Опубликовано

Для каких медицинских осмотров нужна лицензия. Имеется ли общая лицензия на все осмотры.

Процедура медосмотра является для работников неизбежностью, а обеспечить все условия для её прохождения обязан работодатель. Медосмотр – это  форма контроля  состояния здоровья работников, позволяющая подтвердить их способность приступить к работе и выполнять должностные обязанности без риска для себя и окружающих.

На сегодняшний день нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок проведения медицинских осмотров, составляют следующие правовые акты: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ,  Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

В п. 1 ст. 46 ФЗ № 323-ФЗ дано определение понятия «медицинский осмотр»: «Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития».

В п. 2 данной статьи перечисляются виды существующих медицинских осмотров:

— «профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

— предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;

— предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

— послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».

В ч. 6 статьи указано, что законодательством могут быть установлены и иные виды медицинских осмотров.

Например, Приказом Минтранса от 22.04.2002 № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»» (далее ФАП) установлена необходимость проведения предполётных и послеполётных медицинских осмотров.

Согласно п. 1 Приложения к ФАП № 14 «допуск к полетам (управлению воздушным движением) по состоянию здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов Российской Федерации и диспетчеров управления воздушным движением осуществляется на предполетном (предсменном) медицинском осмотре в ходе предполетного (предсменного) контроля готовности к полетам». Предполетный медосмотр проводится медицинскими работниками гражданской авиации в помещении здравпункта организации гражданской авиации и направлен на своевременное выявление лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к выполнению полета, а диспетчеры УВД — к управлению воздушным движением.

Российским законодательством закреплена обязанность получения лицензии при осуществлении медицинской деятельности. Так, в соответствии с ч. 46, п. 1, ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» подлежит обязательному лицензированию.

В Постановлении от 16.04.2012 г № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» приводится Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Согласно Перечню медицинской деятельностью являются (а значит подлежат лицензированию) работы (услуги) по: предварительным и периодическим, предполетным и послеполетным, предрейсовым и послерейсовым, предсменным и послесменным, профилактическим медосмотрам.

Заметим, что эти виды указаны в Перечне как самостоятельные, поэтому и лицензии нужно получать на каждый из них в отдельности. Получить одну лицензию на все виды медосмотров сразу не получится.

Лицензирующим органом в данном случае является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соответствующие органы исполнительной власти субъектов. Например, в Москве это Департамент здравоохранения г. Москвы и Министерство здравоохранения Московской области.

Разобраться в особенностях процесса подготовки документов для подачи в лицензирующий орган для получения медицинской лицензии вам помогут опытные юристы.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-predrejsovye-medosmotry/

 

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Дистанционное или онлайн обучение можно вести только при наличии образовательной лицензии.

За последние десятилетия в связи с интенсивной компьютеризацией всех сфер деятельности человека заметно возросло количество и интерес к информации. Созданы огромные информационные базы для решения многообразных задач. Компьютеры используются для хранения, передачи и преобразования данных. Использование информационных технологий стало массовым, привычным стал обмен электронными документами.

Общество перешло в новую эпоху своего развития — теперь всё чаще звучит такое  понятие как «информационное общество».

В условиях изменившейся действительности процесс виртуализации образования в мире и в России в частности становится неизбежным. Возникают всё новые электронные образовательные интернет-ресурсы, благоприятствующие развитию непрерывного образования, программы дистанционного образования, оптимизирующие обучение.

В числе достоинств дистанционного образования — расширение возможностей предоставления образовательных услуг обучающимся, находящимся на различных территориях, распределённых по разным сегментам рынка, а также возможность гибкого планирования процесса обучения.

Неоспоримым плюсом является возникновение возможности доступа, как преподавателей, так и обучающихся к мировым базам научных данных, что выводит образование на качественно новый уровень.

Благодаря дистанционным технологиям  решается ещё одна задача – специалисты из отдалённых регионов России могут повысить уровень знаний, не выезжая в образовательные центры, сосредоточенные в основном в столице или региональных центрах.

Как следствие преобразований в области технологий, меняется и законодательство в сфере образования.

В настоящее время лицензирование в области образования урегулировано следующими нормативными актами: ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (далее Положение).

Для осуществления образовательной деятельности на территории «Сколково», а также на территориях инновационного научно-технологического центра и международного медицинского кластера приняты отдельные законодательные акты, устанавливающие особый порядок.

Чтобы разобраться в вопросе, определимся со значением некоторых основных терминов.

В ч. 1 ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ указано, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Далее в том же пункте читаем: «…Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Возможность использования дистанционных образовательных технологий предусмотрена при всех формах получения образования или их сочетании, а так же при проведении разных видов занятий (учебных, лабораторных, практических) и практик (кроме производственной практики), при осуществлении текущего контроля обучающихся и их промежуточной аттестации.

Надо учитывать, что электронное обучение является лишь одним из способов освоения образовательной программы, как правило, не единственным, при котором контакт преподавателя и обучающегося сохраняется. Дистанционное образование осуществляется путём интенсивного использования информационно-телекоммуникационных сетей, когда такой контакт практически нивелируется.

Нужно понимать, что несмотря на очевидные особенности при реализации образовательных программ, в соответствии с законодательством, дистанционное обучение и дистанционное образование не являются ни формой получения образования, ни формой обучения. Тем не менее, по своей сути такие услуги являются образовательной деятельностью.

В соответствии с п. 40 ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ «образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»)» подлежит лицензированию». Поэтому, если вы намерены предоставлять образовательные услуги дистанционным способом, то обязательно позаботьтесь о том, чтобы своевременно получить соответствующую образовательную лицензию.

Нужно помнить и учитывать, что Минобрнауки РФ утверждает перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Лицензия выдаётся Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки либо соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В Москве таким органом является Департамент образования и науки города Москвы, в Московской области – Министерство образования Московской области.

Заявителями на получение образовательной лицензии могут выступать юридические лица (образовательные организации и организации, осуществляющие обучение), а также индивидуальные предприниматели, за исключением тех, которые ведут образовательную деятельность непосредственно, то есть обучают лично, не привлекая других специалистов.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, определены в п. 4 Положения. Например, к числу общих требований относятся следующие: документально подтвердить наличие на законном основании необходимых помещений и материально-технического обеспечения, предоставить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии помещений санитарным правилам, квитанцию об уплате госпошлины, подтвердить наличие разработанных и утверждённых организацией образовательных программ и т.д.

Однако устанавливается и дополнительное требование: наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Это особое требование изложено в пп. «а», п. 5 Положения: «наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

Так как в случае обучения по образовательным программам с применением электронного обучения или дистанционно, обучающийся лично не посещает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, то с целью исключения возможных споров, в связи с определением места осуществления образовательной деятельности, законодательство устанавливает императивное правило. Так, согласно п. 4 ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ: «При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся».

Стоит отметить, что у соискателя лицензии, намеревающегося осуществлять дистанционное обучение, согласно законодательству, должно быть в наличии помещение для размещения в нём необходимой компьютерной техники и санитарно-эпидемиологическое разрешение на него. При этом к количеству комнат и их площади определённых требований не установлено.

Не стоит пытаться предоставлять образовательные услуги, предварительно не получив образовательную лицензию — закон установил административную и уголовную ответственность за такое нарушение.

Конечно, получение лицензии на осуществление дистанционного обучения для новичка дело нелёгкое – слишком много тонкостей, требующих большого объёма специальных знаний.

Подготовить заявление и необходимые документы для подачи в лицензирующий орган для получения лицензии на осуществление дистанционного обучения вам помогут опытные юристы.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Что требуется для успешного лицензирования дополнительного образования детей и взрослых.

В современном мире дополнительное образование стало неотъемлемой частью жизни большинства людей. Одним оно служит для приобретения новых знаний, умений и навыков для личностного роста и раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности, другим – для того, чтобы просто провести время, совместив приятное с полезным, интересно и эффективно потратить свободные часы.

Правовую базу, регулирующую отношения в области дополнительного образования составляют следующие правовые акты: ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности») (далее Положение).

Отдельными законодательными актами устанавливается порядок осуществления образовательной деятельности на территории «Сколково», а также на территориях инновационного научно-технологического центра и международного медицинского кластера.

В ст. 2 ФЗ №273-ФЗ в целях верного толкования и понимания норм закона, даны точные определения основных понятий, таких как «образование», «обучение», «образовательная программа», «общее образование», «дополнительное образование», образовательная деятельность», «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение», «организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Ниже приведём определения упомянутых в данной статье терминов, так как в них стоит внимательно вчитаться.

П. 1: «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

П. 3: «обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»;

П. 9: «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

П. 11: «общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».

П. 14: «дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

П. 17: «образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ».

П. 18: «образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана».

П. 19: «организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

П. 20: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

К дополнительным образовательным программам в соответствии с п. 4, ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ относятся:

— «дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

— дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки».

В ФЗ № 273-ФЗ дополнительному образованию детей и взрослых посвящена ст. 75.

В п. 1 упомянутой статье говорится о цели такого образования: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей».

Из содержания остальных пунктов ст. 75 ФЗ 273-ФЗ можно вывести следующее.

Дополнительные общеразвивающие программы созданы как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта предусмотрены только для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица, при этом к уровню их образования не предъявляются какие-либо требования, если иное не обусловлено особенностями самой образовательной программы.

Принципы, определяющие содержание программ различаются.

Так, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание же дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В соответствии с п. 40, ст. 12 ФЗ № 273-ФЗ «образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»)» подлежит лицензированию.

Помимо этого в Перечне образовательных услуг по реализации образовательных программ, являющемся приложением к Положению в п.п. 16 и 17 «реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ» и «реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных предпрофессиональных программ» указаны как образовательные услуги, оказание которых, в соответствии с п. 3 Положения, требует получения лицензии.

Согласно п. 2 Положения полномочиями по лицензированию образовательной деятельности наделены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лицензирующие органы различаются по территориальному признаку, поэтому заявление на получение лицензии необходимо направлять в уполномоченный орган субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность по обучению детей и взрослых. Например, в Москве это Департамент образования и науки города Москвы, а в Московской области – Министерство образования Московской области.

Заявителями на получение лицензии на дополнительное образование детей и взрослых могут быть юридические лица — образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением тех, которые ведут образовательную деятельность непосредственно, то есть обучают сами.

Лицензия на дополнительное образование нужна различным школам искусств, спортивным секциям, кружкам по интересам, организациям, проводящим разного рода лекции, тренинги, семинары, мастер-классы, организующим всевозможные курсы.

Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии, определены в п. 4 Положения. Наряду с общими требованиями, такими как необходимость предоставления документов, подтверждающих наличие на законном основании необходимых помещений и материально-технического обеспечения, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений санитарным правилам, квитанции об уплате госпошлины и т.д., к соискателю данного вида лицензии предъявляются и особые требования. К таким требованиям относятся в частности требования о наличии разработанных и утверждённых организацией образовательных программ, безопасных условий обучения, воспитания, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами и требованиями. Кроме того, необходимо наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Лицензия на дополнительную образовательную деятельность является бессрочной. За оказание услуги по выдаче лицензии взимается государственная пошлина в порядке и размере, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Принятие Рособрнадзором решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии, осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приёма заявления и прилагаемых к нему документов. 

Согласно п. 34 Административного регламента Рособрнадзора: «Рособрнадзор принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

— лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции Рособрнадзора;

— для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ не вправе реализовывать;

— наличие у лицензиата неисполненного предписания Рособрнадзора;

 — соискателем лицензии или лицензиатом не представлены в Рособрнадзор надлежащим образом оформленные заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии  и (или) прилагаемые к нему документы,  а также недостающие документы в тридцатидневный срок со дня получения уведомления Рособрнадзора о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют».

Несмотря на все формальности и сложности, с которыми соискатели могут столкнуться в процессе оформления лицензии, получить её всё же придётся. Закон установил административную и в некоторых случаях даже уголовную ответственность за осуществление дополнительной образовательной деятельности без лицензии.

Помочь подать заявление и необходимые документы в лицензирующий орган для получения лицензии на дополнительное образование и гарантировано получить лицензию вам помогут опытные юристы.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-dopolnitelnogo-obrazovanie-detej-vzroslyh-Moskva-Moskovskaja-oblast-licenzija-na-dopolnitelnoe-obrazovanie-licenzija-na-DO/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Чем отличается повышение квалификации от переподготовки.

Практически каждый дипломированный профессионал хотя бы один раз в своей профессиональной деятельности сталкивается с необходимостью приобретения новых навыков, смежных профессий, в повышении квалификации или переподготовке. Эта необходимость обусловлена естественным желанием развиваться, интересом к возникающим новым перспективным направлениям и профессиям, желанием работать в разных областях, получить должность руководителя или повышение заработной платы.

Высокая конкуренция на рынке труда диктует свои правила, требуя от работника универсальности и гибкости. К тому же многие должности, особенно руководящие, находятся на стыке нескольких профессий и без освоения новых знаний в таком случае просто не обойтись.

Каким образом определиться с выбором формы для саморазвития? Какие варианты дополнительного образования существуют для работника, уже имеющего профессию?

В п. 1 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) дано определение понятию «дополнительное профессиональное образование»: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды».

В п. 1 ст. 73 данного Закона определена суть понятия «профессиональное обучение»: «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования».

При этом в качестве видов дополнительного профессионального образования для лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего ст. 76 Закона установлены два вида: «Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)».

В п. 2 и 3 ст. 73 Закона даны определения понятиям «профессиональная переподготовка» и «повышение квалификации»:

— «Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности;

— «Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня».

Кроме того в п. 4 и 5 ст. 76 Закона раскрывается сущность таких программ:

— «Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

— Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».

Перечень профессий рабочих, должностей служащих по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждает Министерство образования РФ.

Пройти обучение по одной из дополнительных профессиональных программ могут лица либо, уже имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, либо только получающие их.

Необходимость получения дополнительного профессионального образования в соответствии с Трудовым Кодексом РФ определяет работодатель. Так, в абз. 1, ст. 196 указано: «Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель».

А в абз. 2 той же статьи определен и порядок направления: «Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».

Периодичность прохождения курсов повышения квалификации регламентируется Трудовым кодексом РФ, профессиональными стандартами, приказами и распоряжениями ведомств, трудовым или коллективным договором, локальными актами организации.

Для большинства профессий законодатель установил обязанность прохождения курсов повышения квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Из этого правила есть исключения. Например, один раз в три года повышение квалификации должны пройти педагогические работники, судьи, государственные гражданские служащие, оценщики, бухгалтеры и др., а для аудиторов периодичность составляет один раз в 12 месяцев.

Все сведения об образовании, профессии и специальности на основании соответствующего приказа работодателя вносятся в трудовую книжку работника. Согласно пп. «б», п. 9 «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»: «В трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения о работнике:

— образование, профессия, специальность — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки)».

В соответствии с п. 10, ст. 76 Закона: «Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ».

Точное значение понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» мы находим в ст. 195.1. ТК РФ:

— «Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;

— Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».

Установленные к квалификации работника требования и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями.

Работник может получить дополнительное профессиональное образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве. Дополнительная профессиональная программа может быть реализована полностью или частично в форме стажировки. Обучение можно осуществить и в форме самообразования.

Длительность обучения зависит от программы, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных стандартов и требований самой образовательной организацией, а также может быть определена договором об образовании. Профессиональная переподготовка — более длительный, а соответственно и более дорогостоящий процесс по сравнению с программами повышения квалификации.

В соответствии с п. 14, ст. 76 Закона: «Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно».

П. 16 ст. 76 определена форма документа, выдаваемого по итогу обучения: «Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке».

Итак, сравнивая два вида дополнительного профессионального обучения, несмотря на кажущуюся близость понятий, можно выявить ряд существенных отличий.

Цель повышения квалификации состоит в получении новой компетенции или повышении профессионального уровня в рамках приобретённой ранее квалификации. Цель переподготовки – в получении компетенции для выполнения иного вида профессиональной деятельности, в приобретении дополнительной новой квалификации.

Продолжительность обучения по программам переподготовки значительно более существенная по сравнению с длительностью программ повышения квалификации.

Цена обучения на курсах повышения квалификации ниже, чем прохождение  переподготовки.

Различаются и итоговые документы: по окончании обучения по программе повышения квалификации выдаётся удостоверение, а прохождение переподготовки подтверждается дипломом государственного образца.

Отличается также и статус специалиста: повышение квалификации даёт работнику возможность выполнять свои обязанности на более высоком уровне, чем прежде, а переподготовка открывает перспективу реализации в другом, новом виде деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что обучение работника выгодно как самому работнику, так и его работодателю, так как помогает избежать возможных проблем с государственной инспекцией по труду, осуществляющей контроль и надзор за соблюдением Трудового кодекса РФ.

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Мораторий на выдачу медицинских сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста. Обзор основных положений Приказа Минздрава № 327н.

В условиях, сложившихся в стране из-за сложной эпидемиологической ситуации, Правительство Российской Федерации приняло решение об изменении порядка продления сроков лицензии в 2020 году. Правительством было выпущено Постановление от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее Постановление № 440).

В свою очередь, руководствуясь данным Положением Правительства, Минздрав РФ издал Приказ от 14 апреля 2020 г. № 327н «Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста» (далее Приказ № 327н).

В п. 3 Приказа № 327н указано следующее: «Продлить срок действия сертификатов специалиста на 12 месяцев при истечении срока их действия в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».

Эта норма означает, что сертификаты медицинских работников, срок действия которых истекает после 6 апреля 2020 г. (дата вступления в силу Постановления Правительства № 440), продлеваются на 12 месяцев с даты окончания срока их действия. При этом получение нового сертификата специалиста или какие-либо другие действия по продлению срока имеющегося сертификата со стороны медицинских и фармацевтических работников не требуются. Отметим ещё раз, что это касается только тех, у кого срок сертификата истёк именно 6 апреля 2020 года или позже, у кого раньше – нет.

В случае, если после изучения Приказа № 327н остаются вопросы, необходимо ознакомиться с изданным Минздравом 24 апреля 2020 г. разъяснением, в котором даются подробные комментарии к пунктам данного нормативного акта.

Из разъяснения, например, становится очевидным ответ на спорный вопрос о том, является ли мораторий запретом на выдачу сертификатов или правом на некую отсрочку прохождения сертификации? Теперь точно известно, что мораторий означает запрет на выдачу разрешительных документов. Кроме того он распространяется не только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации, но также и на проведение процедур сертификации и аккредитации.

Так, в п. 1 разъяснений указано: «…в срок до 1 января 2021 г. проведение процедур аккредитации специалистов и сертификационного экзамена (включая подачу заявления и документов для прохождения указанных процедур, рассмотрение поданных документов, прохождение указанных процедур специалистами, проведение заседаний соответствующих комиссий и подкомиссий) нецелесообразно в связи с тем, что выдача свидетельств об аккредитации специалиста и сертификатов специалиста по итогам проведения данных процедур осуществляться не будет, а возможность осуществления профессиональной деятельности без указанных документов установлена пунктом 1 приложения к приказу № 327н».

Отсюда ясно, что возможность продлить сертификат на данный момент отсутствует независимо от используемой формы обучения. После 1 января 2021 года продлений действия сертификатов больше не будет, и все медицинские работники обязаны будут пройти процедуру аккредитации в установленном порядке.

Приказом определены случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста.

В частности, допуск к такой деятельности будет осуществляться по определённой специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, если в наличии имеется документ об образовании и такое образование соответствует установленным квалификационным требованиям по данной специальности.

Так же будут допускаться студенты, обучающиеся по программам высшего медицинского образования (уровня ординатуры) по одной из специальностей укрупнённой группы специальностей «Клиническая медицина», в случае если ими будет пройдено обучение по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов), при условии трудоустройства на должность врача-стажера и осуществления деятельности  под контролем врача-специалиста.

Помимо вышеперечисленных категорий, к работам будут допущены и лица, обучающиеся на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина», в случае, если пройдено обучение по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов), трудоустройство осуществляется на должность специалиста со средним медицинским образованием и деятельность производится под контролем старшей медицинской сестры.

Ещё одна категория лиц, которые получат допуск к работам: лица, имеющие медицинское образование, но не работавшие по специальности более пяти лет, в случае, если пройдено обучение по краткосрочным дополнительным профессиональным программам (не менее 36 часов), трудоустройство осуществляется на должность врача-стажера (для специалистов с высшим медицинским образованием) или должность специалиста со средним медицинским образованием (для специалистов со средним медицинским образованием) и с условием осуществления деятельности под контролем врача-специалиста или старшей медицинской сестры (для специалистов со средним медицинским образованием).

В рассматриваемом нормативной акте особо оговаривается возможность работы с зараженными COVID-19. Приказом № 327н устанавливается возможность оказывать медицинскую помощь пациентам, заразившимся новой коронавирусной инфекцией, посредством привлечения медицинских работников с несовпадающим профилем специальности. Для того чтобы быть допущенным к такой работе, медицинский работник должен будет предварительно пройти обучение по краткосрочным дополнительным профессиональным программам, продолжительностью не менее 36 академических часов.

Можно не без основания предположить, что в 2021 году цены на получение дополнительного образования для медицинских работников повысятся, так как желающих воспользоваться услугой станет намного больше. Пока же организации дополнительного профессионального образования делают потребителю различные привлекательные антикризисные предложения.

https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/ 

https://www.ulc.ru/obrazovatelnaja-licenzija/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Разрешена дистанционная продажа лекарств по телефону и онлайн через интернет.

Правительство Российской Федерации урегулировало вопросы продажи лекарств дистанционным способом — онлайн или по телефону.

С 18 мая 2020 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом» (далее «Постановление»).

Теперь в соответствии с п. 2 Постановления «Дистанционным способом может осуществляться розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее — лекарственные препараты), за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов».

В соответствии с п. 3 Постановления «осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом включает в себя прием, формирование, хранение и доставку заказов на лекарственные препараты, а также отпуск лекарственных препаратов».

Покупатель имеет право расплатиться за заказ по собственному выбору – в наличной либо безналичной форме, совершить предоплату или оплатить непосредственно в момент получения товара.

Согласно п. 17 Постановления «Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи аптечной организацией покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения аптечной организацией сообщения о намерении покупателя приобрести лекарственные препараты.

При оплате лекарственного препарата покупателем в безналичной форме (за исключением оплаты с использованием банковской карты) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара».

Согласно п. 22 Постановления «отпуск лекарственных препаратов, доставляемых покупателю, осуществляется в соответствии с Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации».

Постановлением определено кто именно получит право вести розничную торговлю лекарствами дистанционно.

Так п. 5 Постановления установлено: «Розничная торговля лекарственными препаратами дистанционным способом осуществляется аптечными организациями (за исключением индивидуальных предпринимателей), имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с указанием выполняемой работы (оказываемой услуги) по розничной торговле лекарственными препаратами и владеющими такой лицензией не менее одного года…».

Как мы видим, индивидуальные предприниматели не допускаются законодателем к такому виду деятельности.

Кроме того, из того же пункта следует, что компания должна иметь целую сеть аптек на территории России, а именно «не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности». Также у аптечной организации должны быть в наличии специально оборудованные помещения для хранения сформированных заказов, сайт или мобильное приложение, электронная система платежей и (или) мобильных платёжных терминалов и собственная курьерская служба, имеющая специализированное оборудование, или договор с такой службой.

Выдачу разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Заявление и необходимые документы аптечная организация может направить в орган посредством сети «Интернет» или мобильного приложения. Заявление и документы, предоставляемые в электронной форме, должны быть подписаны и заверены усиленной квалифицированной подписью.

Срок выдачи разрешения составляет пять рабочих дней со дня поступления в территориальные органы Росздравнадзора надлежащим образом оформленного заявления с приложением документов (сведений), подтверждающих соответствие аптечной организации установленным требованиям. В случае отказа в выдаче разрешения, Росздравнадзор в течение трёх дней направляет соответствующее уведомление с обоснованием причин отказа.

Федеральная служба ведёт Реестр выданных разрешений с указанием сайтов аптечных организаций в сети «Интернет», который размещается на её официальном сайте.

Взимание платы за предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом не предусмотрено.

В случае обнаружения в интернете онлайн-магазинов, которые осуществляют продажу лекарств без необходимой лицензии, такие сайты будут внесены в реестр запрещенных и блокированы.

В целом нормы Постановления призваны поспособствовать повышению уровня доступности лекарственных препаратов для граждан и развития дистанционной торговли лекарствами, что сейчас, в условиях карантина, стало особенно важно.

https://www.ulc.ru/razreshenie-na-distancionnuju-torgovlju-lekarstvennymi-preparatami-prodazha-lekarstv-onlajn-internet-telefon/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Маркшейдерская лицензия Ростехнадзора – как её получить?

Маркшейдерские работы — одни из самых сложных геодезических работ, которые проводятся на каждом этапе освоения, эксплуатации, планирования и строительства любого подземного сооружения. В городе без привлечения маркшейдера не обойтись при планировке и строительстве многоуровневых зданий, подземных парковок и переходов. Без маркшейдера невозможно производить разработку любого вида месторождений полезных ископаемых, добываемых шахтным методом.

Слово «маркшейдер» пришло в русский язык из немецкого. Образовано оно из двух слов, обозначающих «граница» и «отделять, разделять». Буквальный перевод звучит как «границы разделяющий». Эта профессия известна с древних времен. В России эксперты горного дела, способные контролировать правильность геодезических расчетов и измерений, впервые понадобились в период правления Петра I.

Специальности маркшейдера и геодезиста, в обязанности которых входят инженерные работы и проектирование, очень часто путают. Несмотря на родственность, эти профессии имеют существенные отличия.

Геодезист – инженер, исследующий местность и составляющий систему координат. На основе геодезической опорной сети составляется проект сооружений и зданий.

Маркшейдер же исследует подземное пространство, составляет точное геометрическое описание расположения горных пород, грунтовых вод и полезных ископаемых.

В соответствии с п. 42, ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» производство маркшейдерских работ подлежит лицензированию.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензию на производство маркшейдерских работ уполномочен выдавать Ростехнадзор.

Помимо уже упомянутых актов, регламентирующими выдачу лицензии на маркшейдерские работы, являются также: Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», «Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ», утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. № 257.

Кроме того, в своей деятельности Ростехнадзор руководствуется и другими законодательными актами, например, ФЗ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с законодательством маркшейдерские работы имеют право производить как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 «Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ» лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:

пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации;
наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ;
ведение горной графической документации;
учет и обоснование объемов горных разработок;
определение опасных зон горных разработок, а также мер по охране горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами, проектирование маркшейдерских работ.

Согласно п. 4 данного Положения лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) являются:

наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности «маркшейдерское дело» (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности «маркшейдерское дело» (высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки с получением квалификации по указанной специальности), удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ), и стажа работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

организация производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при ведении горных работ в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и установленными требованиями в области производства маркшейдерских работ (в случае если соискатель лицензии является недропользователем);
наличие оборудования, приборов и средств измерений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих лицензируемую деятельность, не реже 1 раза в 3 года.

В п. 5 Положения приведены и другие особые требования к лицензиату, например: «допуск к выполнению работ, составляющих лицензируемую деятельность, лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, в соответствии с пунктом 1 части пятой статьи 24 Закона Российской Федерации «О недрах», а также «осуществление измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку и калибровку в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений»» и др.

Срок выдачи лицензии на маркшейдерские работы составляет 45 дней – в течение этого времени лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений. Действие лицензии бессрочно.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в представленных соискателем лицензии заявлении
о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Федерального закона
от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Маркшейдерская деятельность – очень ответственная работа, связанная с возведением огромных подземных сооружений, разработкой и прокладкой инженерных коммуникаций и т.п. Ошибки в расчётах в такой работе могут привести к катастрофическим последствиям и даже человеческим жертвам. Поэтому законодатель устанавливает строгие лицензионные требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, производящим такие работы, а за ведение такой деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность в соответствии с «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Процесс подготовки множества необходимых документов для получения лицензии на производство маркшейдерских работ довольно сложен и требует тщательной и кропотливой работы, которую лучше предоставить опытным юристам.

https://www.ulc.ru/licenzirovanie-markshejderskih-rabot/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

Достойные кандидаты на вакансию юриста – залог успеха юридической компании.

В связи с распространением CoViD-19 многие организации перешли на дистанционный режим работы.  На основание данной ситуации юридическая компания Объединенные юристы также работают удаленно. Дистанционная работа – это новая форма трудовых отношений.
На данный момент времени в компании есть открытые вакансии, которые необходимо заполнить достойными сотрудниками.

Для того чтобы закрыть вакансию, необходимо провести встречи с несколькими кандидатами.  Также как HR-специалист выбирает кандидатов, кандидаты выбирают наиболее подходящего работодателя.

Закрытие вакансии почти всегда предполагает поиск подходящих кандидатов в Интернете. Для того чтобы пригласить соискателя на собеседование, ему нужно отправить приглашение, в котором максимально заинтересовать его прийти на интервью.

Приглашение на собеседование считается своеобразной визитной карточкой компании. Любая организация может по-своему оформить его, общепризнанных стандартов в этом вопросе нет.

Наша компания занимается поиском соискателей на различных кадровых сайтах, таких как, hh.ru, zarplata.ru, joblab.ru и т.д. Менеджер по персоналу изучает кадровые сайты, находит потенциальных соискателей, изучает резюме тех кандидатов, которые оставили отклик на открытую вакансию.

В нашей компании есть ряд требований для потенциального сотрудника. При изучении различных резюме менеджер по персоналу руководствуется ими.
При проведении подбора персонала выполняется ряд действий, а именно, анализ резюме и анкетных данных кандидатов и отбирает тех, которые соответствуют «формальным» требованиям, таких как, образование, профессиональная подготовка,  стаж работы, последовательность и обоснованность смены мест работы, отсутствие длительных перерывов в трудовой биографии и т.п.

Полученные резюме разделяются на три группы: «соответствующие», «условно соответствующие», «не соответствующие». В первую очередь к прохождению дальнейших отборочных процедур привлекают кандидатов, чьи данные и характеристики максимально соответствуют требованиям.

После тщательного изучения резюме, личности кандидата посредствам анализа документов, соискателю направляется приглашение на индивидуальное отборочное интервью, целью которого является определение уровня квалификации кандидата, степень его соответствия требованиям предлагаемой вакансии, выяснить, насколько он мотивирован работать в данной должности и в данной компании, оценить, насколько легко ему будет адаптироваться к условиям работы, сможет ли он вписаться в коллектив.

Сотрудника найти несложно, трудно найти подходящего человека для данной конкретной должности в поставленные сроки. Подходящего — значит отвечающего всем твоим поставленным критериям: компетентность, стремление и готовность работать, опыт работы и другие требования, выставляемые руководителями, исходя из своих желаний и специфики работы.

После индивидуального отборочного интервью с потенциальным сотрудником проводится тестирование. Кандидату предлагается заполнить биографическую анкету, в которой кандидат более подробно, чем в резюме, описывает себя, свои достижения, свои желания. Цель биографической анкеты – более полное раскрытие личности потенциального сотрудника.
Также кандидату предлагается заполнить два теста. Первый тест по русскому языку, целью которого является, определения уровня знания правил правописания. Это необходимо для того, чтобы понять насколько будущий юрист сможет грамотно составлять необходимые в его работе документы. Второй тест, предлагаемый для заполнения потенциальным соискателям, на логику. Должность юриста – логическая должность. В процессе работы возникает очень много ситуаций, которые требуют незамедлительно решения, неординарные ситуации, требующие неординарных решений. Юрист должен мгновенно адаптироваться к возникающим ситуациям и находить решения для них. Также кандидату предлагается ознакомиться с трудовым договором организации.

Следующим шагом после успешного прохождения индивидуального отборочного интервью кандидату предлагается пройти стажировку по специализации, в которой ему хотелось проявить себя в нашей компании.

Программа стажировки содержит два блока. Первый блок – обучающий, в нем прописаны шаги, этапы выполнения работы, обучение работы в различных программах и системах. Второй блок – практический, в котором предлагается выполнить задания, необходимые для успешной дальнейшей работы в организации, а также для того, чтобы проверить умение управлять документами, умение понимать задания, а также выявить кандидатов с высокой самодисциплиной и личной ответственностью, умеющие адаптироваться в различных сложившихся ситуациях и качественно выполнять необходимую работу.

После успешного прохождения стажировки кандидату предлагается работа в организации. На данном этапе происходит повторное обсуждение трудового договора, должностных инструкций и всех интересующих нюансов юриста и работодателя. После утверждения и подписания трудового договора юрист становится полноправным сотрудником юридической компании Объединенные юристы.

В заключении хотелось бы отметить, что все выполненные шаги, которые описаны выше помогают менеджеру по персоналу, руководителю, а также организации в целом обрести достойного сотрудника. Подбор и отбор персонала — одни из самых главных функций менеджмента. Чтобы организация заработала, в нее нужно привести людей. Чтобы организация работала хорошо надо среди этих людей отобрать хороших специалистов. Это все требует очень много труда и нервов, но дальнейшее функционирование организации зависит именно от того, кого в нее приведут, и кто в ней будет работать. Наличие в команде высокопрофессиональных людей даст возможность компании стать более эффективной.

https://www.ulc.ru/vacancies/

 

Браун Алёна,
менеджер по персоналу
группы Объединенные Юристы

 

Опубликовано

Лицензирование зоопарков и цирков — это новая и хорошая тенденция.

Компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с содержанием и использованием животных в зоопарках, ранее могли вести свой бизнес без оформления лицензии. Но с принятием Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого вступили в силу с 01.01.2020 года,  ситуация несколько изменилась.

В п. 9 ст. 15 данного закона указано: «Деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В ст. 25 ФЗ № 498-ФЗ указано следующее: «Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»… дополнить пунктом 54 следующего содержания:

«54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.».

Кроме того в Приложении к Положению «О лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах», утверждённом Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 г. №1938, содержится Перечень работ, составляющих деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах, в п. 1 которого, в качестве одного из вида работ указано «содержание и использование животных в зоопарках».

В ст. 3 ФЗ № 498-ФЗ даны основные термины, точное понимание которых необходимо для правильного применения закона.

Так в п. 1 упомянутой статьи указано: «владелец животного (далее также — владелец) — физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании».

В п. 7 той же статьи указано: «использование животных в культурно-зрелищных целях — использование животных при осуществлении деятельности в области культуры, отдыха и развлечений (в том числе в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах), на выставках животных, в спортивных соревнованиях, в процессе производства рекламы, при создании произведений кинематографии, для производства фото- и видеопродукции, на телевидении, в просветительской деятельности, в целях демонстрации (в том числе в местах розничной торговли, местах оказания услуг общественного питания)».

В п. 8 говорится о «месте содержания животного»: «место содержания животного — используемые владельцем животного здание, строение, сооружение, помещение или территория, где животное содержится большую часть времени в течение суток».

В п. 9 раскрывается понятие «обращение с животными»: «обращение с животными — содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье».

В абз. 7 п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2019 г. № 1937 «Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию» дано определение самому понятию «зоопарк»: «зоопарк» — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие на постоянной основе деятельность по демонстрации животных, содержащие зоологическую коллекцию, способствующие сохранению видов животных посредством экологического просвещения, сбора и распространения информации о животных, рекреации и проведения исследований. Указанное понятие применяется в отношении парков животных, сафари-парков, парков птиц, аквариумов и специализированных коллекций (коллекции живых беспозвоночных, рыб, амфибий, рептилий, птиц, млекопитающих).

В соответствии с ч. 5 п. 1 ст. 5 ФЗ № 498-ФЗ «установление требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию», а также установление «перечня случаев, при которых допускается использование животных в культурно-зрелищных целях вне мест их содержания или за пределами специально предназначенных для этого зданий, сооружений, а также на необособленных территориях» относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В п. 2 ст. 5 указано, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти «осуществляют лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах». А в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию данного вида деятельности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В п. 3 вышеупомянутого Положения «О лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах» указано: «Лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору».

Нормы ФЗ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» призваны оградить животных от негуманного обращения. Так, в ст. 4 данного закона сформулированы основные принципы обращения с животными:

«1) отношение к животным как к существам, способным испытывать эмоции и физические страдания;

2) ответственность человека за судьбу животного;

3) воспитание у населения нравственного и гуманного отношения к животным;

4) научно обоснованное сочетание нравственных, экономических и социальных интересов человека, общества и государства».

Для обеспечения применения данных принципов на практике, законодательством установлены строгие лицензионные требования.

В п. 7 Положения «О лицензировании деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах» указано: «Осуществление деятельности по содержанию и использованию животных с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных настоящим Положением, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных статьей 11 и частями 4 — 6 и 8 статьи 15 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подпунктом «а», «б» и абзацем третьим подпункта «в» пункта 6 настоящего Положения».

Приведём содержание некоторых норм, на которые даётся ссылка в Положении.

Частями 4, 5, 6 ст. 15 ФЗ № 498-ФЗ устанавливается:   

«4. Осуществление деятельности, предусматривающей использование животных в культурно-зрелищных целях, основной целью которой является предоставление зрителям или посетителям физического контакта с животными, не допускается.

5. В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей или посетителей с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступной для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ.

6. Применение лекарственных препаратов для ветеринарного применения и иных веществ, причиняющих вред здоровью животных, в целях повышения эффективности использования животных в культурно-зрелищных целях не допускается».

Далее в ч. 8 ст. 15 ФЗ № 498-ФЗ предусмотрено: «Если дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, владелец животного обязан обеспечить его содержание до наступления естественной смерти животного или передать его на содержание физическим или юридическим лицам либо в приют для животных».

Нельзя не упомянуть, что законодатель позаботился не только о животных, содержащихся в зоопарках, но и о предупреждении несчастных случаев с посетителями таких мест. Так, в п. 2 ст. 10 ФЗ № 498-ФЗ указано: «Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей».

Необходимо помнить, что в соответствии с п. 4 ст. 27 ФЗ № 498-ФЗ: «Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2022 года. После 1 января 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

В целом анализ ФЗ № 498-ФЗ позволяет надеяться на то, что введённые нормы значительно изменят неблагополучную ситуацию в зоопарках, владельцы которых в своих представлениях и действиях далеки от хоть сколько-нибудь гуманного отношения к нашим меньшим братьям. Во всяком случае, с принятием данного закона, в этом направлении наметилась положительная тенденция.

Поэтому, во избежание проблем с контролирующими органами, владельцам зоопарков и цирков необходимо будет оформить лицензию на их деятельность, а помогут в этом опытные юристы.

https://www.ulc.ru/litsenzirovanie-deyatelnosti-zooparkov-i-tsirkov-litsenziya-na-deyatelnost-zooparka-ili-tsirka-v-moskve-ili-moskovskoy-oblasti/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы

Опубликовано

С каким спиртом спиртосодержащая продукция нуждается в лицензировании.

Слово «спирт» заимствовано из английского языка и происходит от слова «spirit», что в переводе означает «душа», «испарения». Этимологически слово берёт начало в латинском языке, где «spiritus» это «дыхание», «душа», а выражение «spiritus vini» обозначало «винный дух».

Спирты – это категория веществ, которые имеют различный химический состав и различные физические свойства.

С точки зрения химии спирты – группа сложных органических веществ, в составе которых обязательно присутствует одна или несколько гидроксильных групп (-ОН).

С физической точки зрения, спирт – летучая, легко воспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом и вкусом.

Спирты производят различными способами, включая синтез.

Самый известный и популярный этиловый спирт получают методом дистилляции перебродивших сырых веществ, содержащих крахмал или сахар. В качестве сырья для получения этилового спирта используют: фрукты (виноград, яблоки, сливы); зерно (пшеница рожь, ячмень, кукуруза); овощи (картофель, свекла).

Следует отметить, что в гражданском обороте редко используют химическое наименование спиртов. Чаще всего используют потребительское наименование.

Этиловый спирт (этанол) – единственная разновидность спирта, полностью пригодного для внутреннего употребления человеком. Он классифицируется в зависимости от сырья, из которого его получают, а также от технологии производства и качества очистки. Например, одним из видов называется медицинский спирт. Это спирт высокой степени очистки, исключающей посторонние примеси. Другим видом этилового спирта является пищевой, выступающий основой для производства разнообразной алкогольной продукции.

Метиловый спирт (метанол) – сильнейший яд, употребление даже небольших доз которого, приводит к сильным отравлениям.

Изопропиловый спирт – часто применяется в промышленности в качестве замены этанола. В процессе расщепления этого спирта образуется ацетон, поэтому интоксикация при употреблении в больших количествах более сильная, чем от этилового спирта.

Цетиловый спирт – относится к жирным спиртам, используется при изготовлении косметической продукции в качестве стабилизатора для различных эмульсий и загустителей.

Муравьиный спирт – представляет собой раствор муравьиной кислоты в этиловом спирте. Не пригоден для употребления в пищу, хотя не представляет серьёзной опасности для организма. Широко применяется в медицине в качестве антисептика.

Салициловый спирт – раствор салициловой кислоты в этиловом спирте. Применяется в медицине, так как обладает противомикробным действием.

Камфорный спирт – раствор камфоры (бесцветные кристаллы с характерным запахом) в этиловом спирте. Также используется в медицине как противовоспалительное и антимикробное средство. Применяется только наружно.

Борный спирт – раствор борной кислоты в этиловом спирте. Является эффективным антисептиком.

Технический спирт – представляет собой водный раствор этилового спирта с различным процентным содержанием его. Технический спирт используется в авиатехнике в качестве рабочей жидкости, отсюда происходит его другое название, со временем укоренившееся – «авиационный». Имеет в составе добавки (в том числе тяжёлые металлы), благодаря которым данный спирт максимально способен обеспечить нормальное функционирование различных видов техники.

В разговорной речи под спиртом чаще всего подразумевают именно этиловый спирт, имеющий формулу С2-Н5-ОН.

Этиловый спирт или этанол имеет обширный спектр применения. Так, его используют в медицине, в парфюмерии, в лакокрасочном и фармацевтическом производстве, для изготовления кинофотоматериалов, взрывчатых веществ, бытовой химии, товаров радиоэлектроники.

Однако большинство производимого этилового спирта идёт на производство алкоголя — в частности, водки.

Напомним, первыми водку получили арабские химики в 6–7 веках н.э. Слово «алкоголь» происходит от арабского «аль-кухуль».

В Россию водку в качестве экзотического угощения для князей впервые завезли генуэзские послы в 1386 году.

На сегодняшний день этиловый спирт это единственная разновидность спирта, производство и оборот которого регулируется законодательно.

В России 22 ноября 1995 был принят Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Закон). Данный Закон регламентирует производство и оборот этилового спирта, устанавливает требование получения лицензии на подобную деятельность.

Лицензию на производство и оптовую торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукцией выдаёт Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Лицензию, дающую право на розничную торговлю алкогольной и спиртосодержащей продукцией в Москве, выдаёт Департамент торговли и услуг города Москвы, а в Московской области – Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.

В ст. 2 Закона даны определения основных используемых понятий, в том числе в п. 1 данной статьи указано: «этиловый спирт — спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый».

Также Закон устанавливает предельно допустимые значения содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции, при которых допускается деятельность без получения лицензии. Так, в п. 3, ст. 2 читаем: «спиртосодержащая продукция — пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции». Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что оборот указанной в данном пункте продукции подлежит лицензированию только в случаях, когда содержание этилового спирта составляет более 0,5 процента объема готовой продукции.

Нельзя забывать, что деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, в отношении которой для организации или предпринимателя законодательно установлена обязанность получения лицензии, осуществляемая без таковой, является правонарушением и влечёт административную ответственность.

Поэтому в вопросе получения необходимой лицензии, в случае, если вы намерены заниматься такой деятельностью, необходимо довериться опытным юристам.

https://www.ulc.ru/licenzija-na-alkogol/

 

Денисьева Ксения,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединенные Юристы