Опубликовано

Споры с налоговым органом – это настоящее испытание для профессионала (часть 2).

В данной статье мы продолжим повествование о спорах, которые попортили нервы многим предпринимателям, а именно о спорах с налоговым органом.  В первой части настоящей статьи мы ответили на вопросы, кто и как может обжаловать акты налогового органа, в какие сроки подается жалоба, как приостановить действие налогового акта. В этой статье мы опишем порядок рассмотрение жалобы на акты налоговых органов, какие полномочия есть у вышестоящего налогового органа, в какие сроки должно быть принято решение по жалобе, а также опишем в каких случаях следует обращаться в суд.

Требуется ли личное участие в рассмотрении жалобы?

Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу) со всеми документами, а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), за исключением следующего случая:

при выявлении в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, то вышестоящий налоговый орган производит рассмотрение жалобы, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

В этом случае руководитель или заместитель руководителя вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Какое решение может принять по жалобе вышестоящий налоговый орган?

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган может принять одно из следующих решений:

1. оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;

2. отменить акт налогового органа ненормативного характера;

3. отменить решение налогового органа полностью или в части;

4. отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;

5) признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение, по существу.

В какой срок принимается решение по жалобе (апелляционной жалобе)?

Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Решение по жалобе, не связанной с привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, принимается налоговым органом в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов. Срок может быть продлен не более чем на 15 дней.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также решение о продлении срока рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех дней со дня его принятия.

В каких случаях следует обращаться в суд?

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в выше указанные сроки, то акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке.

Акты ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действия или бездействие его должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Заключение

На этом мы завершаем вторую часть этой большой темы о спорах с налоговыми органами. Теперь, вы знаете больше о порядке обжалования и можете чувствовать себя увереннее при возникновении спорных ситуаций с налоговым органом. Мы постараемся предать вам еще большую уверенность в следующей части, прочитав которую вы узнаете об особенностях обжалования актов, действий бездействий налоговых органов в судебном порядке. Покажите проверяющим представителям налоговых органов, что вы знаете свои права и то как обжаловать их действия, в случае если, что-то пойдет не так.

https://www.ulc.ru/nalogovye-spory-v-nalogovoy-i-v-sude-zashchita-v-nalogovom-spore-vyezdnaya-i-kameralnaya-proverka/

 

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Споры с налоговым органом – это настоящее испытание для профессионала (часть 1).

Каждому человеку в жизни, приходиться иметь правовые взаимоотношения с налоговым органом. Иногда в этих взаимоотношениях может возникнуть спор или иначе говоря конфликт мнений, например, налоговый орган хочет, чтобы вы заплатили деньги за имущество или доход, а может быть и привлечь вас к ответственности за совершение налогового правонарушения, а вы с этим не согласны так как у вас нет имущества и дохода, и никаких правонарушений вы не совершали. В этой статье мы распишем как обжаловать акты, документы, действия или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.

Кто может участвовать в налоговых спорах?

При написания настоящей статьи мы основывались на нормах Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ).

Для начала давайте определим круг лиц, который имеет право обжаловать действия налоговых органов. В соответствии с нормой ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Следовательно, закон наделяет правом обжалования неограниченное число лиц, главным критерием является наличие мнение, что обжалуемые действия нарушают ваши права.

Как обжаловать акт налогового органа?

Давайте теперь перейдем непосредственно к порядку обжалования. У заявителя жалобы есть два способа обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд.

Начнем с подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. В вышестоящий налоговый орган подаются жалоба и апелляционная жалоба. В чем разница между ними?

В соответствии с нормой ст. 138 НК РФ:

  • Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц.
  • Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Жалоба и апелляционная жалоба подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, который принял акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, получивший жалобу, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В какой срок могут быть поданы жалоба и апелляционная жалоба?

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

В связи с тем, что жалоба является процессуальным документом, то нормами НК РФ к ней установлены определенные требования, так, например, жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. При этом жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В жалобе обязательно указываются:

1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;

2. обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3. наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого обжалуется, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;

4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;

5. требования лица, подающего жалобу;

6. способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика;

7. в случае подачи жалобы уполномоченным представителем обжалующего лица, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения. К жалобе также могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Выше перечисленные положения применяются также к апелляционной жалобе.

Как можно приостановить исполнение акта налогового органа?

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением следующего случая:

При обжаловании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению, срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения.

Заявление о приостановлении исполнения обжалуемого решения подается одновременно с жалобой на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение о приостановлении исполнения решения действует до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе.

Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. При этом, отзыв жалобы (апелляционной жалобы) лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

На этом мы заканчиваем первую вводную часть статьи о спорах с налоговым органом в следующих частях мы опишем порядок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы, а также опишем порядок обжалования решений или действий налогового органа в судебном порядке.

https://www.ulc.ru/nalogovye-spory-v-nalogovoy-i-v-sude-zashchita-v-nalogovom-spore-vyezdnaya-i-kameralnaya-proverka/

 

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Как получить компенсацию за длительное судопроизводство и длительное исполнение судебного акта?

Судебный процесс не всегда проходит быстро, а в некоторых случаях может затягивается на неразумно большой срок. В этой статье мы распишем, как получить компенсацию за длительное судопроизводство и длительное исполнение судебного акта, на примере арбитражного судопроизводства.

Для того чтобы разобраться в поставленном вопросе нам необходимо обратиться к нормам Федерального закона ˮО компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срокˮ (Далее – Закон о компенсации за длительное судопроизводство), и нормам Арбитражного процессуально кодекса РФ (Далее – АПК РФ).

Кто имеет право требовать компенсацию за длительное судопроизводство? 

Правом получения компенсации за длительное судопроизводство наделены граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

С лицами, имеющими право обращения за компенсацией мы разобрались, давайте теперь определим, что значит — разумный срок. К сожалению, действующее законодательство не дает точного определения разумного срока. Нормы АПК РФ определяют, что разбирательство дел в арбитражных судах осуществляется в сроки, установленные АПК РФ. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим АПК РФ. При определении разумного срока судопроизводства в арбитражных судах, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников арбитражного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судебного разбирательства. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе требующие замены судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков судопроизводства по делу

При этом, в соответствии с нормами «Закона о компенсации за длительное судопроизводство», нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Закон лишь указывает, что компенсация присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). Таким образом, затягивание должно происходить не из-за ваших действий или бездействия. Равнозначно присуждение компенсации происходит независимо от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Вышеуказанные правила определения разумного срока судопроизводства, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов. На практике неразумность срока рассмотрения дела определяется судами по-разному, в каком-то случае это может составлять девять месяцев в каком-то случае два года и больше. Возможно именно из-за данной неопределенности лица, участвующие в деле, не часто обращаются в суд за компенсацией, в случае, когда судебное разбирательство явно затягивается.

Порядок обращения в суд за компенсацией.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подается в арбитражный суд округа через арбитражный суд, принявший решение, если требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок вызвано длительным судебным разбирательством в арбитражном суде. Соответственно, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается также в арбитражный суд округа, если требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок вызвано длительным неисполнением судебного акта арбитражного суда. При этом требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть также изложено в заявлении о пересмотре судебного акта в кассационной инстанции.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть подано в арбитражный суд:

1. в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому было допущено нарушение;

2. до окончания производства по делу, по которому было допущено нарушение, в случае, если продолжительность рассмотрения данного дела превысила три года и заявитель ранее обращался с заявлением об ускорении его рассмотрения в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

При рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на:

1. судопроизводство в разумный срок интересы Российской Федерации представляет Министерство финансов Российской Федерации.

2. исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

При подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок уплачивается государственная пошлина для физических лиц – 300 рублей, для организаций – 6 000 рублей.

В заявлении о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должны быть указаны:

1.  наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2. наименование лица, подающего заявление, с указанием его процессуального положения, адреса или места жительства, наименования других лиц, участвующих в деле, их адрес или место жительства;

3. сведения о судебном акте, принятом по делу, предмет спора, наименование арбитражного суда, рассматривавшего дело, сведения об актах и о действиях органа, организации или должностного лица, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта;

4. общая продолжительность судопроизводства по делу, исчисляемая со дня поступления искового заявления или заявления в арбитражный суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу, или общая продолжительность исполнения судебного акта;

5. обстоятельства, известные лицу, подающему заявление, и повлиявшие на длительность судопроизводства по делу или на длительность исполнения судебного акта;

6. доводы лица, подающего заявление, с указанием оснований для присуждения компенсации и ее размера;

7. последствия нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок и их значимость для заявителя;

8. реквизиты банковского счета лица, подающего заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию;

9. перечень прилагаемых к заявлению документов.

Размер и форма присуждаемой компенсации.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается арбитражным судом в денежной форме.

Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Таким образом, каждое дело рассматривается индивидуально, однако, если Вы хотите увеличить шансы получения крупной компенсации за нарушения Ваших прав на разумное судопроизводство, то рекомендуем Вам, обратиться за профессиональной помощью в группу компаний Объединенные Юристы, специалисты которой имеют большой опыт в данной категории дел и с радостью помогут вам защитить Ваши интересы.

https://www.ulc.ru/vedenie-dela-v-arbitrazhnom-sude-o-prisuzhdenii-kompensacii-za-narushenie-prava-na-sudoproizvodstvo-v-razumnyj-srok/

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

 

Опубликовано

Телемедицина и способ ее нормативного регулирования в России.

Что же такое телемедицина и возможно ли вообще применение достижений информационных наук в такой специфичной сфере как медицинская деятельность без потери качества оказываемых услуг? Ведь именно в здравоохранении, как нигде, важно правильно и своевременно оказать необходимую помощь обратившейся стороне, чтобы предотвратить возможные неблагоприятные последствия.

Телемедицина – это один из самых быстро развивающихся сегментов здравоохранения во всем мире, в том числе и в России, который характеризуется использованием компьютерных технологий, как при взаимодействии врачей между собой, например, при проведении консилиумов, так и при оказании помощи пациенту.

Дистанционный характер оказываемых услуг, конечно, не должен сказываться на их эффективности, при это, однако, имеет и свои особенности, главная из которых это то, что в большинстве своем пациенту предоставляются услуги, либо в виде консультаций, либо в форме дистанционного наблюдения за состоянием его здоровья – оперативное вмешательство (непосредственно в форме операции) просто на просто невозможно, по причине дистанционного формата взаимодействия «врач-пациент».

Предъявляются ли к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям специальные лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности в форме телемедицины?

Для ответа на этот вопрос обратимся к специальному законодательству. Проанализировав нормативно-правовую базу, а именно – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава от 30.11.02017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», а также разъяснительное письмо Минздрава России от 09.04.2018 № 18-2/0579 «О порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», можно с уверенностью сделать вывод о том, что телемедицина – это только одно из направлений медицинской деятельности, для осуществления которого не предусмотрено получение специальной лицензии. Если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо захотят организовать деятельность косметологического кабинета – необходимо получить лишь лицензию на осуществление медицинской деятельности в общем порядке, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положением «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

То есть, необходимо соответствовать тем же лицензионным требованиям, что и организации, осуществляющие деятельность очно, например, это касается оснащения косметологического кабинета врачебного приема – при осуществлении деятельности с помощью телемедицинских технологий не проводятся какие-либо процедуры, поэтому и стандарты оснащения для манипуляционного или процедурного кабинетов не применяются.

Однако, помимо прочего, существует и ряд специальных требований. В частности, помещение должно быть обеспечено средствами связи и специальным оборудованием для осуществления дистанционного взаимодействия как с пациентами, так и с другими медицинскими работниками. Кроме того, необходимо оформление электронной подписи как самой организации, так и самих медицинских работников.

Таким образом, телемедицина является одним из самых перспективных направлений медицинской деятельности, который осуществляется с учетом ряда особенностей – в российском законодательстве не предусмотрено получение специального вида лицензии – общие требования к соискателям лицензии на медицинскую деятельность дополняются рядом специальных, характеризующих телемедицину.

https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/ 

 

 

Соснин Андрей,

юрист, специалист по лицензированию,

группы Объединенные Юристы.

Опубликовано

Кассационное обжалование в арбитражном судебном процессе. Часть 4.

Вот мы и подобрались к заключительной части повествования об особенностях судебного процесса в арбитражном суде кассационной инстанции. В предыдущих частях настоящей статьи мы рассмотрели сроки подачи кассационной жалобы, а также разобрались с порядком обжалования и требованиями, которые устанавливает к кассационной жалобе и отзыву действующее законодательство. Равным образом мы разобрали понятие второй кассации и описали требования, предъявляемые действующим законодательством к кассационной жалобе подаваемую в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации. Если вы еще не ознакомились с предыдущими частями, мы рекомендуем вам сделать это перейдя по этой ссылке .

В этой статье мы опишем особенности рассмотрения кассационной жалобы в судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации, а также опишем полномочия судебной коллегии при вынесении определения по кассационной жалобе.

Кассационная жалоба, поданная в соответствии с правилами, о которых мы писали в третьей части данной статьи, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает кассационную жалобу, по материалам, приложенным к ним, или по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья Верховного Суда Российской Федерации вправе вынести определение о приостановлении исполнения обжалуемых судебных актов до окончания производства в суде кассационной инстанции, если лицо, подавшее кассационную жалобу, ходатайствует о таком приостановлении, при условии, что заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебных актов.

По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит одно из следующих определений:

1. Об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. При этом кассационная жалоба, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции.

2. О передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и до истечения срока подачи кассационной жалобы, на обжалуемый судебный акт вынести определение об отмене данного определения и передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В случае, если при рассмотрении кассационных жалобы, представления будет установлено, что имеется определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы, для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра обжалуемого судебного акта по новым обстоятельствам.

Если судья принимает решение о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и копии кассационных жалобы, то суд направляет вам определение и извещает о времени и месте судебного заседания.

Как происходит судебное заседание Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации? В судебном заседании выступает судья-докладчик, который излагает обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, и отзыве, остальные судьи судебной коллегии слушают, делают пометки.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие кассационные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи. Лица, участвующие в деле и явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее кассационную жалобу. По результатам рассмотрения кассационной жалобы, представления вместе с делом Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносит определение. Вопросы, возникающие при рассмотрении кассационных жалобы, представления вместе с делом в порядке кассационного производства, разрешаются судьями большинством голосов. О вынесенном Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства определении сообщается лицам, участвующим в деле, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети ˮИнтернетˮ.

Давайте рассмотрим полномочия Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1. оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;

2. отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. При направлении дела на новое рассмотрение Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3. отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;

4. оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;

5. отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6. присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении;

7. оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения, по существу.

При этом в процессе рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права арбитражными судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении. В интересах законности Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении. При этом Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Вместе с тем, при рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении дела. Указания Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело. Определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, вступает в законную силу со дня его вынесения.

На этом мы заканчиваем повествование о кассационном обжаловании в арбитражном судебном процессе. Как вы могли понять, судебный процесс в кассационной инстанции довольно сложен для человека, который с этим ни разу не сталкивался. Поэтому, если вы решили отстаивать свои права в кассационной инстанции, то позаботьтесь о том, чтобы ваши интересы представлял опытный юрист, которого вы сможете найти в компании Объединенные Юристы.

https://www.ulc.ru/obzhalovanie-resheniya-ili-opredeleniya-arbitrazhnogo-suda-v-apellyatsionnoy-i-kassatsionnoy-instantsiyakh-apellyatsionnaya-zhaloba-kassatsionnaya-zhaloba/

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Кассационное обжалование в арбитражном судебном процессе. Часть 3.

В этой статье мы продолжим повествование об особенностях судебного процесса в арбитражном суде кассационной инстанции. В первой и во второй частях настоящей статьи мы рассмотрели сроки подачи кассационной жалобы, а также разобрались с порядком обжалования и требованиями, которые устанавливает действующее законодательство к кассационной жалобе и отзыву на неё. Если вы еще не ознакомились с предыдущими частями, мы рекомендуем вам сделать это перейдя по этой ссылке.

В этой статье мы опишем об особенностях подачи кассационной жалобы в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации, почему такого рода жалобы называют второй кассацией, а также мы рассмотрим другие интересные юридические тонкости, применяемые в суде кассационной инстанции.

Судебные акты могут быть полностью или в части обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства лицами, участвующими в деле, а также иными лицами, если в оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кассационные жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации подаются только на вступившие в законную силу:

  1. решения и определения арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
  2. постановления и определения арбитражных апелляционных судов;
  3. решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции;
  4. решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции;
  5. определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства, если судебные акты, в отношении которых предусмотрена возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа, обжаловались в указанном порядке;
  6. постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационной жалобы, а также судебные акты арбитражных судов, в отношении которых возможность обжалования в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа не предусмотрена, если они были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу.

Именно поэтому обращение в судебную коллегию в кассационном порядке называют второй кассацией, так как вы оспариваете судебные акты, принятые вышеназванными судами, в кассационной инстанцией. Раньше не было понятия второй кассации, а была надзорная инстанция, которая была упразднена в результате реформы. В профессиональном сообществе существовало мнение, что это было сделано из-за того, что европейский суд по правам человека, учитывал только судебные акты, рассмотренные в апелляционной и кассационной инстанциях.

Кассационные жалоба, подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу. Если вы пропустили срок подачи кассационной жалобы, по причинам, не зависящим от вас, в том числе в связи с отсутствием у вас сведений об обжалуемом судебном акте, то по ходатайству о восстановлении пропущенного срока, данный срок может быть восстановлен судьей Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, рассматривающим кассационные жалобу, при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом. По результатам рассмотрения данного ходатайства судья выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении. При этом, председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации, и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или о его восстановлении.

Кассационная жалоба, подаются в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в письменной форме, подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. Кассационная жалоба, также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети ˮИнтернетˮ.

В кассационной жалобе должны быть указаны наименование суда, в который подается кассационные жалоба, наименование лица, подающего кассационную жалобу, его процессуальное положение, наименования лиц, участвующих в деле, их адрес или место жительства, сведения об обжалуемом судебном акте и наименование принявшего его арбитражного суда, сведения о других судебных актах, принятых по делу, предмет спора, основания, по которым лицо, подающее кассационные жалобу, представление, обжалует судебный акт, с указанием на то, в чем заключаются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства, и приведением доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности с обязательной ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, подтверждающие данные нарушения. В конце указывается просьба лица, подающего кассационные жалобу и перечень документов, прилагаемых к кассационной жалобе.

Предлагаю подробнее остановиться на документах, прилагаемых к кассационной жалобе:

  1. копии обжалуемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу, которые должны быть заверены соответствующим судом;
  2. документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;
  3. доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание кассационной жалобы.

Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в электронном виде.

Кассационная жалоба, подается с копиями, количество которых должно соответствовать количеству лиц, участвующих в деле. Это основное отличие, так как ранее вы сами должны были направить копии жалоб другим участникам дела. А вот если вы подаете отзыв на кассационную жалобу, то вы уже обязаны направить копию отзыва другим участникам дела, а к экземпляру, отправляемому в суд, приложить доказательства направления отзыва другим участникам дела.

В отзыве, как и в случае с первой кассацией, нужно отразить нападки на судебные акты, которые ваш оппонент просит отменить. К отзыву на кассационную жалобу вы также имеете право приложить документы, подтверждающие возражения относительно жалобы. Отзыв направляется в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания. Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва. Отзыв может быть представлен в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети ˮИнтернетˮ. Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в электронном виде.

На этом мы закончим данную часть, в следующей части мы рассмотрим особенность рассмотрения кассационной жалобы, в том числе вы узнаете, что перед тем как судебная коллегия будет рассматривать кассационную жалобу, ее рассмотрит один судья и решит заслуживают ли доводы, указанные в жалобе, рассмотрения их коллегией судей, или нет, а также мы подробно разберем полномочия судебной коллегии при рассмотрении кассационной жалобы, а также другие интересные нюансы второй кассации.

https://www.ulc.ru/obzhalovanie-resheniya-ili-opredeleniya-arbitrazhnogo-suda-v-apellyatsionnoy-i-kassatsionnoy-instantsiyakh-apellyatsionnaya-zhaloba-kassatsionnaya-zhaloba/

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Защита экономических интересов предпринимателей на примере дела ООО «Ирбис» против Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа.

Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии с Основным законом в России также гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Казалось бы, весьма содержательные и открывающие перспективы нормы, не заключающие в себе очевидного противоречия. Но что случается, когда интересы обычных граждан резко расходятся с интересами предпринимателей, осуществляющих свою деятельность исключительно ради выгоды? Кого должно защищать государство в случае столкновения таких интересов?

Сомнений быть не может, что государство должно находить разумный баланс между потребностями граждан и интересами субъектов предпринимательской деятельности. Это становится особенно очевидно, когда речь заходит о тех сферах предпринимательской деятельности, которые тесно связаны с удовлетворением основополагающих потребностей человека. Чтобы продемонстрировать важность поддержания баланса между общественными интересами и интересами бизнеса обратимся к судебному спору между Департаментом промышленной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент) и ООО «Ирбис».

Итак, ООО «Ирбис», будучи ресурсоснабжающей организацией, оказывает коммунальные услуги населению по нецентрализованному водоотведению. Фактически общество занимается очисткой выгребных ям в сельских поселениях Чукотского автономного округа. В связи с осуществлением данной деятельности общество несет огромные финансовые затраты, представляющие собой разницу в стоимости коммунальных ресурсов по экономически обоснованным тарифам и стоимости тех же услуг по льготным тарифам, установленным для населения. Дело в том, что в соответствии с социальной политикой государства, обязанного обеспечивать достойную жизнь человека, в отдельных регионах нашей огромной страны, характеризующихся сложными климатическими условиями, органы государственной власти субъекта федерации имеют право устанавливать предельные цены (тарифы) на отдельные виды коммунальных услуг. Оказывая услуги по этим тарифам соответствующие ресурсоснабжающие организации работают себе в убыток, ибо льготные тарифы как правило в несколько раз, а то и десятков раз ниже экономически обоснованных тарифов.

Выходит, что, обеспечивая интересы граждан, проживающих в труднодоступных регионах России, государство в то же время ущемляет интересы предпринимателей, оказывающих этим гражданам жизненно важные услуги. Как в таком случае обеспечить баланс интересов?

Как правило, подобная ситуация разрешается путем создания компенсационных механизмов, предусматривающих порядок возмещения недополученных доходов предпринимателей. В рассматриваемом деле роль такого механизма выполняла субсидия.

Субсидии предоставляются юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных соответствующим законом субъекта РФ о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативно правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ. В соответствии с такими актами, действующими в Чукотском автономном округе, ООО «Ирбис» и заключило с Департаментом соглашение о предоставлении субсидии из окружного бюджета на компенсацию недополученных доходов, связанных с предоставлением населению коммунальных ресурсов (услуг) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, в 2017 году (далее – Соглашение). В соответствии с данным Соглашением ООО «Ирбис» должно было по представлении в Департамент комплекта необходимых документов получать за каждый отчетный период суммы субсидии. Исходя из планового объема предоставления населению коммунальных услуг общая сумма субсидии в пункте 1.2 Соглашения была определена в размере 50 026 700,00 рублей. Вместе с тем компенсационная природа субсидии позволила нашим юристам утверждать, что данная сумма представляет из себя лишь аванс на выплату субсидии для компенсации недополученных доходов, но никак не фиксированную цену субсидии. Она показывает, какую сумму ООО «Ирбис» может получить исходя из плановых объемов предоставления населению коммунальных услуг в результате платежей Департамента в 2017 году, что и случилось в действительности. Так, стоимость фактически оказанных услуг ООО «Ирбис» за 2017 год исходя из экономически обоснованных тарифов составила сумму в размере 80 124 717,12 рублей. Граждане-потребители из этой суммы заплатили по льготным тарифам для населения лишь 2 529 923,30 рублей. Таким образом, сумма недополученных доходов, составляющая разницу между стоимостью услуг по тарифам, утвержденным для населения, и экономически обоснованным тарифам составила 77 594789,82 рублей. В спорный период Департаментом всего дважды была произведена оплата по соглашению в общей сумме 31 209 554,80 рублей. Следовательно, задолженность Департамента по возмещению недополученных доходов составила 46 385 235,02 рублей.

Департамент же утверждал, что предоставление субсидии осуществляется исключительно в рамках обозначенной в Соглашении суммы в 50 026 700,00 рублей. Исходя из этого, Департамент выплатил субсидию лишь частично, в размере 31 209 554,80 рублей, что даже не покрыло плановую сумму недополученных доходов ООО «Ирбис». Таким образом, позиция Департамента заключалась в том, что он должен обществу лишь оставшуюся часть предусмотренной Соглашением суммы субсидии в размере 18 817 145,20 рублей. Более того, Департамент ссылался на то, что ранее в 2016 году они предоставляли аналогичную субсидию ООО «Ирбис», а документы, подтверждающие потребность в финансовых средствах и величину тарифов на 2016 год указанной организацией не представлены.

К чему бы привел данный спор, если бы наши юристы не доказали, что Департамент, превратно истолковывая нормы права, нарушил Заключенное им же соглашение? Скорее всего, к банкротству ООО «Ирбис», что повлекло бы за собой уход с рынка одного из основных поставщиков коммунальных услуг в своём регионе, а это уже отразилось бы непосредственно на проживающих там гражданах. В итоге, как права граждан, так и права предпринимателя были бы нарушены.

Однако нашим юристам удалось представить суду совокупность достоверных, допустимых и относимых доказательств, подтверждающих нарушение Департаментом Соглашения и причинение ООО «Ирбис» тем самым убытков. Наша позиция преимущественно основывалась на том, что в соответствии с Порядком предоставления субсидии и Соглашением, в случае если сумма субсидии, рассчитанная исходя из планового объема, меньше суммы, рассчитанной исходя из фактического объема предоставления населению коммунальных услуг, то недополученные суммы этой субсидии: за период с января по ноябрь – возмещаются при выплате субсидий предстоящего месяца; за декабрь – подлежат перечислению из окружного бюджета в срок до 1 апреля года, следующего за годом финансирования. Так как в данном деле фактический объем предоставленных населению коммунальных услуг превысил плановый, то вышеприведенные положения Соглашения вступили в силу и связали Департамент обязанностью по компенсации соответствующей части недополученных доходов.

Наши юристы также обратили внимание суда на тот факт, что в течение всего 2017 года Департамент принимал без всяких замечаний все отчеты и справки о компенсации недополученных доходов от ООО «Ирбис», из которых со всей очевидностью явствовало превышение плановых объемов предоставления коммунальных услуг по нецентрализованному водоотведению, соответственно, и увеличение суммы недополученных обществом доходов. Это обстоятельство свидетельствовало о том, что Департамент знал, что нарушает право общества на выплату субсидии, но ничего по этому поводу не предпринимал. Фактически, Департамент в одностороннем порядке допустил отказ от исполнения Соглашения.

В итоге, в полном соответствии с последовательно представленной нашими юристами позицией по этому делу, арбитражный суд пришел к выводу, что компенсационный характер субсидии не позволяет считать её раз и навсегда установленной суммой. Так как фактический объем коммунальных услуг по нецентрализованному водоотведению, оказываемых ООО «Ирбис», целиком и полностью зависит от поведения и потребностей потребителей, а не от плановых показателей, то и сумма возмещения недополученных доходов должна рассчитываться исходя из фактического объёма предоставленных населению услуг. Следуя этой логике, арбитражный суд постановил взыскать с публично-правового образования Чукотского автономного округа в лице Департамента за счет казны сумму недополученной субсидии в размере 46 385 235,02 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлине в размере 200 000,00 рублей, а всего – 46 585 235,02 рублей.

Таким образом, благодаря квалифицированной юридической помощи, вовремя оказанной сотрудниками группы Объединенные Юристы, удалось сохранить баланс между правами граждан-потребителей и интересами предпринимателей.

https://www.ulc.ru/vedenie-dela-v-arbitrazhnom-sude-Moskvy-oblasty/

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Разграничение обычного и медицинского педикюра с целью лицензировать медицинские услуги этой сферы.

Может ли обычный мастер педикюра оказывать услуги по лечению ногтей? Без специальной подготовки такие мастера могут сделать только классический педикюр, подразумевающий под собой декоративную обработку ногтей и стоп. Лечение же требует специальных профессиональных знаний в сфере подологии.

Кто такой подолог? Подолог – это врач, который занимается выявлением, лечением, и реабилитацией ногтей и кожи стоп пациента. Работа этого специалиста включает в себя одновременно услуги мастера педикюра и профессионала, помогающего справиться с заболеваниями стопы. Проблемы с ногтями и кожей стоп необходимо выявлять на ранних стадиях их развития, во избежание дальнейших осложнений. Подолог проведет консультацию, назначит лечение и поможет подобрать правильную обувь. Врачу как индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо создать медицинский кабинет и получить лицензию на осуществление медицинской деятельности по дерматовенерологии, так как он может не только ставить диагноз, но и лечить пациента.

Помимо Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование медицинской деятельности регламентируется также Положением «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)». Кроме того, чтобы иметь возможность предоставлять услуги по подологии, необходимо учесть ряд особенных требований, предъявляемых к дерматовенерологическим кабинетам Постановлением об утверждении САНПИН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Так, в пункте 2.7. данного постановления говорится, о недопустимости размещения в жилых и общественных зданиях ЛПО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным больным), за исключением амбулаторно-поликлинического консультативного приема дерматолога. Это означает, что размещение дерматовенерологического кабинета, в том числе и подологического, в жилых домах допускается только для консультаций пациентов и только при создании отдельного входа в такой кабинет. Чтобы осуществлять диагностику и лечение заболеваний: кожи, волос, ногтей, соискателю лицензии необходимо оборудовать отдельно стоящее здание, отвечающее требованиям, предъявляемым к медицинским организациям. К ним относится наличие помещения персонала, центрального горячего водоснабжения, систем отопления, вентиляции и кондиционирования, воздуха (допускается естественное проветривание), естественного освещения, медицинской мебели, гладкой поверхности стен, полов и потолков и т.п.

Кроме того, врачу-дерматовенерологу необходимо соответствовать следующим квалификационным требованиям:

  1. Диплом, подтверждающий наличие высшего образования по одной из специальностей: ˮЛечебное делоˮ, ˮПедиатрияˮ;
  2. Удостоверение, подтверждающее прохождение подготовки в интернатуре или ординатуре по специальности ˮДерматовенерологияˮ;
  3. Сертификат специалиста по специальности ˮДерматовенерологияˮ (повышать квалификацию нужно не реже одного раза в 5 лет).

Таким образом, по сравнению с мастером педикюра у врача-подолога работа направлена на сохранение и поддержание здоровья ногтей и кожи стоп, уход, выявление заболеваний на ранних стадиях, лечение. Это требует знаний анатомии, физиологии ногтей, кожи, стоп, которые он получает в процессе получения медицинского образования. В соответствии с профессиональным стандартом ˮВрач-дерматовенерологˮ оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациентам с заболеваниями, микозами гладкой кожи и ее придатков осуществляется врачом- дерматовенерологом, деятельность которого является лицензируемой.

https://www.ulc.ru/medicinskaja-licenzija-v-Moskve-i-Moskovskoj-oblasti/

 

Калиева Аина,

юрист, специалист по лицензированию

группы Объединённые Юристы.

Опубликовано

Онлайн-заседание в арбитражных судах Российской Федерации.

Русская народная мудрость гласит: нет худа без добра. Вот и пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) принесла не только отрицательные последствия для экономики и общественной жизни России, включая судебное производство, но и заставила нашу судебную систему подстраиваться под новые реалии, искать приемлемые формы реализации права на судебную защиту в условиях повышенного эпидемиологического риска. Речь прежде всего идет о расширении возможностей для участия в судебных заседаниях без необходимости непосредственного физического присутствия участников процесса в зале судебного заседания, что привело к появлению так называемых веб-конференций, иначе именуемых судебными онлайн-заседаниями.

Нормативным основанием этого нововведения послужили положения пункта 5 Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 № 821 с изменениями, внесенными постановлением от 29.04.2020 № 822, согласно которым судам рекомендуется «при наличии технической возможности с учетом мнений участников судопроизводства проводить судебные заседания по делам (материалам), указанным в пунктах 3 и 4 настоящего постановления, с использованием системы видеоконференц-связи и (или) системы веб-конференции с учетом опыта Верховного Суда Российской Федерации. Для участия в судебном заседании посредством веб-конференции участники судопроизводства подают в суд заявление в электронном виде с приложением электронных образов документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия».

В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – АПК РФ), как и во всем процессуальном законодательстве России, такая форма проведения заседаний ещё не предусмотрена, как и не установлены соответствующие правила организации судебных онлайн-заседаний и их проведения. Поэтому на практике юристам приходится по аналогии закона руководствоваться положениями статьи 153.1 АПК РФ, посвященной участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, а также информацией, публикуемой судами, участвующими в пилотном проекте, на своем официальном сайте в сети Интернет. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в рамках развития этой технологии общественные отношения опередили законодательство.

Сразу необходимо оговориться, что существует значительная разница между двумя смежными технологиями, а именно: видеоконференц-связью и веб-конференцией.

Так, видеоконференц-связь – это телекоммуникационная технология интерактивного взаимодействия трех и более удаленных абонентов, при которой между ними возможен обмен аудио- и видеоинформацией в реальном времени, при том что передача управляющих данных происходит в основном по гарантированным каналам связи.

Веб-конференция – это технология и инструментарий для организации онлайн-встреч и совместной работы в режиме реального времени через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а не через гарантированные каналы связи. Проведение веб-конференции невозможно без подключения к сети Интернет, ведь связующим звеном между участниками конференции может служить как клиентское приложение, загруженное и скаченное из интернета заранее, так и веб-приложение, работающее напрямую через браузер.

Таким образом, основное различие между вышеназванными технологиями заключается в гарантированности передачи аудио- и видеоданных. Также технология веб-конференции позволяет с помощью электронно-вычислительных машин (компьютер, телефон, планшет и т.д.) участвовать в судебном заседании, находясь при этом в офисе или даже дома. То есть лицу, которое хочет принять участие в веб-конференции, в отличие от технологии видеоконференц-связи, не нужно идти в другой суд, оснащённый необходимым оборудованием. Участие в веб-конференции обеспечивается самим участником процесса, с использованием собственных технических средств.

Очевидно, что возможности и значимость веб-конференции не ограничиваются нивелированием ограничений в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Можно с уверенностью сказать, что эта технология в дальнейшем (да уже и сейчас) позволит участвовать в судебных процессах лицам с ограниченными возможностями, что должно положительно сказаться на реализации права на судебную защиту таких лиц. Более того, зачастую участники судопроизводства вынуждены нести значительные судебные издержки для участия в судебном заседании, которое проводится в отдаленном от их места нахождения суде. Технология же веб-конференции позволяет снять пространственные ограничения между участником процесса и судом, делает правосудие более «территориально» доступным. Поэтому, на наш взгляд, проведение судебных онлайн-заседаний – это чрезвычайно перспективное нововведение Верховного Суда Российской Федерации, которое уже сейчас нуждается в процессуальном регулировании.

С учетом нашей практики по участию в судебных онлайн-заседаниях эта форма проведения судебного заседания выглядит следующим образом.

Прежде всего, необходимо подготовить все необходимые технические средства и информационные каналы взаимодействия. Итак, для участия в судебном онлайн-заседании Вам понадобится следующее:

Компьютер с исправными видеокамерой и микрофоном (или же телефон/планшет по техническим характеристикам способный принимать и передавать аудио- и видеоданные).
Доступ к сети Интернет со скоростью соединения не ниже 10 мбит/с.
Подтвержденная учетная запись в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для получения подтверждения учетной записи ЕСИА необходимо подтвердить личность пользователя стандартной учетной записи ЕСИА (через уполномоченные банки, МФЦ, почтой, заказав из профиля код подтверждения личности по Почте России).

Технически судебное онлайн-заседание проводится с помощью информационной системы «Мой арбитр», поэтому установка каких-либо специальных программ для видеосвязи, например, Skype, Zoom, WhatsApp, Discord, Talky – не требуется.

Чтобы согласовать участие в судебном онлайн-заседании лицам, участвующим в деле, необходимо подать в суд ходатайство об участии в судебном онлайн-заседании посредством заполнения электронной формы в информационной системе «Мой арбитр». Для этого на вкладке «Подать документы в суд» выбираем раздел «Заявления и ходатайства». Далее на вкладке «Вид обращения» в блоке «Арбитражные заседания в онлайн и ВКС режиме» необходимо выбрать именно «Ходатайство об участии в онлайн-заседании». Вместе с ходатайством загружаем копии паспорта и документа о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности, а также копию доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия на представление в суде интересов участника процесса.

Первое по делу ходатайство об участии в онлайн-заседании должно быть подано заявителем заблаговременно до назначенной судом даты заседания. Срок, до которого может быть подано ходатайство, определяется каждым судом индивидуально. Например, в Шестом арбитражном апелляционном суде дата онлайн-заседания не может быть ранее чем через пять рабочих дней со дня согласования ходатайства. Соответственно, первое ходатайство по делу должно быть подано как минимум за пять рабочих дней, предшествующих дню назначенного судебного заседания.

Для согласования последующих ходатайств других участников процесса на эту же дату заседания ограничительный срок не распространяется. Так, в одном из процессов с нашим участием, где заседание было назначено на 04.08.2020 (мы подавали ходатайство 13.07.2020), другая сторона подала ходатайство 03.08.2020, и суд его удовлетворил.

При согласовании судом ходатайства первому заявителю по делу на адрес электронной почты, подтвержденной в ЕСИА, направляется уведомление о проведении судебного онлайн-заседания с указанием даты и времени заседания. Последующим заявителям направляется уведомление уже без указания даты и времени заседания, так как они могут ходатайствовать об участии в уже назначенном онлайн-заседании. В случае отклонения ходатайства заявителю на электронную почту поступит уведомление о причинах такого отклонения.

После этого в карточке дела в информационной системе «Картотека арбитражных дел», для участия в судебном заседании по которому подано ходатайство, во вкладке «Онлайн-заседания» появится запись о проведении судебного онлайн-заседания для информирования других лиц, участвующих в деле, и предоставления им возможности присоединиться к судебному онлайн-заседанию с соблюдением указанного выше порядка (посредством оформления и подачи соответствующего ходатайства в электронном виде).

Перед началом заседания заявители, одобренные для участия в судебном онлайн-заседании, заходят на вкладку «Онлайн-заседания» в соответствующей карточке дела в информационной системе «Картотека арбитражных дел». Для участия в заседании заявители должны быть авторизованы под теми учетными записями в ЕСИА, под которыми были поданы соответствующие ходатайства. Другим пользователям информационной системы «Картотека арбитражных дел» модуль для проведения заседаний в режиме онлайн-заседания на этой вкладке не будет доступен.

В назначенное время (плюс – минус десять минут) суд запустит заседание. Для подключения к нему на вкладке «Онлайн-заседания» необходимо нажать «Онлайн-заседание идёт». Поздравляем, теперь Вы находитесь в судебном онлайн-заседании!

Судебное онлайн-заседание в арбитражном процессе, за отсутствием специальных процессуальных правил, проводится в порядке, предусмотренном статьями 153 и 154 АПК РФ. Установление личности подключившихся к заседанию лиц и проверка их полномочий осуществляются судом по приложенным к ходатайству копиям паспортов, дипломов и доверенностей. В нашей практике не было случаев, чтобы судьи просили продемонстрировать на камеру или посредством показа экрана компьютера суду (специальная кнопка в окне веб-конференции) подлинники указанных документов. Однако, из-за процессуальной неурегулированности этого вопроса мы все-таки рекомендуем иметь при себе подлинники этих документов во время проведения заседания, чтобы в случае необходимости продемонстрировать их суду. В противном случае суд может не допустить в судебное онлайн-заседание участника, не представившего надлежащих доказательств своих полномочий на ведение дела.

Интересен вопрос о том, необходимо ли участникам заседания вставать при даче объяснений и показаний суду, постановке и ответах на вопросы. В ходе онлайн-заседаний с нашим участием мы задавали соответствующий вопрос председательствующим судьям, и они разъясняли, что это правило установлено в статье 154 АПК РФ для судебных заседаний всех форм, без каких-либо исключений, поэтому де-юре его соблюдение обязательно и в ходе судебного онлайн-заседания (хоть это и чрезвычайно неудобно). Однако на основании части 2 статьи 154 АПК РФ судьи во всех случаях позволяли участникам веб-конференции отступить от этого правила, за исключением обязанности выслушивать решение суда стоя (камеру при этом необходимо направить на своё лицо).

Интересен также процесс принятия судом решения по итогам судебного онлайн- заседания: на время совещания судей и принятия решения просто выключается камера и микрофон суда. Поэтому проследить удаляются ли судьи в совещательную комнату или принимают решение непосредственно в зале судебного заседания практически невозможно. Напомним, что помещении, в котором суд проводит совещание и принимает судебный акт, могут находиться только лица, входящие в состав суда, рассматривающего дело. Следовательно, принятие решения непосредственно в зале судебного заседания не будет противоречить части 4 статьи 167 АПК РФ, только если из зала судебного заседания суд удалит всех лиц, не входящих в состав суда, на время принятия решения. То есть зал должен покинуть секретарь судебного заседания (помощник судьи, если он выступает в качестве секретаря). В противном случае будет нарушено правило о тайне совещания судей.

По нашему мнению, законодателю следует детально урегулировать этот вопрос, чтобы избежать практики, когда несогласная с принятым судебным актом сторона из-за отсутствия нормативно закрепленной процедуры принятия решения суда по итогам судебного онлайн-заседания сможет обжаловать его на том основании, что были нарушены правила о тайне совещания судей при принятии решения.

Итак, после принятия судом решения вновь включается камера и микрофон суда, всех просят встать, и председательствующий судья зачитывает резолютивную часть принятого судебного акта, разъясняет порядок его обжалования, благодарит всех за участие и покидает веб-конференцию. Остальные участники могут ещё 3-5 минут находится в окне веб-конференции, после чего она будет автоматически прекращена.

В этот же день суд публикует в карточке дела протокол судебного онлайн-заседания и резолютивную часть принятого по его итогам судебного акта.

Таким образом, наш опыт показывает, что организация и проведение судебных онлайн-заседаний проходит гораздо быстрее и легче, чем осуществление видеоконференц-связи при содействии арбитражного суда или суда общей юрисдикции в соответствии со статьей 153.1 АПК РФ. Остается надеяться, что в скором времени большинство судов будут обладать возможностями для проведения судебных заседаний в такой форме, и что федеральный законодатель, в свою очередь, займется закреплением этой технологии в процессуальном законодательстве.

Поэтому если Вы не можете участвовать в судебном заседании из-за удаленности суда от вашего места жительства, необходимости производить большие финансовые расходы для участия в судебном заседании, ограниченных возможностей, действия в регионе суда ограничительных мер из-за пандемии коронавируса, или по любым другим причинам, обращайтесь к нам – мы обладаем всей необходимой техникой, а главное опытом участия в судебных онлайн-заседаниях арбитражных судов и готовы квалифицированно отстоять Ваши интересы в этой инновационной форме судебного заседания.

https://www.ulc.ru/arbitrazh-spory-v-arbitrazhnom-sude-vedenie-dela-zashhita-uslugi-v-arbitrazhe/

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединенные Юристы.

Опубликовано

Кассационное обжалование в арбитражном судебном процессе. Часть 2.

В этой статье мы продолжим повествование об особенностях судебного процесса в арбитражном суде кассационной инстанции. В первой части настоящей статьи, мы рассмотрели сроки подачи кассационной жалобы, а также разобрались с порядком обжалования и требованиями, которые устанавливает к кассационной жалобе действующее законодательство. Если вы еще не ознакомились с первой частью, мы рекомендуем вам сделать это перейдя по этой ссылке.

Давайте рассмотрим ситуацию, когда вы выступаете против удовлетворения кассационной жалобы. Если вы против требований заявленных в кассационные жалобы, то об этом нужно заявить. В процессуальном законодательстве такая форма заявления именуется — отзывом на кассационную жалобу. Как и к другим процессуальным документам к отзыву установлен ряд требований.

Основополагающее требование определяет, что Вам необходимо составить отзыв в письменном виде. В отзыве нужно отразить нападки, на судебные акты, которые ваш оппонент просит отменить. При этом очень важно сослаться на действующее законодательство и на доказательства, имеющиеся в деле. При этом, когда будете ссылаться на доказательства, не поленитесь и сходите в арбитражный суд для того, чтобы сфотографировать материалы дела. Вы имеете на это право. И вам не могут отказать в ознакомлении с делом. Спросите для чего? Отвечаем: чтобы в отзыве указывать порядковый номер документа, находящегося в папке у суда. Дело в том, что каждый лист дела пронумерован, в деле может быть очень много документов, а дело может состоять из нескольких томов. Поэтому с целью облегчения ознакомления с вашим делом, вы делаете суду своеобразную подсказку, например, смотри том 2 лист дела 57. Поверьте так будет намного эффективней, чем если вы просто напишите, что в деле есть доказательство опровергающее, довод, указанный в кассационной жалобе. В конце концов все мы люди, и судьи здесь не исключение.  Не лишним будет также найти судебную практику по аналогичным спорам и приложить её. После того, как отзыв написан, вам необходимо направить его с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд. При этом к отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле. Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания. Обычно судьи соглашаются, что для ознакомления с отзывом достаточно нескольких дней, но бывают и исключения из правил.

Отзыв подписывается лицом, участвующим в деле, или его представителем. К отзыву, подписанному представителем, прилагается доверенность или иной документ, подтверждающие его полномочия на подписание отзыва.

Отзыв может быть представлен в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда, рассматривающего дело, в информационно-телекоммуникационной сети ˮИнтернетˮ. Документы, прилагаемые к отзыву, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

После того как кассационная жалоба и отзыв на нее поданы, арбитражный суд кассационной инстанции приступает к рассмотрению дела, которое должно пройти в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления кассационной жалобы вместе с делом в арбитражный суд кассационной инстанции, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству. При этом данный срок, может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела или со значительным числом участников арбитражного процесса.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе:

1. оставить решение арбитражного суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;

2. отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом описанным ниже.

3. отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе;

4. отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда первой или апелляционной инстанции в пределах одного и того же судебного округа, если указанные судебные акты повторно проверяются арбитражным судом кассационной инстанции и содержащиеся в них выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам;

5. оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений;

6. отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

При этом очень важно понимать, что арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Как вы могли понять из этой статьи, в кассационной инстанции существует очень много специфических нюансов, разобраться в которых конечно же возможно, но это займет определенное время. Цените свое время, обращайтесь за помощью к профессионалам, например, в группу Объединенные Юристы многолетний практический опыт которой, не только сэкономит ваше время, но и увеличит шансы на победу.

На этом мы закончим данную статью в следующей части, мы расскажем об особенностях подачи кассационной жалобы в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации, почему такого рода жалобы называют второй кассацией, а также мы рассмотрим другие интересные юридические тонкости, применяемые в суде кассационной инстанции.

https://www.ulc.ru/obzhalovanie-resheniya-ili-opredeleniya-arbitrazhnogo-suda-v-apellyatsionnoy-i-kassatsionnoy-instantsiyakh-apellyatsionnaya-zhaloba-kassatsionnaya-zhaloba/

 

Казаков Андрей,

юрист, специалист по судебной защите

группы Объединённые Юристы.