Что же понимать под иностранным юридическим лицом и каков его правовой статус? На мой взгляд, существует минимум два понимания иностранного юридического лица. Во-первых, иностранным юридическим лицом является лицо, созданное в соответствии с национальным законодательством зарубежного государства. Во-вторых, юридическое лицо, созданное в соответствии с российским законодательством, однако в качестве его учредителей (участников) выступают иностранные лица.
Ст. 4 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» предусматривает, за исключением некоторых ограничений, одинаковый правовой статус как иностранных, так и российских юридических лиц. Созданное в соответствии с российским законодательством юридическое лицо, однако учредителями (участниками) которого являются иностранные лица, т.е. иностранные инвесторы, в принципе обладает правоспособностью российского юридического лица с учетом некоторых ограничений (к примеру, ограничения на работы с радиоактивными материалами, запрет страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций). Таким образом, данные юридические лица, имеют право быть лицензиатами и осуществлять лицензируемую деятельность на территории Российской Федерации.
По-иному обстоят дела с юридическими лицами, созданными в соответствии с иностранным правом. Согласно НК РФ, иностранное коммерческое юридическое лицо, регулярно осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, образовывает представительство (филиал), к тому же филиал должен пройти процедуру аккредитации в налоговых органах.
Тут и возникает проблема. Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как известно, российское законодательство определяет филиал как структурное подразделение юридического лица. Отсюда следует, что получение лицензий на филиал невозможно, так как филиал не является самостоятельным юридическим лицом.
Может ли иностранное юридическое лицо получить лицензию? До сих пор не было однозначного правового обоснования такой возможности. Главный аргумент заключался в том, что иностранные организации осуществляют свою деятельность на территории РФ через свои филиалы, однако получить лицензии можно. Для этого необходимо подать заявление от имени головной организации, представителем которой будет, к примеру, руководитель филиала иностранного юридического лица. Вместе с этим, дополнительным аргументом выступало отсутствие в законодательстве прямого запрета иностранным организациям быть лицензиатами.
Однако, все эти обоснования просто-напросто «упирались» в подп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно положениям данного нормативного правового акта в заявлении о предоставлении лицензии требуется указать регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ. Этого иностранные юридические лица, конечно же, сделать не могут, ввиду того что, они уже созданы и зарегистрированы в зарубежном государстве. Более того, их филиалы до начала осуществления деятельности на территории России должны пройти процедуру аккредитации, а не регистрации.
21 мая 2020 года решение этой правовой проблемы сдвинулось с мертвой точки. Минэкономразвития России внесло на рассмотрение Правительства РФ законопроект № 02/04/05-20/00102171, вносящий изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», который устанавливает, что иностранные юридические лица в заявлении о предоставлении лицензии должны будут указывать номер записи об аккредитации филиала и дату внесения записи об аккредитации филиала в реестр аккредитованных филиалов, а не данные из ЕГРЮЛ.
В соответствии с планом «Трансформация делового климата», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2019 № 20-р, проект должен быть внесен в Государственную Думу в течение 2020 года, а его принятие, предположительно, будет уже в 2021 году. Однако законопроект, в случае его принятия, вступит в силу лишь по истечении 180 дней после дня официального опубликования. Это обусловлено необходимостью внесения изменений в ряд подзаконных нормативных правовых актов.
Результатом внесения изменений должно стать устранение пробела в регулировании и законодательное закрепление возможности иностранным инвесторам получения лицензий на осуществление деятельности в Российской Федерации.
https://www.ulc.ru/licenzirovanie-vseh-vidov-dejatelnosti-licenzii-na-vse-vidy-rabot/
Яковлев Александр,
юрист, специалист по лицензированию
группы Объединенные Юристы