе проверки.

Итак, при проверке эксперты Департамента образования г. Москвы проверят:

  1. соответствие устава законодательству об образовании;
  2. наличие и соответствие локальных нормативных актов законодательству об образовании;
  3. соблюдение прав, льгот и гарантий участников образовательных отношений;
  4. соблюдение требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;
  5. соблюдение требований законодательства об образовании, регулирующих право на занятие педагогической деятельностью;
  6. соблюдение требований законодательства об образовании при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  7. соблюдение требований законодательства об образовании при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации;
  8. соблюдение требований законодательства об образовании при проведении государственной итоговой аттестации.
  9. соблюдение требований законодательства об образовании при заполнении, учете и выдачи документов об образовании и (или) квалификации;
  10. соблюдение требований законодательства об образовании при оказании платных образовательных услуг;
  11. соблюдение требований к структуре и содержанию официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Большая часть документов, которые требуются для проведения проверки, должны быть размещены на официальном сайте организации в сети ˮИнтернетˮ согласно статье 29 Федерального закона N 273-ФЗ.

В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного уполномоченного лица организации, либо в связи с фактическим неосуществлением образовательной деятельности организацией, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица организации, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

В этом случае Департамент образования г. Москвы в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такой организации плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления образовательной организации.

Проверяемым организациям и индивидуальным предпринимателям до начала проверки и при осуществлении образовательной деятельности следует оформлять в соответствии с требованиями законодательства об образовании и иметь в наличии следующие документы:

  1. образовательные программы, в том числе адаптированные для детей с ограниченными возможностями здоровья (при наличии детей с ограниченными возможностями здоровья);
  2. перечень используемых учебников и (или) учебных пособий по уровням образования (при реализации аккредитованных образовательных программ в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования);
  3. документы, отражающие прием на работу педагогических работников (Положение о приеме, приказы и т.д.);
  4. документы, подтверждающие наличие у педагогических работников профессионального образования, соответствующей квалификации, необходимого для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам (документы об образовании, о наличии дополнительного профессионального образования; аттестационные листы);
  5. документы, подтверждающие функционирование внутренней системы оценки качества образования (положение, приказы, акты);
  6. отчеты о самообследовании за весь период существования;
  7. договор(ы) между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализующихся в сетевой форме);
  8. документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, в том числе локальные нормативные и распорядительные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
  9. документы по формированию и движению «контингента» обучающихся (приему, переводу, отчислению);
  10. документы по подготовке к итоговой аттестации обучающихся, по выдаче документов об образовании;
  11. программа развития организации;
  12. документы, отражающие реализацию прав участников образовательных отношений, в том числе по оказанию обучающимся социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  13. материалы и документы о деятельности коллегиальных органов управления организацией;
  14. материалы и документы об обеспечении условий охраны обучающихся;
  15. документы и материалы организации и проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  16. документы по оказанию платных образовательных услуг (при оказании платных образовательных услуг).

В случае ведения образовательной деятельности исключительно путем проведения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий – 

  • Документы, подтверждающие наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств.
  • Документы, подтверждающие применение информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

В этой статье мы рассмотрели основные вопросы, связанные с перечнем документов, необходимых для рассмотрения на очередной или внеочередной проверке.  Мы готовы проконсультировать Вас относительно возможных замечаний надзирающих органов или по возможностям исправления уже имеющихся замечаний.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Коскова Елена,

юрист,

специалист по юридическому сопровождению образовательной деятельности.