Опубликовано

Обязанность проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр нельзя передать.

Требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст. 213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ и Минтранса РФ.

Обязанность проведения медосмотров возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в абз. 6, п. 1, ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров…».

В п. 1, ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано определение понятию «медицинский осмотр»: «Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития».

Далее в п. 4 и п. 5 указанной статьи в числе видов медицинских осмотров названы:

— «предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

— послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».

В п. 3, ст. 23 ФЗ №196-ФЗ установлена обязанность прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра для водителей транспортных средств:

«Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства.

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов».

Суть термина «водитель транспортного средства» раскрывается в абз. 10, ст. 2 ФЗ № 196-ФЗ: ««водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя».

В соответствии с п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров № 835н, утверждённого Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г.: «проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя».

В абз. 5, п. 7, ст. 23 ФЗ № 196-ФЗ предусмотрено следующее: «Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

А в упомянутой ч. 4, ст. 24 ФЗ № 323-ФЗ указано: «В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Из вышеприведённых норм следует, что предприятия, имеющие в своём штате водителей, и на которые законом возложена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, не имеет права передать эту обязанность сторонней организации в договорном порядке, так как законодательно для таких предприятий предусмотрена только возможность привлечения медицинского работника из лицензированной медицинской организации либо создание на своём предприятии специального подразделения с введением в штат должности медицинских работников.

В соответствии с п. 8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н: «Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)».

Напомним, что в соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. В п. 6 ст. 3 данного закона указано, что «лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию». Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Предприятие, подразделение которого осуществляет медицинскую деятельность, обязано получить соответствующую медицинскую лицензию.

Если говорить о медицинском персонале организаций, то в п. 1 ч. 1 ст. 100 ФЗ № 323-ФЗ предусмотрено: «право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста».

Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002 г.). Уточним, что обучение специалист должен пройти именно по программе проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

Проведение регулярных осмотров водителей перед началом рабочего дня осуществляется на основании локального нормативного акта предприятия – Положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. Типовая форма положения дана в Приложении № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

По результатам медицинского осмотра медицинский работник должен оформить протокол и внести данные в журнал регистрации.

За непроведение осмотров или нарушение порядка их проведения закон устанавливает административную ответственность в форме штрафа. Так, в соответствии со ст. 11.32 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ: «Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица».

Чтобы правильно организовать процесс медосмотра на предприятии, оформить медицинскую лицензию на предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей, а также все остальные необходимые документы и ничего при этом не упустить, обратитесь к опытным юристам.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-predrejsovye-medosmotry/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Как организовать легальное производство санитайзеров? Нужны ли сертификаты и лицензии?

Антисептик для рук или санитайзер — тип дезинфицирующего средства, который используется в среде медицинского обслуживания для предотвращения передачи патогенных микроорганизмов, а также для соблюдения элементарных правил гигиены рук в местах, в которых умывальник и мыло не доступны. Доступен в различных формах: жидкий раствор, гель, пена. Спиртосодержащие антисептики считаются более эффективным средством для уничтожения микроорганизмов, чем мыло.

В свете последних событий, связанных с распространением в мире коронавирусной инфекции, идея начать производство подобных спиртосодержащих антисептиков для многих стала особенно привлекательной, так как их нынешняя популярность сулит немалую прибыль.

Как правильно организовать дело, нужно ли получить какую-либо разрешительную документацию для этого?

Для решения данного вопроса обратимся к ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако, в п. 2, ч. 2, ст. 1 данного закона указано, что положения закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Далее выясняем, что регулирующим законом в отношении такого производства является Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Из него мы можем узнать, как законодатель определяет такие понятия как «спиртосодержащая продукция» и «спиртосодержащая непищевая продукция».

В ч. 3, ст. 2 «спиртосодержащая продукция» определена как «пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции».

Так как очевидно, что антисептики относятся к непищевой продукции, обращаемся к ч. 5, ст. 2, в которой «спиртосодержащая непищевая продукция» определяется как «непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции»

Приведённые выше определения понятий подтверждают, что спиртосодержащие антисептики относятся к спиртосодержащей непищевой продукции.

Производство спиртосодержащей непищевой продукции регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В абз. 9, ч. 2, ст.18 данного закона указано, что на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции выдаются лицензии.

Лицензирование производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции сегодня регламентируют Постановление Правительства Москвы от 28.12.2005 г. № 1069-ПП «О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции» и

Постановление Правительства РФ от 06.12.1999 г. № 1344 «О лицензировании по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции».

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства от 06.12.1999 г. № 1344, лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).

Помимо лицензии, в данном случае необходимо получить декларацию соответствия товара согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Дезинфицирующие средства в перечне находятся под кодовым номером 9392.

Так же необходимость государственной регистрации дезинфицирующих средств вытекает из положений Приказа Минздрава России от 10.11.2002 № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей».

В соответствии с п. 4 Приложения № 1 к Приказу № 344 дезинфицирующее средство допускается к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации, использованию после его государственной регистрации.

К тому же согласно п. 6 решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» дезинфицирующие средства подлежат государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Такое свидетельство о государственной регистрации оформляется уполномоченным органом страны – участника Евразийского экономического союза (на территории РФ таким органом является Роспотребнадзор) с внесением сведений о регистрации в Реестр выданных свидетельств о государственной регистрации. Таким образом, дезинфицирующее средство не может обращаться на рынке без свидетельства о государственной регистрации.

К сказанному выше необходимо добавить, что в п. «з», ч. 5 Постановления Правительства РФ от 06.12.1999 г. № 1344 «О лицензировании по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции» установлено, что для получения лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции в лицензирующий орган соискателем лицензии представляются копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования.

Как мы видим, законодательство в области регулирования производства спиртосодержащей продукции довольно обширное и сложное. Помочь не запутаться в обилии регулирующих нормативно-правовых актов и перечнях производителю лучше всего сможет профессиональный юрист, являющийся опытным специалистом в области лицензирования.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-spirtosoderzhashhuju-nepishhevuju-produkciju/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Розничная продажа алкоголя в многоквартирных домах под запретом.

Президент 24 апреля 2020 года подписал ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»» (далее Закон). 

В установленном порядке Закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации 17 апреля. В законную силу Закон вступил 5 мая.

В п. 4.1. Закона теперь указано следующее: «Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров».

Это означает, что с 5 мая вне закона оказываются кафе и мини-бары в многоквартирных домах, в которых продают алкоголь, и площадь которых составляет менее 20 кв. м.  Важно, что такие точки общепита нельзя размещать и в пристройках к жилым многоквартирным домам и на территориях к ним прилегающим.

Далее в абз. 2 вышеупомянутого пункта Закона, во избежание неверных трактовок и применения, даётся понятие термина «площадь зала обслуживания посетителей»: «Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов».

В абз. 3 п. 4.1. Закона указано: «Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать законом субъекта Российской Федерации дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях».

Это означает, что в Законе предусмотрена возможность вариативности для регионов. Так, региональные власти наделяются правом по своему усмотрению расширять установленные Законом ограничения даже вплоть до полного запрета на реализацию спиртного не зависимо от площади торговых точек. Эта мера призвана ликвидировать ранее существовавшую лазейку, позволяющую недобросовестным предпринимателям реализовывать алкогольные напитки ночью. Зачастую такие заведения, по сути являясь продуктовыми магазинами, зарегистрированы как заведения общественного питания.

В абз. 4 п. 4.1. Закона предусмотрено следующее: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе о полном запрете на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса». 

Смысл данной нормы в том, что о вводимых дополнительных ограничениях администрации городов и районов должны отчитаться перед федеральным органом исполнительной власти.

У нововведений есть как сторонники, так и противники.

К числу первых, например, относятся врачи-наркологи, по мнению которых новые меры позволят спасти большое количество людей, которые колеблются перед выбором «пить или не пить?». В особенности в текущий период, в условиях карантина, когда многие не знают чем себя занять в освободившееся от работы и привычных забот время. Такие люди, даже если они не были зависимыми, могут пристраститься к алкоголю в ситуации, когда он продаётся в собственном подъезде. По статистическим данным в период режима самоизоляции потребление алкоголя в России выросло на 3%.  Таким образом, введённые ограничения могут стать, по мнению врачей, эффективной профилактикой алкоголизма в стране и, как следствие, причиной уменьшения числа правонарушений и преступлений. К тому же, такой запрет поспособствует сокращению пьяных людей во дворах и на детских площадках многоквартирных домов.

К противникам введённых Законом ограничений относятся предприниматели, занимающиеся производством алкогольной продукции и её реализацией. Представители бизнеса считают, что Закон в первую очередь больно ударит по легальному бизнесу и без того уже пострадавшему от пандемии коронавируса. Предприниматели убеждены, что запрет на торговлю алкоголем в жилых домах разорит многие малые предприятия общественного питания и компании, производящие алкоголь, что только усугубит экономический кризис в стране.

Вероятно, будет ли от нововведений больше пользы или вреда можно будет понять только со временем.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-alkogol/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Коронавирус как форс-мажор.

Теперь уже понятно, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации угрожает не только жизни и здоровью граждан, но и существенным образом отразится на экономической сфере общественной жизни. Серьезно будет затронута область договорных отношений, причем как внутригосударственных, так и внешнеэкономических. Многие государства ввели ряд ограничительных мер, направленных на сдерживание распространения инфекции. Среди них ограничение транспортного сообщения с отдельными странами, ограничение на ввоз определенных товаров, ограничение или запрет мероприятий, предполагающих массовое скопление людей. Такие меры естественным образом окажут и уже оказывают влияние на возможность надлежащего исполнения обязательств компаниями и индивидуальными предпринимателями, тем или иным образом вовлеченными в соответствующие процессы.

 

В связи с этим возникает неизбежный вопрос о юридической квалификации соответствующих событий. Например, сможет ли предприниматель избежать ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору сославшись на ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекцией, как на обстоятельство непреодолимой силы? Правовая позиция судов по этому вопросу станет известна нам не ранее, чем закончатся судебные процессы, в частности, по искам об освобождении от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, о расторжении договора ввиду возникновения обстоятельств непреодолимой силы и прочим подобным требованиям. Однако, на наш взгляд, уже сегодня можно утверждать о возможности признания распространение новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором) исходя из следующего.

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

 

Из данной нормы следует, что только суд при разрешении конкретного спора может признать обстоятельство, вследствие которого сделалось невозможным надлежащее исполнение обязательства, форс-мажором. Такое обстоятельство должно одновременно соответствовать критериям чрезвычайности и непредотвратимости. Таким образом, форс-мажор (непреодолимая сила) служит основанием освобождения от ответственности, а в особых случаях также основанием расторжения договора.

 

«Непреодолимая сила» является оценочным понятием, то есть о ее наличии или отсутствии можно судить лишь применительно к конкретной ситуации. Главную роль в ее определении играют судебная практика и доктрина гражданского права. Из доктрины гражданского права следует, что чрезвычайность – это особая вредоносность, не встречающаяся в обычной жизни людей, а непредотвратимость – невозможность избежать воздействия обстоятельства, даже зная о нем. Непреодолимой силой могут выступать как природные катаклизмы, так и социальные бедствия. Словосочетание же «при данных условиях» предполагает относительность непреодолимой силы, то есть то, что при одних обстоятельствах она наличествует, а при других – нет.

 

В судебной практике также определены критерии чрезвычайности и непредотвратимости. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

 

По нашему мнению, распространение коронавирусной инфекции и вызванные этим ограничения полностью отвечают требованиям чрезвычайности и неотвратимости и должны служить основанием для освобождения стороны-нарушителя от гражданско-правовой ответственности по договору.

 

Вместе с тем, уже сейчас изданы подзаконные и ведомственные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми последствия распространения коронавирусной инфекции были квалифицированы как обстоятельство непреодолимой силы, которое в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ освобождает сторону-нарушителя от ответственности по договору.

 

Так, в соответствии с пунктом 1.6 Указа Мэра Москвы от 14.03.2020 № 20-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы. Таким образом, на территории города Москвы распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) признано обстоятельством непреодолимой силы.

 

Аналогичное решение было принято Губернатором Московской области. Так, в соответствии с подпунктом 4 Постановления Губернатора Московской области «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Московской области» распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы. Соответственно, этими нормативными правовыми актами устанавливается, что коронавирус в данных субъектах Российской Федерации должен признаваться как форс-мажор без представления каких-либо других доказательств.

 

В связи с введением ограничений из-за распространения коронавирусной инфекции возможный порядок действий в отношении конкретной сделки зависит от условий заключенного договора, и признания данной ситуации форс-мажором. Так, если вы полагаете, что в вашем конкретном случае коронавирус является форс-мажором, то Вам необходимо учитывать следующие обстоятельства.

 

Прежде всего, норма пункта 3 статьи 401 ГК РФ является диспозитивной, то есть стороны вправе изменить ее содержание по своему усмотрению в договоре, что на практике зачастую и происходит. Следовательно, чтобы делать какие-либо выводы сначала необходимо изучить сам договор, который обычно предусматривает процедуру взаимодействия сторон на случай возникновения форс-мажора.

 

Более того, условие о форс-мажоре часто предусматривает, чтобы пострадавшая сторона направила другой стороне уведомление в течение оговоренного в договоре срока с даты наступления обстоятельства непреодолимой силы, чтобы иметь юридическую силу. К соответствующему уведомлению, как правило, должен быть приложен документ от уполномоченного органа, подтверждающий форс-мажорное обстоятельство.

 

Таким образом, чтобы избежать гражданско-правовой ответственности со ссылкой на форс-мажор необходимо как можно быстрее уведомить об этом контрагента. Эта обязанность будет считаться исполненной в момент, когда последний получит уведомление, являющееся юридически значимым сообщением. Направить уведомление нужно по адресу, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц, если стороны не договорились об ином в договоре (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).

 

Доказать контрагенту и суду, что распространение коронавирусной инфекции стало форс-мажором, можно несколькими способами.

 

Во-первых, можно приложить к уведомлению контрагента официальный документ, который подтверждает наступление обстоятельств непреодолимой силы. Для Москвы и Московской области такими документами будут Указ Мэра Москвы и постановление Губернатора Московской области, которыми распространение коронавирусной инфекции признано обстоятельством непреодолимой силы.

 

Во-вторых, для компаний из других регионов России, где коронавирус официально еще не признан обстоятельством непреодолимой силы, можно сослаться на то, что наличие обстоятельства непреодолимой силы – это общеизвестный факт. В случае возникновения спора, можно апеллировать к части 1 статьи 69 АПК РФ, согласно которой обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Естественно, что суд признает общеизвестным факт, известный уже не только на территории Российской Федерации, но и на территории всего мира. Например, так было с военными действиями в Донецкой народной республике.

 

В-третьих, для тех организаций, которые работают с иностранными контрагентами, подходит еще один способ. Если обстоятельство непреодолимой силы наступило по внешнеторговой сделке и международному договору, то можно обратиться в Торгово-промышленную палату Российской Федерации за освидетельствованием. Она проводит его в соответствии с Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14). Решение о выдаче сертификата об обстоятельствах форс-мажора принимается ТПП России в каждом конкретном случае, исходя из условий контракта и документов компетентных органов Российской Федерации, подтверждающих наличие события, на которое организация ссылается в своем заявлении. На основании выдаваемого ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора сторона внешнеторгового контракта освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

 

Таким образом, действующее гражданское законодательство позволяет избежать ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, сославшись на распространение коронавирусной инфекции как на обстоятельство непреодолимой силы. При этом необходимо своевременно уведомить о наступлении соответствующего обстоятельства контрагента и приложить к уведомлению документ, его подтверждающий. В случае если контрагент отказывается признать распространение коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы, то мы готовы представить Вашу позицию в суде, чтобы в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ освободить добросовестного предпринимателя от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, вызванное ограничениями, введенными в связи с распространением по всему миру новой коронавирусной инфекции.

https://www.ulc.ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Нужно ли подавать претензию контрагенту перед тем, как обратиться с иском в арбитраж.

В наше время рыночных отношений практически любое взаимоотношение субъектов предпринимательской деятельности строится через договорные отношения того или иного характера.

Однако в процессе исполнения договора не редко между сторонами наступают трения, разногласия и недопонимания, приносящие ущерб (убытки) одной из сторон сделки.

И в этот момент пострадавшая или считающая себя ущемлённой сторона сделки обращается к тексту договора и букве закона.

Но тут, зачастую, когда речь не касается контрактов, заключённых между субъектами крупного бизнеса и тем более государственных и (или) муниципальных контрактов, подобные участники правоотношений наталкиваются на одну весьма щекотливую проблему.

Проблема эта заключается в упущении, допущенном ими при заключении договора в части, касающейся порядков разрешения споров.

Не редко бывает так, что в договорах имеется лишь пункт следующего содержания:

«Все разногласия, возникающие в процессе исполнения договора, стороны решают путём переговоров. При недостижении согласия любая из сторон вправе передать рассмотрение спора на рассмотрение арбитражного суда в порядке, установленном действующим законодательством РФ».

И тут у стороны предстоящего спора встаёт вопрос необходимо ли до обращения в арбитражный суд с исковым заявлением в отношении оппонента обращаться к нему в письменном виде путём направления соответствующей претензии или нет.

В данной статье мы разберём вкратце наиболее значимые вопросы досудебного урегулирования спора, его необходимость, а также плюсы и минусы его соблюдения.

Что собой представляет досудебное урегулирование спора.

Действующее законодательство РФ оценивает обращение в арбитражный суд, а равно передачу спора на разрешение арбитраж, как радикальный и в большинстве случаев последний из этапов разрешения спорного правоотношения, возникшего в процессе исполнения сторонами взятых на себя обязательств.

Принимая во внимание указанное обстоятельство выходит, что законодатель в большинстве своём наделяет правом на обращение в арбитражный суд сторону правоотношения только в том случае, когда она исчерпает возможности самостоятельного решения данного вопроса и достижения добровольного удовлетворения оппонентом своих требований.

Логика подобного решения законодателя весьма проста, поскольку она проистекает из двух основополагающих принципов любых как договорных, так и межличностных отношений – равноправия и добросовестности сторон правоотношения.

В данном случае равноправие сторон и их добросовестность заключается в том, что при соблюдении досудебного урегулирования спора реализуются как право кредитора на самостоятельное достижение решения вопроса, так и право должника на добровольное удовлетворение требования кредитора.

Когда нужен досудебный порядок урегулирования спора.

Досудебный порядок урегулирования спора в порой так же именуют претензионным порядком. Это проистекает от слова претензия, направляемая кредитором должнику в целях досудебного урегулирования спора.

Действующее законодательство в большинстве своём не содержит законодательно установленной формы претензии.

Исключение составляют унифицированные формы обращений в органы муниципальной и государственной власти и страховые компании.

В данных претензиях сторона кредитора (а под кредитором в настоящей статье подразумевается любая из сторон договора, считающая свои права нарушенными контрагентом в процессе исполнения конкретного договора) в свободной форме излагает суть ситуации, сложившейся по предмету спора, суть своих претензий, а также требования к контрагенту, касающиеся указанных претензий и срок удовлетворения своих требований.

В каких же случаях необходим досудебный претензионный порядок, а в каких нет.

Федеральным законом №47-ФЗ от 2 марта 2016 года изменена часть 5 статьи 4 АПК РФ. Ее новая редакция, вступившая в силу с 1 июня 2016 года, такова:

Спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором (за исключением прямо указанных категорий дел).

Таким образом с 01 июня 2016 г. по большей части споров, рассматриваемых арбитражными судами РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Однако в то же время есть категории споров, освобождённые от обязательного досудебного урегулирования.

К числу указанных споров относятся:

  1. Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (претензионный порядок вводится именно для «споров, возникающих из гражданских правоотношений»).
  2. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (особое производство).
  3. Дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  4. Дела о несостоятельности (банкротстве).
  5. Дела по корпоративным спорам (включая оспаривание сделок по крупности и по заинтересованности, оспаривание решений органов управления, истребование документов участником корпорации, взыскание убытков с руководителя и т.п.).
  6. Дела о защите прав и законных интересов группы лиц (гл.28.2 АПК РФ).
  7. Дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования (рассматриваются по первой инстанции Судом по интеллектуальным правам).
  8. Дела об оспаривании решений третейских судов.

Несоблюдение досудебного порядка по спорам, не отнесённым к указанным категориям приведёт Истца либо к возврату искового заявления (в силу ч.1 ст.129 АПК РФ), либо к оставлению искового заявления без рассмотрения (в силу п. 2 ч.1 ст.148 АПК РФ).

В то же время, несмотря на то, что часть юристов расценивают досудебный порядок как способ скорейшего и наименее затратного пути урегулирования возникшего разногласия, поскольку освобождает от необходимости нести дополнительные расходы по оплате экспертиз, пошлин и оплаты услуг юристов (поскольку с 01 октября 2019 г. представлять интересы в арбитражных судах всех инстанций могут только лица, имеющие высшее юридическое образование или степень), однако я более склонен к точке зрения иной группы своих коллег, полагающих, что установленный законодателем обязательный досудебный порядок урегулирования спора, а так же срок указанного этапа, установленный в 30-ть дней является в большинстве случаев ни чем иным, как законной «лазейкой» для недобросовестных контрагентов по уходу от ответственности или по меньшей мере снижению рисков и негативных последствий на случай удовлетворения требований кредитора, что в свою очередь приводит к нарушению баланса прав сторон договора и ущемлению права кредитора на достижение восстановления своего права даже в случае положительного исхода дела в арбитражном суде.

Какие негативные факторы претензионного порядка имеются для кредиторов.

Первым и, пожалуй самым основным «минусом» является то, что направление в адрес контрагента претензии (требования) по сути своей является для адресата, своего рода, предупреждением о наличии у Вас финансовых или иного рода финансовых претензий к нему, что в свою очередь, принимая во внимание весьма значительный по нынешним меркам (когда и минута порой решает всё) срок рассмотрения и ответа на претензию даёт возможность недобросовестному контрагенту предпринять все возможные меры по уходу от ответственности (к примеру путём реорганизации, или ликвидации), или по меньшей мере, как указывалось выше, снижению возможных рисков и негативных последствий для контрагента (например выведение активов, продажа имущества и т.п.);

Вторым, немало значимым минусом, проистекающем из первого является то, что «дешевое» российское судопроизводство (выражающееся в занижении судами размера присуждаемых судебных расходов) и отсутствие реальных негативных последствий для контрагента в случае нарушения договорных обязательств (размер финансовой ответственности по ст. 395 и 317.1 ГК РФ значительно ниже рыночных и реальных убытков), что в свою очередь делает соблюдение кредитором обязательного досудебного порядка урегулирования спора лишь оттягиванием даты передачи спора в арбитражный суд, поскольку к достижению реального урегулирования спора претензионный порядок явно не стимулирует.

Предусмотренные процессуальным законодательством способы предотвращения злоупотребления недобросовестными контрагентами своими правами на стадии досудебного урегулирования спора, а именно обеспечение иска (предусмотренные ст. 91 АПК РФ) и предварительные обеспечительные меры (предусмотренные ст. 99 АПК РФ) по сути своей, с учётом правоприменительной практики являются лишь мифической гарантией для кредитора.

Это заключается в том, что заявить требование об обеспечении иска можно только при одновременной подаче искового заявления, которое произойдёт уже после соблюдения претензионного порядка, а требование о принятии предварительных обеспечительных мер всё равно оставляет недобросовестному контрагенту как минимум неделю на снижение негативных последствий.

Подводя итог анализу института досудебного урегулирования спора становится очевидным, что данный правовой институт нуждается еще в существенных проработках и поправках.

На данный же период времени, исходя из приведённого выше анализа и личной практики могу дать совеет следующего характера:

При заключении договоров снижать срок на рассмотрение претензии;
Направлять претензию по адресу регистрации контрагента, как юридического лица (в связи с тем, что в настоящее время большая часть субъектов малого и среднего бизнеса попросту не отслеживают корреспонденцию, поступающую по адресу регистрации их юридического лица), либо прописывать в договорах возможность направления претензии по средствам электронной почты.

https://www.ulc.ru/predyjavit-pretenziju/

 

Черкасов Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Лицензия для парфюмерно-косметической продукции, содержащей спирт. Правовое регулирование.

Перед организацией или индивидуальным предпринимателем, собирающимся заниматься производством и/или оборотом парфюмерно-косметической продукцией, в составе которой есть спирт, неизбежно встаёт вопрос о том, нужна ли на такую деятельность лицензия и, если да, то какая именно?

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Ранее государственная регистрация парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт, осуществлялась в соответствии с приказом Минздрава России от 16 сентября 1999 г. № 344 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)», который утратил силу согласно приказу Минздрава России от 2 июля 2009 г. № 384н.

В настоящее время нормативно-правовых актов, регулирующих государственную регистрацию парфюмерно-косметической продукции, не принято.

Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799, утверждены перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований к безопасности парфюмерно-косметической продукции, а также стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технического регламента.

На организации, осуществляющие производство парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию в соответствии с техническим регламентом ТР ТС 009/2011, распространяется действие Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, в связи с чем деятельность по производству спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции подлежит лицензированию.

Лицензирующим органом в данном случае является Росалкогольрегулирование.

В ФЗ № 171-ФЗ даны определения терминов «спиртосодержащая продукция», «спиртосодержащая непищевая продукция».

В п. 3 ст. 2 ФЗ № 171-ФЗ указано: «спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции».

В п. 5 ст. 2 ФЗ № 171-ФЗ указано: «спиртосодержащая непищевая продукция — непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Таким образом, производство парфюмерно-косметической продукции без лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей непищевой продукции, выданной Росалкогольрегулированием, является незаконной.

В ч. 3 ст. 18 ФЗ № 171-ФЗ указано, что: «Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона…».

В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 18 ФЗ № 171-ФЗ, лицензии на осуществление видов деятельности (хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции) выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию, спиртосодержащую непищевую продукцию.

В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 18 вышеупомянутого закона лицензированию не подлежит деятельность, связанная с закупкой этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.

Исходя из определения, данного в законе термину «спиртосодержащая непищевая продукция», очевидно, что в случае, когда продукция содержит этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, оборот её подлежит лицензированию.

В абз. 3 п. 1 ст. 11 ФЗ № 171-ФЗ указано, что «розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями».

В абз. 3 п. 1 ст. 18 ФЗ № 171-ФЗ указано, что: «Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением …розничной продажи спиртосодержащей продукции…».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что индивидуальный предприниматель имеет законное право заниматься розничной торговлей спиртосодержащей непищевой продукцией, не имея специальной лицензии.

Однако из общего правила есть исключения.

В п. 4 ст. 1 ФЗ № 171-ФЗ указано: «Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона».

Перечень таких товаров определён в Распоряжении Правительства РФ от 27.10.2018 № 2322-р «Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены, на деятельность по обороту которых не распространяется действие Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Данным Распоряжением из под требования оформления лицензии выведены некоторые указанные в Перечне вещества.

Из этого следует, что в случае, когда продукция реализуется в потребительской таре указанного объёма, лицензия на оборот спиртосодержащей продукции не нужна.

В случае же, если максимальный объём потребительской тары для данной продукции, указанный в вышеупомянутом Распоряжении превышен, лицензию на оборот будет необходимо получить.

Что касается возможности оптовой торговли для индивидуального предпринимателя, то следует снова обратиться к ФЗ № 171-ФЗ.

В п. 3 ст. 19 закона указано: «Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона (за исключением перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган: 1) документы, предусмотренные подпунктами 1 — 4, 8 пункта 1 настоящей статьи; 2) документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона…» и т.д.

Из данной статьи следует, что законом закреплена необходимость получения лицензии для оборота спиртосодержащей продукции только для организаций, но не для индивидуальных предпринимателей.

Возможность заниматься оптовой торговлей спиртосодержащей продукцией для индивидуальных предпринимателей законом напрямую не запрещена, а необходимость в получении специальной лицензии в таком случае не установлена.

Для чёткого понимания того, какая именно лицензия вам понадобится для начала производства и/или оборота парфюмерно-косметической продукции, содержащей спирт, необходимо обратиться к опытным юристам.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-alkogol/

 

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Наша дистанционная работа с соискателями работы юриста в Москве.

В связи с распространением CoViD-19 многие организации перешли на дистанционный режим работы.  В данной ситуации наша компания Объединенные Юристы также работает удаленно.

Мы настроили дистанционную работу и с клиентами, и с соискателями. У нас и раньше действовала система удаленного доступа к рабочим местам специалистов. Юрист мог подключиться любым устройством в любое время из любого места к своему рабочему месту и как обычно вести свою работу. Входящие телефонные звонки клиентов проходили по следующему маршруту: телефон компании – добавочный телефон юриста – мобильный телефон юриста. Таким образом звонок клиента всегда находил юриста, где бы тот не находился. Юрист так же через специальное приложение в смартфоне мог позвонить клиенту, при этом клиент видел, что звонят из нашего офиса. То есть мобильный телефон юриста всегда скрыт, чтобы назойливые клиенты не вторгались в его личную жизнь.

Чтобы сотрудникам не нужно отвлекаться от сообщения наших контактов клиентам, у нас разработана система автоматического отправления смс на телефон, с которым только что проходил разговор. Поэтому юристу не нужно ничего диктовать клиенту. Пока они разговаривают клиент уже получает смс с контактами нашей компании.

Наша вакансия юриста в Москве открыта для соискателей по всей России и на всех кадровых сайтах.

В данный момент времени в компании есть открытые вакансии, которые необходимо заполнить достойными сотрудниками.

Пандемия, вызванная коронавирусом CoViD-19, не смогла помешать нам взаимодействовать с нашими соискателями.

Мы продолжаем знакомиться с соискателями на кадровых сайтах, включая, но не ограничиваясь: hh.ru, zarplata.ru, joblab.ru, masterjobs.ru, rabota-yuristam.ru, gorodrabot.ru, domkadrov.ru. Мы изучаем резюме соискателей, которые оставили отклик на нашу вакансию.

В нашей компании есть требования к качествам и навыкам сотрудников. Поэтому при изучении резюме мы в первую очередь пытаемся понять какие качества характерны для этого соискателя. И только во вторую очередь обращаем внимание на его навыки. Просто наш опыт показывает, что приемлемые навыки хороший человек может получить в среднем за 3 месяца.

Как мы подбираем соискателей на вакансию юриста в Москве.

Полученные резюме мы разделяем на три группы: «соответствующие», «условно соответствующие», «не соответствующие». В первую очередь к прохождению дальнейших отборочных процедур привлекают соискатели, чьи данные и характеристики максимально соответствуют требованиям.

Если резюме соискателя показалось нам подходящим, то мы предлагаем ему познакомиться немного поближе и направляем биографическую анкету, в которой кандидат более подробно, чем в резюме, описывает себя, свои достижения, свои желания.  Также кандидату предлагается заполнить два теста. Первый тест по русскому языку, целью которого является, определения уровня знания правил правописания. Это необходимо для того, чтобы понять насколько будущий юрист сможет грамотно составлять необходимые в его работе документы. Второй тест, предлагаемый для заполнения потенциальным соискателям, на логику. Юриста должен обладать аналитическими способностями в достаточной мере. В процессе работы у него возникает очень много ситуаций, которые требуют незамедлительного и точного решения.

Порядок проведения стажировки для кандидатов на должность юриста.

После внимательного изучения биографической анкеты и результатов тестирования мы понимаем, что можем надеяться на успешную работу соискателя в нашей компании, то организуем стажировку. Стажерам предлагается выбрать специализации, в которой им хотелось бы проявить себя в нашей компании.

После выбора специализации мы направляем стажеру программу стажировки и пакет сопутствующих документов, с которыми ему необходимо ознакомиться, изучить их, а затем выполнить ряд заданий из программы стажировки.

Программа стажировки содержит два блока. Первый блок – обучающий, в нем прописаны шаги, этапы выполнения работы, обучение работы в различных программах и системах. Второй блок – практический, в котором предлагается выполнить задания, необходимые для успешной дальнейшей работы в организации, а также для того, чтобы проверить умение управлять документами, умение понимать задания, а также выявить кандидатов с высокой организованностью и ответственностью, умеющих адаптироваться в различных ситуациях и качественно выполнять необходимую работу.

Порядок оформления трудового договора с юристом.

Сразу после успешной стажировки мы приступаем к обсуждению трудового договора и должностной инструкции.

Если нам с соискателем удается достичь согласие, то первым рабочим днем в трудовом договоре мы указываем первый день, следующий за последним днём действия названных ограничительных мер согласно п. 4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

После утверждения и подписания трудового договора юрист становится полноправным сотрудником нашей компании Объединенные Юристы.

Юрист в течение месяца проходит испытание при приеме на работу, выполняя трудовые обязанности, предусмотренные Трудовым договором и Должностной инструкцией. Аттестационная комиссия по завершению испытания или ранее по заявлению юриста оценивает его результаты.

В завершении несколько высказываний относительной нашей кадровой политики.

Если некоторые люди считают, что хороший человек – это не профессия, то мы считаем наоборот.

Мы за короткое время сможем дать актуальные знания хорошему человеку. А вот для воспитания хорошего человека могут потребоваться долгие годы.

Поэтому если Вы способны поддерживать хорошие отношения с клиентами и быть самодостаточным при оказании им юридических услуг, то мы поможем Вам получить знания, необходимые для оказания юридических услуг в выбранной специализации.

Работа юриста в Москве ждёт Вас в компании Объединенные Юристы.

https://www.ulc.ru/vacancies/

 

Браун Алёна,
менеджер по персоналу
группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Работа с соискателями дистанционно дает неплохие результаты.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением коронавируса CoViD-19, многие организации перешли на удаленный режим работы.

Удаленная или дистанционная работа — взаимовыгодная ситуация и для компании, и для сотрудников. Организация сокращает издержки, а для специалистов получают возможность работать из дома — приятный бонус. Но трудиться дистанционно получается не у каждого. Важно, чтобы человек был высоко дисциплинирован и справлялся со своими задачами без особого контроля.

Подбор персонала (рекрутинг) — это процесс выявления наиболее пригодных и подготовленных работников из числа кандидатов на вакансию.

Поиск кандидатов – важный этап в формировании штата компетентных сотрудников, способного значительно повысить качество работы организации.

В процессе формирования списка соискателей, подходящих для работы на той или иной должности, внимание уделяется всем ключевым критериям, способным повлиять на качество работы сотрудника в будущем.

Чтобы оценить кандидатов используют традиционные методы: знакомство с помощью видеосвязи, оценка портфолио и профилей в социальных сетях, отзывы от предыдущих работодателей, тестовые задания.

Обычным явлением в настоящее время стал дистанционный подбор персонала в организациях. Если правильно организовать такой подход, то он может иметь массу преимуществ, а именно, экономия времени на проведении собеседования, которое незаменимо для быстрого проведения первичного отбора, проведение собеседования сразу с несколькими кандидатами, более детальное изучение кандидатов и их качественный отбор.

При проведении дистанционного подбора персонала выполняется ряд действий, а именно: менеджер по персоналу проводит анализ резюме и анкетных данных кандидатов и отбирает тех, которые соответствуют формальным требованиям (образование, стаж работы и т. д.). Как правило, идеально подходящие по всем требованиям кандидаты встречаются очень редко. Поэтому нужно разделить полученные резюме на три группы: «соответствующие», «условно соответствующие», «не соответствующие».

При анализе документов необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

  1. соответствие уровня образования и профессиональной подготовки кандидата требованиям вакансии;
  2. наличие опыта работы по требуемой специальности, на аналогичной должности;
  3. последовательность и обоснованность смены мест работы, перемещений по карьерной лестнице;
  4. отсутствие «белых» пятен в трудовой биографии (длительных перерывов в работе);
  5. лояльность кандидата работодателю — продолжительность работы на одном рабочем месте, в одной компании («усидчивость»).

В первую очередь к прохождению дальнейших отборочных процедур привлекают кандидатов, чьи данные и характеристики максимально соответствуют требованиям работодателя. Затем проводится тестирование соискателя для определения более точного соответствия его на вакантную должность.

После полного изучения личности кандидата посредствам анализа документов, проведения тестирования их приглашают на индивидуальное отборочное интервью.

Цели отборочного интервью (его проводит непосредственный руководитель будущего сотрудника) — определить уровень квалификации кандидата, степень его соответствия требованиям вакансии, выяснить, насколько он мотивирован работать в данной должности и в данной компании, оценить, насколько легко ему будет адаптироваться к условиям работы, сможет ли он вписаться в коллектив.

Основная ответственность за принятие решения о найме кандидата на работу лежит на непосредственном руководителе будущего сотрудника. Решение о том, кого из кандидатов следует выбрать, должно быть принято в течение трех–пяти дней с момента проведения последнего интервью. Сделать подобный выбор трудно даже очень опытным руководителям. При этом нужно учесть множество дополнительных факторов: и особенности корпоративной культуры, и сложившийся в подразделении психологический микроклимат, и свой стиль управления, и личностные особенности кандидата.

После успешного прохождения отборочного интервью, соискателю предлагается пройти стажировку, в которой он должен проявить себя и показать все свои знания, умения и навыки. В случае успешного прохождения стажировки кандидат принимается на работу и становится полноправным сотрудником организации.

Удаленная работа — наша новая реальность. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением CoViD-19 подбор персонала, проведение стажировки и принятие сотрудника в организацию проводятся в дистанционном режиме, который дает неплохие результаты, а именно, сокращение времени проведения индивидуальных собеседований, проведение тестирования кандидатов в удаленном режиме, следовательно, происходит охват большего количества подходящих кандидатов. Проведение стажировки дистанционно позволяет выявить ответственных кандидатов, хорошо знающих и понимающих определенное направление деятельности, которые без помощи и советов со стороны могут успешно самостоятельно выполнить необходимые задания. А также помочь руководителю убедиться в том, что выбранный кандидат полностью соответствует заявленным требованиям.

На примере юридической компании Объединенные Юристы можно видеть, как проводится дистанционная работа по подбору персонала, организация стажировки и принятие сотрудника в организацию, которая показывает хорошие результаты. Кандидаты с самодисциплиной и самодостаточностью, умеющие адаптироваться в различных сложившихся ситуациях и качественно выполнять необходимую работу, достигают своей цели.

https://www.ulc.ru/vacancies/

 

Браун Алёна,
менеджер по персоналу
группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Является ли медицинской лицензия на дезинфекцию? Кому и зачем она нужна? Нужен ли для неё врач?

Чтобы ответить на поставленные вопросы вначале необходимо разобраться с ключевыми терминами.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2013 № 131 (далее — СП 3.5.1378-03), даны определения понятиям дезинфекции, дезинфекционной деятельности и дезинфекционных мероприятий.

Дезинфекция – умерщвление на объектах или удаление с объектов
патогенных микроорганизмов и их переносчиков.

Дезинфекционная деятельность – работы и услуги, включающие разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг.

Дезинфекционные мероприятия – работы по профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация), а также по дезинфекции, предстерилизационной  очистке и стерилизации изделий медицинского назначения.

Согласно норме п. 3.1 СП 3.5.1378-03 «дезинфекционная деятельность включает: хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия».

При этом в норме п. 3.6.1 СП 3.5.1378-03 указано, что «дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий».

Разобравшись с терминами, обратимся к законодательству для выяснения вопроса о том, является ли лицензия на дезинфекцию медицинской.

Ст. 41 Конституции Российской Федерации гласит: «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь…».

В п. 2, ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано следующее определение: «охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи».

В абз. 14, ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано следующее: санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

В п. 1, ст. 29 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано: «В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан».

Из данной статьи следует, что своевременно и в полном объёме должны проводиться санитарно-противоэпидемические мероприятия, которые предусмотрены санитарными правилами, причём такие мероприятия проводятся как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках мероприятий, не относящихся к таковой деятельности. Законодательство устанавливает санитарные правила, в том числе и к дезинфекционной деятельности.

В п. 10, ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дано следующее определение: «медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

Так как согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, дезинфектология входит в перечень работ и услуг, составляющих подлежащую лицензированию медицинскую деятельность, наличие лицензии на нее является строго обязательным.

Таким образом, дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или в отдельности) являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями и включены в понятие «медицинская деятельность».

Следовательно, для осуществления дезинфекционной деятельности индивидуальные предприниматели или юридические лица, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием и лицензию на медицинскую деятельность по дезинфектологии.

Обязательность получения лицензии для осуществления дезинфекции подтверждается судебной практикой. Так определение Верховного Суда Российской Федерации № 309-КГ17-12073, вынесенное по делу А60-27966/2016 подтверждает такую необходимость.

Органом, выдающим лицензию в данном случае, является региональный Департамент или Министерство здравоохранения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 08.10.2015 № 707н к специалистам, осуществляющим деятельность по специальности «Дезинфектология» установлены следующие квалификационные требования:

уровень профессионального образования — высшее образование по специальности «Медико-профилактическое дело», подготовка в ординатуре по специальности «Дезинфектология»;
дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка по специальности «Дезинфектология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Эпидемиология».

Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н установлены требования к квалификации «Инструкторов дезинфекторов» и «Медицинских дезинфекторов».

В соответствии с требованиями данного приказа такие работники должны осуществлять свою деятельность под руководством врача-дезинфектолога. При этом, на должность «Инструктора дезинфектора» назначается работник, имеющий среднее профессиональное (медицинское) образование по специальности «Медико-профилактическое дело» и сертификат специалиста «Дезинфекционное дело» без предъявления требований к стажу работы; на должность «Медицинский дезинфектор» назначается работник, имеющий среднее профессиональное образование по профилю выполняемой работы без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку по направлению профессиональной деятельности не менее 3 месяцев без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, в случае, если вы планируете заниматься осуществлением работ по дезинфекции, то сначала вам будет необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора и только после этого, вы сможете подать документы на получение лицензии.

Грамотно подготовить заявление и необходимые для лицензирования документы Вам помогут опытные юристы.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-dezinfekciju-i-dezinsekciju-medicinskaja-licenzija-na-provedenie-dezinfekcionnyh-meroprijatij-dlja-borby-s-chlenistonogimi-medicinskaja-licenzija/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Телемедицина в России — маркетинговый ход или реальная услуга? Нормативно-правовое обеспечение телемедицины.

Сегодня многие интернет-проекты используют ставшее модным понятие телемедицины в качестве маркетингового хода для популяризации собственного ресурса. Количество медицинских онлайн-сервисов выросло в разы за последние пару лет, объём инвестиций превышает 2 миллиарда рублей в год, а количество пользователей с каждым годом в среднем увеличивается  на 20-30%. Мы можем наблюдать, как телемедицина в России из вспомогательной отрасли неуклонно превращается в самостоятельный рынок системы здравоохранения.

Особенно эта тенденция усилилась после принятия Федерального закона от 29.07.2017 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Данным законом были внесены изменения в ст. 36.2 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которая содержит нормы, регулирующие особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий.

В ч. 22, ст. 2 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даётся следующее определение понятию «телемедицинские технологии»: «информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента».

Для того, чтобы заниматься медицинской деятельностью с использованием телемедицинских технологий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо пройти процедуру получения лицензии. Эта процедура стандартна для всех медицинских организаций – как предоставляющих подобные дистанционные услуги, так предоставляющих медицинские услуг при физическом контакте врача и пациента.

С заявлением на получение лицензии в данном случае будет необходимо обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Медицинская организация, получившая соответствующую медицинскую лицензию, приобретает право оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), указанным в данной лицензии. Из этого следует, что оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как дополнительный способ выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий организуется и оказывается в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи. Об этом говорится в Приказе Минздрава РФ от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

В соответствии с ч. 12 вышеупомянутого Приказа, «телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:

  1. первичной медико-санитарной помощи;
  2. специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
  3. скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи;
  4. паллиативной медицинской помощи».

Телемедицинские технологии, согласно действующему законодательству, в целях оказания медицинской помощи могут использоваться в нескольких вариантах:

  1. консультации (консилиумы) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой;
  2. дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой для формирования заключения по результатам диагностических исследований;
  3. дистанционное взаимодействие медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями;
  4. дистанционный мониторинг за состоянием здоровья пациента.

В ч. 13 Приказа № 965н указано, что «медицинская помощь с применением телемедицинских технологий может оказываться в любых условиях: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента».

Однако есть и ряд ограничений в отношении применения телемедицинских технологий.

Например, помощь может оказываться только посредством Единой государственной информационной системы и только по тем услугам, на которые у организации есть лицензия, при условии, что она идентифицирована в этой системе.

Кроме того, как указано в ст. 91.1 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все медицинские работники должны быть внесены в специальный федеральный регистр.

Также и врачи, и пациенты должны быть идентифицированы через информационную систему, которая называется Единой системой идентификации и аутентификации.

Росздравнадзор и органы исполнительной власти могут проверить наличие регистрации в ЕГИСЗ (в Федеральном регистре) в рамках лицензионного контроля и, если будет обнаружено отсутствие данной регистрации, это будет расценено как грубое нарушение, влекущее административную ответственность.

Для медицинских работников законодательство предусматривает обязательное наличие усиленной квалифицированной электронной подписи, а для пациентов усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации. Это означает, что пациенты, не авторизованные в системе, попросту не смогут воспользоваться услугой.

Существуют и другие регуляторные ограничения. Например, врач не имеет права проводить первичный осмотр пациента, ставить диагноз и назначать первичный курс лечения удалённо. Помимо этого, обязательная аутентификация лишает пациентов права на анонимность.

Кроме ограничений, у медицинских организаций, применяющих телемедицинские технологии, существуют и особые обязанности. Так, из Письма Минздрава от 09.04.2018 № 18-2/0579 « О порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» следует, что на такие организации налагаются дополнительные требования. Одним из таких является требование выделить отдельную комнату, оснащённую необходимым компьютерным оборудованием, с посменным дистанционным консультированием врачей либо обеспечить каждый кабинет приёма врача компьютерным оборудованием.

В то же время, можно назвать и положительные составляющие для каждого из участников взаимодействия в процессе осуществления медицинской помощи с применением телемедицины.

Для пациентов, проживающих в регионах вдали от крупных медицинских центров, телемедицина может оказаться прекрасным способом получить консультацию, сэкономив на транспортных расходах.

Для других пациентов это единственная возможность получить консультацию у специалиста нужной квалификации.

Для категории нетранспортабельных пациентов – такой вид медицинской помощи, вообще может оказаться настоящим спасением.

Медицинские организации, применяющие телемедицинские технологии также во многом выигрывают,  снижая расходы, связанные с приглашением необходимых консультантов, экономя время на постановку диагноза и лечение, что позволяет снизить время нетрудоспособности пациента, предотвращает его инвалидизацию или смерть.

Формат консилиума с использованием телемедицинских технологий позволяет объединить специалистов разных профилей, находящихся в разных учреждениях на значительном расстоянии друг от друга.

Кроме того, медицинские организации успешно применяют телемедицинские технологии в целях обучения персонала, внедряя телеобучение, используя видеоконференцсвязь и возможность удалённого доступа к информационным ресурсам. Кстати, снижая при этом расходы на оплату командировок сотрудников, отправляемых на обучение для повышения квалификации.

Нельзя не сказать о преимуществах использования телемедицинских технологий для самого консультанта.

Консультантом обычно является медицинский специалист высшей квалификации, его рабочее время само по себе представляет большую ценность. Телемедицина позволяет сэкономить этот ценный ресурс, устраняя необходимость долгих переездов из одного пункта в другой для предоставления консультации.

Избежать возможных расходов телемедицинские технологии позволяют и страховым организациям. Например, в случае, если в договоре добровольного медицинского страхования, содержится пункт об обязанности оплатить консультацию в сложном случае, то страховая компания будет вынуждена оплачивать транспортировку пациента и медицинского работника сопровождающего его к месту консультирования.

На сегодняшний день телемедицина является одним из наиболее быстро развивающихся направлений в медицинском мире, с ежегодным ростом около 19 %.

Размер мирового рынка телемедицинских услуг к 2021 году по прогнозам аналитиков достигнет порядка 44 миллиардов долларов.

Для более глубокого и успешного внедрения телемедицинских технологий в России необходима работа в нескольких важных направлениях:

  1. обеспечение эффективной защиты персональной информации пациентов;
  2. обеспечение доступности интернет-связи в любой точке страны;
  3. привлечение к консультациям врачей – лидеров в своей области;
  4. тщательная доработка законодательной базы в области телемедицины.

В связи с появлением новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, постоянным внесением изменений и дополнений в них, специалистам необходимо провести проверку сложившегося порядка работы на соответствие действующему законодательству. В случае, если Ваша организация планирует предоставлять услуги в области телемедицины, обязательно получите соответствующую лицензию, а помогут Вам в этом опытные юристы.

https://www.ulc.ru/llitsenzirovanie-telemeditsiny-litsenziya-na-meditsinskuyu-deyatelnost-s-primeneniem-telemeditsinskikh-tekhnologiy-v-moskve-ili-moskovskoy-oblasti/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы